Как и зачем мы дышим? Окружающий мир. 4 класс. Разработка урока
Технологическая карта урока
1 |
Предмет |
Окружающий мир |
2 |
Класс |
4 |
3 |
Базовый учебник |
«Окружающий мир». 4 класс. Е.В. Саплина, А.И. Саплин, В.И. Сивоглазов |
4 |
Тема урока |
Как и зачем мы дышим? |
5 |
Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.) |
Изучение нового материала |
6 |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) |
Цели:
|
7 |
Материалы и оборудование |
|
Структура и ход урока
№ |
Этап урока (желательно указать затраченное время в мин.) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (включая УУД) |
1 |
Самоопределение к деятельности. (2 мин) |
Прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Ребята, какой у нас сейчас урок? (слайд 1) – Проверьте готовность к уроку. |
Понимание учебного задания. |
Регулятивные:
Личностные:
Коммуникативные:
|
– Для чего вы пришли сегодня в школу? |
– Открыть новое знание. |
|||
– Какие шаги мы должны сделать, чтобы открыть новое знание? |
– 1 шаг «Что мы знаем?» 2 шаг «Чего мы не знаем? 3 шаг «Сам найду способ как узнать!» |
|||
2 |
Актуализация знаний. (10 мин) |
– Какой раздел мы изучаем? (слайд 2) – Человек относится к живым организмам? – Что отличает живой организм от неживого тела? (слайд 3) |
– Человек – живой организм. Да. Питаются, дышат, выделяют ненужные вещества, растут, размножаются, реагируют на внешнюю среду. |
Коммуникативные - |
– Что защищает организм от жары, холода, повреждений? |
– Кожа. |
|||
– Как называется согласованная работа всех органов пищеварения? – Проверим домашнее задание. |
Пищеварительная система. |
|||
– Кто хочет рассказать как правильно питаться? – Дети выполняли творческое задание проектную работу. – Ответьте на вопросы теста «Система пищеварения». – Мы повторили всё, что потребуется для открытия нового знания. Нас ждёт 2 шаг. |
Ученик пересказывает. Дети представляют свой проект «Почему болят зубы?». Дети выполняют тестовую работу. |
|||
3 |
Постановка учебной задачи. |
– Без чего человек не может прожить более 5 минут? (слайд 4) – Почему? – Сегодня мне бы хотелось поговорить о дыхании человека. |
– Без воздуха. Гипотезы детей. |
Регулятивные:
Познавательные:
Личностные:
Коммуникативные:
|
– На какие вопросы о дыхании вам бы хотелось найти ответы? |
– Как мы дышим? Зачем мы дышим? Как правильно дышать? |
|||
– Как вы думаете, как называется система органов, которая обеспечивает дыхание человека? |
– Дыхательная система. |
|||
– Чем отличается состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха? |
– Вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. |
|||
– Какое значение имеет кислород в жизни организма? |
Возникло затруднение. |
|||
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (слайд 5) |
– Дыхательная система. Как и зачем мы дышим? |
|||
– Что мы должны узнать сегодня на уроке? – Нас ждёт 3 шаг. Какой? |
– Какие есть органы дыхания. – Для чего и как мы дышим. – Какие есть органы для дыхания. – Сам найду способ как узнать? |
|||
4 |
Физминутка. (2 мин) |
Раз – подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – ноги шире. Пять – руками помахать. Шесть – за стол тихонько сесть. |
Повторяют движения. |
|
5 |
Решение учебной задачи. (15 мин) |
Организация обсуждения вопроса «Для чего мы дышим?» (слайд 6) – Какие органы помогают нам дышать? |
Легкие, нос, трахеи, глотка. |
Регулятивные:
Познавательные:
Личностные:
Коммуникативные:
|
– Почему мы должны непрерывно дышать? |
Выдвижение гипотез. |
|||
Работа с учебником (с.38). Тема: « Как и зачем мы дышим» |
Дети знакомятся с материалом учебника. |
|||
– Какой вывод можно сделать? – Почему мы должны непрерывно дышать? |
– Человек дышит для того, чтобы насытить клетки организма кислородом и удалить из него углекислый газ. |
|||
Организация обсуждения вопроса «Как мы дышим?» – Что нам помогает дышать? |
Дети называют знакомые органы дыхания. |
|||
– Какие из них вы знаете? |
Называют то, что известно. |
|||
Представьте, что моя стрелка на экране телевизора – это молекула кислорода. Давайте назовем путь движения этой молекулы. Носовая полость. Гортань. Трахея. Бронхи. Легкие. |
Ребята по рисунку предполагают путь движения молекулы кислорода. (слайд 7) Вероятнее всего найдется тот орган, о котором дети ничего не знают. (Например, легкое, бронхи, гортань, диафрагма) |
|||
Знакомство с материалом учебника (с. 38–39). – Прочитайте данную статью и выберите информацию, которая поможет вам рассказать о главном органе дыхания. |
Работа с текстом по цепочке. Дети выбирают нужный материал, рассказывают. |
|||
Организация беседы по иллюстрации учебника на с.38 (на рисунке изображен обмен газов между легочным пузырьком и кровеносным сосудом). |
Дети рассматривают иллюстрацию, обсуждают. |
|||
Задание: определить роль органа в процессе дыхания. Строение носовой полости. Функции носовой полости. Нос-обогреватель. Нос-пылесос. Нос-увлажнитель. Нос-охладитель. Строение гортани. Функции носоглотки и гортани. Строение трахеи и бронхов. Функции трахей и бронхов. Строение легких. Функции легких. |
Дети выполняют задание с помощью слайдов. (слайды 8–19) |
|||
– А как происходит сам процесс дыхания? |
Наблюдение за работой мышц грудной клетки. (слайд 20) |
|||
– Как правильно дышать? |
– Лучше дышать через нос. |
|||
– Важна ли осанка при дыхании? |
– Грудная клетка и органы дыхания сдавливаются при неправильной осанке. |
|||
– Дыхательные движения нужно делать редкие и глубокие. Практическая работа. – Поучимся правильно дышать. |
Дети делают 5 вдохов и выдохов. |
|||
– Повторите правила «Как правильно дышать?» |
Дети проговаривают правила. |
|||
– Всегда ли вдыхаемый воздух чистый? |
Не всегда. |
|||
– Что может находиться во вдыхаемом воздухе? |
Мелкие частички. Микробы. |
|||
– Что может произойти? |
Человек чихает, кашляет, заболевают органы дыхания. |
|||
6 |
Самостоятельное применение знаний. (8 мин) |
Работа в рабочих тетрадях (с. 21). Задание 1: Подпиши органы дыхания. – Какими болезнями могут заболеть органы дыхания? Проверка. (слайд 21) |
Работа в парах. Носовая полость – насморк. Гортань и глотка – ангина. Трахея – трахеит. Бронхи – бронхит. Легкие – воспаление легких. |
Познавательные:
Личностные:
Регулятивные:
|
– Что нужно делать, чтобы не заболеть? |
Высказывания детей. (Слайды 22-30) |
|||
7 |
Рефлексия. (3 мин) |
– Какую цель ставили на уроке? |
– Открыть новые знания. |
Регулятивные:
Личностные:
Коммуникативные:
|
– Удалось ли нам преодолеть затруднения и открыть новые знания? |
– Удалось. |
|||
– Какие новые знания вы открыли? |
– Зачем мы дышим, как мы дышим, как правильно дышать. |
|||
– Где эти знания вам пригодятся? |
– В жизни. |
|||
Оцените себя на «Лесенке успеха». |
Дети ставят цветной магнит на ступеньку «Лесенки успеха». |