Изучение зависимости атмосферного давления от высоты
Класс: 7
Учебник: Перышкин А.В.Физика-7 – М.: Дрофа, 2012
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма: интегрированный урок- исследование
Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология.
Цели:
Содержательная: создать условия для того, чтобы учащиеся ответили на вопрос: действительно ли атмосферное давление меняется с высотой? Выявить зависимость атмосферного давления от высоты. Построить график зависимости, используя таблицы excel.
Деятельностная: формировть у учащихся новые способы деятельности (уметь задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждать проблемные ситуации в группах; уметь оценивать свою деятельность и свои знания).
Планируемые результаты учебного занятия:
- Личностные - формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию, формировать коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.
- Предметные: использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни, проводить наблюдения, опыты, делать выводы, докладывать о результатах экспериментов, кратко и чётко отвечать на вопросы, представлять результаты экспериментов с помощью таблиц и графиков.
- Метапредметные:
- Регулятивные - ставить цель; реализовывать самоконтрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценивать свою работу; исправлять и объяснять свои ошибки.
- Коммуникативные - вступать в диалог, уметь слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиции других людей, работать в группах.
- Познавательные - строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, интерактивная доска; оборудование AFS: система сбора данных УИОД; датчик атмосферного давления (барометр), компьютеры для учащихся (компьютерный класс)
Этапы урока |
Содержание учебного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Этап самоопределение к деятельности (Оргмомент) 1-2 мин Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность |
Здравствуйте, ребята. Подарим друг другу улыбки и начнём работать. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу. |
Приветствуют учителя; приветствуют друг друга, настраиваются на работу. |
Личностные: выражают готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности Коммуникативные: вступают в диалог, отслеживают действия учителя, умение слушать и слышать |
Этап актуализации и пробного учебного действия; 5мин Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала |
Давайте продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы:
(слайды 2-5) *В свойство «легкость тел» не веря, *Природа пустоты боится. *Чей опыт изумил людей, * Всем расскажет он без языка, 5. Изменяется ли плотность атмосферы с увеличением высоты? 6. Если плотность атмосферы с увеличением высоты уменьшается, что происходит с атмосферным давлением? Давайте найдем ответ на этот вопрос в тексте. |
Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. Показывает слайды |
Отвечают на вопросы, формулируют закон Паскаля. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, записывают плотность воздуха в конспект. |
Познавательные: развивают операции мышления, ставят задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно. Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме |
Этап Мотивационный Определение темы, постановка целей и задач урока. Постановка проблемы 3-5 мин Цель: Мотивировать учащихся к принятию целей урока. Создать проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию темы и цели урока. |
Чтобы обозначить тему урока, нужно выполнить задание: анализ текста (работа на компьютерах). Текст «АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ». Формулировка темы урока: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Попытайтесь сформулировать тему урока. Запишите тему на рабочих листах. «Изучение зависимости атмосферного давления от высоты». (Слайд 6) Постановка проблемы: Как вы думаете, можем ли мы почувствовать изменение давления, когда будем подниматься по лестнице? Кто-нибудь ощущал на себе это изменение? Как проверить, действительно ли давление изменяется? Учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока: Выяснить, действительно ли атмосферное давление изменяется с высотой, установить зависимость атмосферного давления от высоты. |
Подводит обучающихся к формулировке темы и цели урока. Ставит проблему. Предлагает сделать записи в тетради. |
Работают с текстовым документом WORD, анализируют текст, выделяют проблему. Формулируют тему и цель урока. Делают записи. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Предлагают план выхода из затруднения. |
Регулятивные: формулируют тему и цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные:извлекают необходимую информацию из текста, строят логическую цепь размышлений. Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог |
Этап построения проекта выхода из затруднения; 2 мин Цель: Инициировать включение учащихся в целенаправленную деятельность, осознание потребности к построению нового способа действий |
Учитель озвучивает план работы на уроке: Сегодня с помощью современного прибора мы выясним, изменяется ли давление с высотой, можно ли почувствовать изменение атмосферного давления. В руках я держу современный прибор – датчик атмосферного давления. Именно с этими приборами мы будем работать. Принцип работы датчика основан на измерении силы, деформирующей мембрану вакуумной камеры датчика. Внутренний датчик преобразует изгиб упругого элемента в электрический сигнал, пропорциональный атмосферному давлению. Разделимся на три группы для проведения эксперимента. Первая группа спустится на 1 этаж школы, вторая группа поднимется на 3 этаж, третья группа останется в классе на 2 этаже. Цель эксперимента: измерить атмосферное давление с помощью датчика атмосферного давления (барометра) на разных высотах. |
Предлагает план работы на уроке. Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах, |
Учащиеся обсуждают предложенный план. Изучают принцип действия прибора, готовят его к работе, настраивают нужные единицы измерения. Делятся на группы, готовятся к выполнению эксперимента. |
Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог Познавательные: развивают операции мышления, анализируют полученную информацию. |
Этап реализации построенного проекта 8-12 мин Цель: обеспечить восприятие, осмысление новых знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
Подключите датчики к системам сбора данных. Установите единицы измерения мм рт ст. Каждая группа отправляется выполнять измерения. Сделайте 3-4 измерения атм. давления и запишите среднее значение давления на каждом этаже: 1 этаж - 2 этаж - 3 этаж - Занесите данные в таблицу EXCEL на компьютерах. Постройте график по этим данным. Теперь посмотрите на график. По оси OX откладывается высота подъема (№ этажа), по оси OY – давление в мм рт ст. Что вы можете сказать, глядя на данный график? Какую зависимость мы получили? Какой вывод можно сделать из проведенного эксперимента? Вернемся к вопросам, которые мы поставили перед экспериментом. Действительно ли атмосферное давление изменяется с высотой? Можем ли мы почувствовать изменение давления, когда будем подниматься по лестнице? Что вы скажете теперь, после проделанного эксперимента? Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 136 и найдите в тексте как меняется давление при подъемах на небольшие высоты. Запишите соотношение в конспект. |
Организует самостоятельную работу учащихся с приборами в группах и индивидуальную работу на компьютерах. Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов. Организует работу обучающихся с учебником и обсуждение результатов.
|
Проводят эксперимент с помощью датчиков атмосферного давления. Результаты эксперимента заносят в таблицы EXCEL и по этим данным строят графическую зависимость (работают на компьютерах). Отвечают на вопросы; делают выводы; обсуждают и анализируют эксперимент; работают с учебником; делают расчеты и записи. |
Коммуникативные: выполняют эксперимент в группах, приходят к единому мнению. Выражают свои мысли, строят высказывания. Познавательные: активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей, Систематизируют и дифференцируют полученные знания. Регулятивные: ставят цель выполнить задания, вспоминают цель урока. |
Физкультминутка |
|
Организует физкультминутку |
Выполняют упражнения физкультминутки. |
|
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 5-7 мин Цель:фиксация полученных знаний при решении задач. |
Можно ли применить эти знания? Можно ли рассчитать высоту зданий, если известно давление у его основания и на крыше? Какую формулу мы можем использовать? Почему в данном случае мы можем использовать формулу гидростатического давления? p=ρgh Давайте рассчитаем расстояние между 1-м и 3-м этажами нашей школы (т.е. высоту 2-х этажей). (Задание на стр. 136 учебника) Предлагает вспомнить цель урока. |
Организует работу по применению и закреплению знаний, подводит детей к выводам |
Учащиеся выполняют задание, корректируют ошибки, восполняют пробелы. Делают записи в тетрадь. Вспоминают цель урока. |
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении, вырабатывают умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания. Познавательные: выделяют существенное; развивают операции мышления; анализируют задачу. Регулятивные: вспомнили цель урока. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8 мин Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, |
Предлагаю выполнить несколько заданий самостоятельно. Тест с качественными задачами по данной теме урока. По результатам ответов поставьте себе оценку. Слайды (7-11, 12):
|
Организует индивидуальную самостоятельную работу. Контролирует выполнение качественных задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль. |
Выполняют предложенные им задания. Записывают ответы в тетрадь. Проводят самоконтроль. |
Познавательные: анализируют, сравнивают, и обобщают изученные понятия; развивают операции мышления. Регулятивные: ставят для себя цель - выполнить самостоятельную работу; реализуют самоконтроль. |
Информация о домашнем задании 2 мин Цель: согласовать домашнее задание. Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний |
Учитель даёт дифференцировано домашнее задание с учётом индивидуальных способностей детей. §46, Задания на листочках по выбору: Задача №1: Используя данные текста, определите показания барометра на вершине горы Пюи – де - Дом, если у подножия давление было нормальным атмосферным. Задача №2: Используя данные текста, определите высоту горы Пюи – де - Дом. |
Комментирует задание, акцентирует внимание на конечных результатах. |
Слушают, обсуждают, записывают д.з., получают консультации. |
Коммуникативные: участвуют в обсуждении. Личностные: проявляют уважение, учитывают мнение учителя. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 3 мин Цель: Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе |
Слайды 13,14
|
|
|
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. |
В качестве раздаточного материала: Приложение.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.