Как обучать младших школьников пониманию учебных текстов
Автор линии «Литературное чтение» (УМК «Планета знаний») Элла Эдуардовна Кац разобрала в одном из наших вебинаров тексты и задания из учебника для третьего класса. Рассмотрим на примере нескольких уроков как знакомить ребят со сказками, стихами и рассказами так, чтобы дети научились обдумывать о обсуждать прочитанное.Александр Сергеевич Пушкин, поэма «Руслан и Людмила» (вступление)
1. Начинаем со словарной разминки.Первое задание. Подбери синонимы и антонимы к словам Неведомый, Невиданный. Детям нельзя подсматривать в словарь синонимов до тех пор, пока они не предложат собственные решения, сделанные на основе жизненного опыта.
2. Второе задание. Какие значения может иметь слово Заводить?
3. Объясняем, что такое поэма. Это большое поэтическое произведение – как правило, о героических событиях.Читаем детям отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Читаем медленно, ставя паузы, изменяя интонацию, понижая и повышая голос.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил...
-
Обращаемся к словам в сносках. Не стоит разбирать их до прочтения отрывка – ученики не запомнят значения новых слов без контекста. Уже после прочтения ищем в тексте слова из сносок и обсуждаем их.
-
Разбираем с детьми другие слова. Например, Пленяет – значит, очаровывает (грозного царя). Тужит – печалится, горюет, тоскует. Дети сами указывают, какие слова в тексте были им непонятны.
-
Если на уроке хватает времени, рассказываем о событиях поэмы, зачитываем несколько фрагментов. Например, похищение красавицы Людмилы или встречу Руслана с головой. Главная задача: сформировать у ребенка интригующее представление о произведении, которое может привести к прочтению поэмы.
-
Задания на уроке и на дом.
-
Прочитай отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» про себя. Подумай, где надо сделать паузы, какие слова выделить. Затем прочитай его вслух. (Такое чтение помогает ребенку не только вникнуть в содержание текста, но и почувствовать его музыку. А это особенно важно при изучении А.С. Пушкина.)
-
О каких сказочных героях говорит «кот ученый»? Вспомните, в каких сказках встречались герои, о которых упоминает А.С. Пушкин? Какие поступки они совершали? (Это серьезное задание, которое побуждает учеников привлекать и актуализировать свой читательский опыт.)
-
Расскажите, какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку. (Задайте ребятам выучить несколько строф и нарисовать иллюстрации к ним. Пусть дети расскажут о расположении в пространстве объектов, которые они хотят нарисовать. Что будет спереди, сзади, справа, слева? Пусть расскажут о позах существ, о выражениях лиц, о цветах. Рассказать о картинах из воображения – даже важнее, чем их нарисовать.)
Юнна Мориц, стихотворение «Песенка про сказку»
1. Словарная разминка.
Первое задание. Какой бывает сказка? Продолжи ряд слов: Сказка – … . Ученики вспоминают, что сказка может быть народная, авторская, грустная, веселая, добрая, злая и так далее. Дети передают личные впечатления о конкретной сказке или о нескольких.
Второе задание. Каким бывает смех? Продолжи ряд слов: Смех – … . Смех может быть громкий, звонкий (звуковая характеристика), добрый или злой (эмоциональное содержание). Отвечая на вопрос, дети обращаются к своему жизненному опыту. Это непростое задание и хорошо, если дети подберут как можно больше слов, характеризующих смех человека.
Третье задание. Подбери синонимы к словам Обожать, Прелестный, Справедливый, Гурьбой.
2. Читаем стихотворение «Песенка про сказку».
Сказка по лесу идет –
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живет,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!
Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки -
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!
4. Задания на уроке и на дом.
- Как относится к сказкам Юнна Мориц? Какие слова стихотворения помогли тебе понять это?
- Какие чувства, по-твоему, передала поэтесса в своем произведении? Почему в нем так много восклицательных знаков? (Дети рассуждают о чувстве восхищения, о доброте в сердце)
- Вспомни сказки, в которых «добрый злого победил» или «добрый злого стать хорошим убедил». Расскажи, как это происходило.
- Объясните смысл слов «сказка – умница и прелесть». Согласны ли вы с этими словами? Обоснуйте свой вывод. (Ответ раскрывает внутреннее читательское отношение ребенка к сказке как к жанру. Дети рассуждают о том, что сказки – умные, многое дают уму, красивые, их всегда приятно почитать)
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
Немецкая народная баллада «Маленький скрипач»
1. Словарная разминка.Первое задание. Подбери синонимы к словам Фантазировать, Щадить.
Второе задание. Объясни смысл словосочетаний: хлебнуть горя, хлебнуть воды, хлебнуть страху, поднялся плач, поднялся ветер, поднялся со стула.
2. Объясняем, что такое баллада. Это стихотворение, в котором говорится о фантастических, сказочных событиях.
Когда родился я на свет,
Меня качали в зыбке.
Прошло не так уж много лет –
Я стал играть на скрипке.
В родной стране, в чужом краю
Играл я задушевно.
Влюбилась в музыку мою
Однажды королевна.
«Зайди скорее во дворец,
Сыграй мне два куплета!»
«Да разве можно?! Ваш отец
Казнит меня за это!»
«Зайди скорее во дворец,
Оставь свою заботу:
Сегодня ночью мой отец
Умчался на охоту».
И вдруг – король влетел во двор!
Как выдернет он шпагу!
Как закричит: «Разбойник! Вор!
Схватить! Казнить бродягу!»
Вот день прошел, прошло два дня.
Ох, и хлебнул я страху!
На третий день ведут меня
Три стражника на плаху.
Король на зрелище созвал
Соседей и соседок.
«Дозвольте, братцы, – я сказал, –
Сыграть вам напоследок».
Король, слегка умерив гнев,
Кивнул своей короной.
И заиграл я тут напев
Протяжный, похоронный.
Какой тогда поднялся плач!
Толпу трясло от плача.
«Ну вот что, маленький скрипач, –
Король воскликнул плача, –
Бери-ка в жены дочь мою!
Играешь ты на славу.
Тебе свой замок отдаю
И всю мою державу!»
-
Что ты почувствовал, о чем подумал, когда прочитал это произведение? (Отвечая на вопрос, дети учатся постигать себя. Самоанализ – качество доступное далеко не всем. После вопроса ученики на некоторое время замирают.)
-
Как вы понимаете слова маленького скрипача «Играл я задушевно!» Каким был маленький скрипач? (Ученики объясняют, что задушевно – это значит сердечно, искренне, пытаясь передать собственные переживания. О скрипаче могут сказать, что он очень любил музыку, был скромным и честным человеком, при этом мужественным. Одни ученики могут посчитать, что скрипач пытался схитрить, а другие – что он искренне хотел проститься с музыкой.)
-
Прочитай строки, которые, по-твоему, особенно ярко передают впечатление, произведенное игрой скрипача.
-
Прочитайте стихотворение по ролям с товарищем.
-
Какие стихотворения, рассказы о музыке и музыкантах ты читал? Расскажи о герое одного из произведений.
-
Какую музыку ты любишь? Какие чувства, мысли, желания возникают у тебя, когда ты слушаешь любимую музыку?
-
Как бы ты ответил на вопрос «Что может музыка»?
-
Принеси на следующий урок записи любимых музыкальных произведений.
Генрих Сапгир, стихотворение «Сны»
-
Начинаем с выступлений детей, их рассказов о любимой музыке, прослушивания некоторых принесенных музыкальных произведений.
-
Рассуждаем с учениками о том, что такое музыка. Дети могут ответить, что она поднимает настроение, делает все красивым. Подобные обсуждения очень важны, поскольку в поэзии музыка звучит всегда, и, независимо от смысла произведения, ее нужно слышать и чувствовать.
-
Читаем стихотворение «Сны»
Луна глядится
В стекла рам.
По вечерам.
И спать ложатся
Чудаки.
Надев пенсне
или очки,
Чтобы яснее
Видеть сны,
Слетающие
К ним с луны.
Притом одни
Привыкли брать
Карандаши
С собой в кровать,
Чтоб все во сне
Нарисовать.
Другие –
Свой магнитофон,
Чтоб записать
Красивый сон.
А этот пасмурный
Старик
Всегда одетый
Спать привык.
И без галош
И без пальто
Он не ложится
Ни за что.
Его задумчивые
Сны
Всегда дождливы
И грустны.
А вот – лукавый
Бородач.
Он под подушкой
Прячет мяч.
Он знает,
Что во сне опять
Он будет прыгать
И играть.
Лужайка будет,
Солнца свет,
И будет снова
Десять лет.
-
Как Сапгир относится к чудакам: с насмешкой, презрением, грустью, сочувствием, пониманием? Может быть, как-то иначе? Обсуди вопрос с товарищем. Объясни свой вывод. (Обычно дети говорят, что относится с доброй улыбкой.)
-
Прочитай вслух это произведение. Не забудь, что в конце строчек, даже коротеньких, надо делать паузу.
-
Почему поэт называет своих героев чудаками?
-
Что открыл тебе в каждом чудаке его сон? Расскажи, какие, по-твоему, это люди.
-
Выучи стихотворение из этого раздела, которое тебе больше понравилось. Объясни, чем оно привлекло тебя.
-
Расскажи, какой сон хотел бы ты увидеть.
Василий Белов, рассказы «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»
-
Переходим с учениками к разделу «О мужестве и любви». Обсуждаем данные понятия. Мужество – это храбрость, решительность. Любовь – очень глубокое, сильное, сердечное чувство.
-
Рассуждаем с учениками, что такое «зло» и «добро». Зло – плохое, вредное для многих людей. Добро – хорошее, полезное для многих людей.
-
Читаем рассказы Василия Белова про Мальку. Это рассказы о собачке, которая живет в деревне.
-
Задания на уроке и на дом.
-
Расскажи особенно запомнившуюся тебе историю из жизни Мальки. Объясни, чем эта история привлекла тебя. Что можно сказать о характере Мальки, если прочитать только рассказ «Верный и Малька»? Выбери слова, которые пригодятся для ответа: злая, добрая, надоедливая, трусливая, смелая, заботливая, беспокойная, упрямая, мужественная, любящая. Расскажи, как проявился характер Мальки. (Мнения детей могут разойтись. Например, одни буду говорить, что Малька просто злая, другие – что она любит хозяйку и выполняет свои обязанности.)
-
Сравните Мальку с Моськой из басни Ивана Крылова.
-
Какой ты увидел Мальку в других рассказах? Обсуди этот вопрос с товарищем.
-
Расскажи о Мальке по плану: 1) наружность Мальки; 2) ее отношение к хозяйке, к другим людям, к животным; 3) особенности ее характера, проявившиеся в разных ситуациях.
-
Прочитай два отрывка из рассказов о Мальке.
«Малька – это такая злющая собачонка, что хуже уже некуда. Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра».
«Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждый так может».
Определи отношение писателя к Мальке в первом и во втором случае. Какие слова или предложения помогли тебе понять это?
-
Как ты относишься к Мальке? Вспомни, какими словами можно выразить свое отношение к чему-нибудь. Объясни свои чувства к собачке.
-
Расскажи о Мальке от лица ее хозяина.
-
Придумай и расскажи новую историю из жизни Мальки.
-
Вспомни историю из жизни знакомого животного. Расскажи ее так, чтобы понятно стало, как ты к нему относишься. Если хочешь, запиши эту историю.
Иван Сергеевич Тургенев, рассказ «Воробей»
-
Проверяем творческие задания по рассказам Василия Белова.
-
Словарная разминка. Объясни значение выражений: трепетал от ужаса, трепетал на ветру.
-
Читаем рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей».
-
Объясняем, что такое Благоговеть. Это значит глубоко уважать, восхищаться.
-
Задания на уроке и на дом.
-
Расскажите, что произошло в аллее сада.
-
Прочитай, как И.С. Тургенев описал наружность и поведение воробья.
-
Что чувствовал старый воробей, когда прыгал «в направлении зубастой раскрытой пасти»?
-
Спроси у взрослых, как можно понять слова «камнем упал» и «жертвовать собою».
-
Почему же старый воробей не смог усидеть на своей безопасной ветке?
-
Что почувствовала собака, когда увидела, как ведет себя черногрудый воробей? И.С. Тургенев написал, что пес был «смущенный». Что это значит?
-
Как ты понимаешь слова И.С. Тургенева «Любовь… сильнее смерти и страха смерти»? Спроси у учителя, родных, старших товарищей, как они понимают эти слова.
-
Приходилось ли тебе читать другие произведения (или смотреть кинофильмы) о том, что «Любовь сильнее страха смерти»? Расскажи о них.
#ADVERTISING_INSERT#