Сценарий к празднику «Развлечения на масленицу»
В работе рассказывается об истории празднования Масленицы. Представлен материал по организации и проведению каждого дня масленичной недели.
Введение
Народная культура интересна детям, так как воплощена в формах, доступных для восприятия детей: в играх, песнях, сказках, загадках, костюмированных представлениях. Включаясь в сферу народной культуры, ребенок может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. В свою очередь включение детей в сферу духовности решает различные воспитательные цели и задачи.
Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длиться семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гуляния и кушают блины. Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуются теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.
На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли Комоедица.
Наши предки почитали солнце, как Бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглы, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.
Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков. В нашей школе ежегодно проводится Масленая неделя (фото с проведения недели размещены на сайте школы по ссылке http://demyanshcool.narod2.ru/index/0-14)
В методической разработке представлены формы и методы проведения Масленой недели.
Цели и задачи:
- знакомство учеников с русскими народными традициями;
- расширение познавательных интересов школьников;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- социализация детей.
Мероприятия проводятся на школьном дворе в форме праздничных гуляний с играми, конкурсами, ярмаркой, сжиганием чучела Масленицы. Методическая разработка составлена для учеников 1-5 классов.
Первый день Масленицы – «встреча»
К этому дню на территории школы сооружается горка, снежный городок, соломенное чучело-Масленица. Разучиваются колядки и кричалки: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».
Ой, да Масленица
На двор въезжает!
Широкая на двор въезжает!
Ой, да Масленица,
Широкая, погости недельку,
Недельку!
С Масленицей ученики ходят по деревне, распевают песни. Во дворе кричат: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!» до тех пор, пока хозяева не вынесут старую одежду. Собранное складывают на высокое место, и зажигают костер. Он называется «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Далее ученики катаются с горки, играют в снежном городке.
Второй день Масленицы – «заигрыши»
В этот день ученикам предлагают покататься на санках с горки. В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и стараются.
Устраиваем веселые соревнования: бег в мешках, заезд на лопате, метание валенка.
Во вторник будем мы играть,
Красно солнышко встречать!
Есть у нас одна затея
Для самых ловких и умелых.
Все готово сейчас для забавы этой
Постарайтесь пробежать в мешках эстафету.
Начинается игра «Бег в мешках»
Праздник наш вперед идет,
И народ не убывает!
Еще один подарок ждет
Тех, кто с нами поиграет.
Мужиков, парней, ребят
Вызываем на канат.
10 слева, 10 справа,
Только мускулы трещат!
Следующая игра «Перетягивание каната»
Третий день Масленицы – «лакомка»
Тетушка Варвара,
меня матушка послала:
Дай сковороды да сковородничка,
мучки да подмазочки.
Вода в печи, хочет блины печи.
Где блины, тут и мы.
В этот день проводим игровые и интеллектуальные конкурсы. Конкурсы: На лучшую снежинку из блинов, «Речка», «Кто больше забьёт снежков в ведёрко».
Блинная викторина
- Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины? (Из гречишной. (Она придавала им большую рыхлость и пышность, да ещё слегка кисловатый привкус.))
- Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты? Блины с припёком. (Начинку выкладывали на середину сковороды и заливали блинным тестом. В качестве припека, использовались готовые измельченные продукты. Это могли быть: слой жареного лука или моркови, вареные яйца, грибы, рыбный или мясной фарш, творог и т.д.)
- Какой праздник на Руси еще назывался блиноеда? Масленица. (Другие её названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха.)
- Какие кухонные приборы помогают современным хозяюшкам печь блины? (Электрические блинницы).
- Как называются уменьшенные блины? (Оладьи)
- Какие блинчики пекут умелые хозяйки? Ажурные (Чтобы испечь такие блинчики нужно перелить тесто в небольшую пластиковую бутылочку, в крышке которой есть дырочка. Нажимая на бутылку, можно рисовать на горячей сковороде. Сначала рисуется контур блина, который затем быстро заполняется рисунком.)
- С чем чаще всего едят блины в Канаде? (С кленовым сиропом)
- Закончи русскую пословицу: «Первый блин ...» (комом)
- Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, ... не расколет». (Брюхо)
- Какое слово пропущено в пословице: «Блинцы, блинчики, блины, как ... у Весны»? (Колёса)
- Чего, согласно русской пословице, не любят блины и поцелуи? (Счёта)
- Как говорят о неумелом, не приспособленном к работе человеке? (Блин горелый)
- В какой сказке злая мачеха напекла блины на несостоявшиеся поминки по падчерицы? («Морозко»)
- Кто в сказке К.И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами? (Крокодил)
- У кого, если верить детской дразнилке, на носу находится горячий блин? У плаксы-ваксы. (Плакса-вакса, гуталин, на носу горячий блин.)
- Назовите автора этих стихотворных строк?
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов.
(А. Пушкин «Моя родословная».) - Какой сказочный герой выдвигал блинную теорию происхождения лунных кратеров? (Знайка)
- В каком олимпийском виде спорта в экипировку вратаря входит перчатка «блин»? (Хоккей с шайбой)
- У каких спортсменов есть перчатки под названием блинчики? (У боксёров (Это лёгкие тренировочные перчатки боксёров.))
- Как называется спортивный снаряд с блинами? (Штанга)
- Сколько по олимпийским нормативам весит первый блин на штанге? 25 кг. (Он имеет красный цвет)
- Какая разгадка у загадки: «С виду клин, развернешь — блин»? (Зонт)
- В какой области РФ находится город Сенгилей, в котором в 2007 году был воздвигнут памятник блину? (В Ульяновской (Сенгилей стал называться Блинной столицей Поволжья.))
- Как ещё можно «печь блинчики»? (Камушками по воде (Бросать плоский камешек, чтобы тот прыгал по воде. Чем больше прыжков – тем больше блинчиков испеклось.))
Хороводная игра «Лакомка»
Все участники стоят по кругу, в центре 4 девочки, взявшись за руки и подняв их вверх. Это «ворота», через которые проходят все участники за ведущим. Девочки поднимая и опуская руки закрывают и открывают «ворота». Все игроки ходят по кругу со словами: «А мы Масленицу встречали, мы сыр с маслом починали, мы блинами гору устилали. Сверху маслицем поливали. Как от сыра гора крута, а от масла гора ясна» на следующих словах девочки закрывают «ворота», считают количество участников, которые остались в центре. Если в центре осталось три человека, то участники говоря: «Три блина ели, ели, ненаели», эти игроки становятся «воротами». Игра продолжается до тех пор, пока в центре не будет больше участников, чем в кругу. В завершении игры участники говорят «Тридцать блинов ели, ели – наелись. Все!»
Четвертый день Масленицы – «широкий четверг» – «разгул, перелом»
В этот день на школьном дворе устраиваем хороводы, конкурсы частушек.
Разгуляй – четверг придет,
Шутку, песню принесет.
Походили мы по свету,
Лучше русских песен нету!
Где песня поется, там легче живется!
Запевайте песню русскую,
Песню звонкую, задушевную!
Игра «Взятие снежной крепости»
Игроки делятся на 2 команды «атакующие» и «обороняющиеся», готовят запас снежков. Команда обороняющихся занимает места в крепости, команда атакующих перед ней. По сигналу начинается штурм. Атакующие должны ворваться в крепость, обороняющие препятствуют этому, обстреливая противника, выталкивают из крепости.
Пятый день Масленицы – тещины вечерки
Хватит петь да играть!
Пора пятницу встречать!
К тещам на блины идем
И друзей с собой ведем!
Развеселая Масленица,
Мы тобою хвалимся!
К теще катаемся,
Блинами объедаемся.
В пятницу теща зятя в гости ждала.
Теща для зятя пироги пекла.
Зять на двор – пироги на стол.
Конкурс на поедания блинов и пирогов
Для девочек устраиваем конкурс: Предмет, положить на голову, и, стараясь не уронить, проделать следующие упражнения:
а) пройти из одного конца сцены в другой, обходя препятствия
б) присесть и затем вернуться в исходное положение.
Победителем считается та, кто ни разу не уронит предмет на пол.
Для мальчиков игры в снежном городке.
Игра «Самый ловкий»
На земле чертится круг, в нем два участника. Они держат руки за спиной и пытаются вытолкнуть друг друга из круга.
Шестой день Масленицы – золовкины посиделки
А суббота не безделки-
«Заловкини посиделки»
Красны девицы, вставайте,
Дорогих гостей встречайте.
Хороводная игра
В этот день школьникам предлагаем игры на воздухе, катания с горки, взятие снежного городка.
Игра-эстафета «Испеки блины»
В игре участвуют 2 человека или 2 команды по 4 человека. Задача участников быстро «испечь» блины. Для этого 1 участник несет «сковороду» с блином на «печь», второй участник блин переворачивает, несет «сковороду» обратно. (сковороду можно заменить ракетками, блины изготовить из бумаги).
Игра «Речка»
Несколько человек выстраиваются в два ряда напротив друг друга, берутся за руки. Два человека встают по краям этого коридора, они должны пробежать на противоположные места, пока «берега» не сомкнуться. «Берега» смыкаются сначала медленно, затем быстрее и быстрее под слова: «Жила была бабка у самой речки, захотела бабка искупаться в речке. Купила мыло, купила мочало, наша песня хороша, начинай сначала».
Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.
Седьмой день Масленицы – прощеное воскресенье – проводы, целовник
В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.