Что такое уважать? Правила общения с ребенком
Переходный возраст ассоциируется в основном с негативом: мнительность, недовольство собой и окружающими, непослушание, резкая смена настроения. Ребята смотрят на жизнь сквозь черные очки и считают, что ими пренебрегают, или наоборот — досаждают опекой. Итог всегда печальный: ответный выпад в виде грубости и провокаций гарантирован. Разобраться в сложных отношениях с подростками помог учитель начальных классов, консультант по вопросам воспитания и обучения Илья Чирков.Онлайн-встреча прошла в «Родительском университете: PRO-родители», организованном ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.
Фотография: Kids photo created by pvproductions – www.freepik.com
Смех без причины — признак обучаемости!
Когда ребенок знакомится с окружающими людьми, он начинает им подражать. Для него важно все: как взрослые говорят, двигаются, их манеры и даже мимика. Многие педагоги в своей работе уделяют особое внимание «клеткам взаимопонимания» — в научных кругах их называют зеркальными нейронами.«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было».
Когда мы наблюдаем за чьим-нибудь поведением, наш мозг реагирует на внешнюю картинку и подстраивается под нее. Во время циркового представления клоун то смешно прыгает, то игриво подмигивает публике, то вдруг начинает неуклюже танцевать или пафосно плакать. В ответ на мастерство артиста люди принимаются хохотать во весь голос. На самом деле их мозг не отдыхает, а усиленно анализирует происходящее и делает вывод: самое время посмеяться. То же касается проявления эмпатии, злорадства, стыда или жалости.
Во время практики в одном из московских детских садов мое внимание привлекла игра одной из воспитанниц. Девочка расположилась на полу с деревянной фигуркой в руках и деловито тыкала в нее пальцем, словно это телефон. Подойдя ближе, я понял, что ребенок изображает взрослую и успешную женщину — свою маму или тетю. Каждое ее движение, постановка голоса, произносимые фразы «на взрослом» подтвердили известный факт: дети — наше отражение.
«Ну-ка быстро домой!» Принципы семейных отношений
Поглощение
Когда родитель пытается воспитывать приказами и подавлением, ребенок превращается либо в пугливого и нерешительного, либо в агрессивного и непослушного. И то, и другое негативно скажется на жизни подростка: в первом случае он будет уходить от ответственности и принятия решений, во втором — может попасть в плохую компанию и окончательно «восстать» против норм поведения или даже закона.
Этот принцип хорошо иллюстрирует народный анекдот. Женщина зовет сына с прогулки. В тишине раздается робкий вопрос: «Мама, я что, замерз?» Смерив его суровым взглядом, мать заявляет: «Нет, ты проголодался!»
Удаленность
Супруги, бывает, живут вместе только ради ребенка. У каждого своя жизнь, интересы, круг общения. Взрослых, может, и устраивает такой расклад, но ребенок чувствует, что родители словно чужие: нет ни тепла, ни поддержки. Все заняты своими делами, а он — лишняя деталь в комплекте. Гнетущее чувство одиночества способно перерасти в комплекс вины, в итоге оно окончательно подавит уважение к родителям и к себе самому.
Стирание личных границ
Контроль, но не такой тотальный, как в «поглощении».
Мама, которая постоянно подслушивает у двери или регулярно влезает в папин мобильный, демонстрирует дочери: такое поведение — норма. Потом девочка вырастет и станет строить отношения с мужчинами в том же ключе, ведь «мама плохого не посоветует». И в них не найдется места для уважения и доверия.
Гармония
Влюбленные смотрят друг на друга, а любящие — в одном направлении.
Конечно, идеальных семей не существует, но есть те, кто живет «душа в душу». Наблюдая, как мама с папой счастливы вместе, уважают друг друга, ребенок превращает эту модель отношений в стандарт.
Но есть и еще одна проблема: многие родители ставят малыша на первое место, а о себе забывают. Постепенно он проникается убеждением: я здесь главный. С каждым годом подросток все больше чувствует вседозволенность, а проявление маминой заботы или пустяковое замечание папы начинают его раздражать. В этой ситуации об уважении к родителям можно забыть. Мы не говорим о себялюбии, но здоровый эгоизм должен быть в любых отношениях.
На первом месте — всегда сам человек, следом — любимый. Дети, родители и другие родственники занимают только третью позицию, а четвертую — уже друзья, коллеги и знакомые. Это подметил еще Антон Семенович Макаренко — выдающийся педагог и тонкий знаток подростковой психологии.
Уважение к стране = уважение к себе
Среди нас, взрослых, так много тех, кто не понимает значение слова «родина», не чувствует уважения к соотечественникам, стране и даже природе, но при этом упускает из виду: мы все — ее неотъемлемая часть.
Не забывайте сами и объясните ребятам: каждому под силу изменить то, что его не устраивает, и внести ощутимый вклад в развитие государства — своим поведением, профессионализмом, порядочностью, добрым отношением к людям и животным.
Пусть это прозвучит как прописная истина, но начинать всегда нужно с себя — только тогда будет результат. Хотите, чтобы ребенок уважал семью и самого себя, — изучайте вместе с ним историю, ходите на экскурсии, интересуйтесь древом своего рода. Патриотическое воспитание очень важно, но не все правильно понимают его смысл. На самом деле все просто: почтительное, даже трепетное, отношение к науке, культуре, традициям, народу своей родины, обращение к ее истокам.
Что еще важно?
В любом коллективе есть особый эмоциональный фон. Поскольку чувства сопровождают каждое событие нашей жизни, мы невольно формируем схему поведения: какое настроение, такая и реакция. На работе придрался начальник — проверка уроков будет особенно строгой. После родительского собрания, которое и так оказалось безрадостным, облаяла собака — «этот разгильдяй» на неделю останется без мобильного.
Будьте последовательны! Пригрозили оставить на неделю без PlayStation за провал на экзамене — идите до конца. Чтобы не копить в себе негатив, а потом взорваться из-за мелочи, разработайте собственную методику. Раскидал игрушки — остался без сладкого, не сделал уроки — день без планшета и т.д. Только не забудьте сделать акцент на причине и порядковом номере провинности (десятая оплошность за день — уже перебор). И не делайте систему наказаний, лучше относитесь к ней как к списку договоренностей. Список можно распечатать, повесить на видное место. И тогда ребенок сам будет понимать, какой штраф его ждет, если он снова придет домой после 23:00.Чтобы прийти к взаимопониманию и создать здоровую обстановку в семье, придется контролировать эмоции, научиться слушать и слышать. Ребенок вас огорчает — выйдите на открытый диалог. Не обвиняйте его, не разговаривайте на повышенных тонах и тем более не унижайте. Отнеситесь с пониманием, ведь и вы были когда-то подростком. Спокойно объясните, в чем дело, подкрепите свои слова конкретными примерами и аргументами. Если ребенок совершил серьезный проступок и без взбучки никак не обойтись, он должен понимать, за что его наказывают, и почему так делать не нужно.
Помогут в воспитании принципы Марии Монтессори и Януша Корчака. В основе ее педагогики лежит уважение к личности малыша. Он от рождения свободен и умен, над ним никто не нависает, его не опекают, но уважают и приучают к ответственности и самостоятельности.
Критиковать учителя дома при ребенке нельзя! Даже если произошел конфликт, оставьте его за дверьми квартиры, или хотя бы убедитесь, что школьника нет в комнате. «Перемывание косточек» обесценивает статус взрослых в глазах ребенка. В итоге он перестанет уважать не только педагога, но и родителей, ведь они все «сделаны из одного теста». Но не воспринимайте этот совет как инструкцию, если произошел серьезный конфликт – например, систематическая травля школьника со стороны учителя или его полное равнодушие в ситуации буллинга в классе. Дайте ребенку понять, что готовы его защитить.