Изучение вопросов современной физики в школе
Как сказал Альберт Эйнштейн, каждый интеллигентный человек, даже неспециалист, может глубоко вникнуть в современные физические проблемы. Не будем лишать старшеклассников этой возможности. Как включить актуальную физику в традиционную программу? Наш эксперт — доктор физико-математических наук и соавтор УМК «Физика» — озвучил основные проблемы преподавания современной физики в школе и разобрал и их решение на примере популярного курса.Зачем изучать в школе вопросы современной физики?
Совсем недавно было совершено много физических открытий высочайшего уровня, в том числе Нобелевских. Это связано с появлением новых теоретических представлений и методов, со стремительным развитием экспериментальных методик, использованием инновационных научных установок и технологий. Современная физика исследует явления и процессы, открытые за последние полвека в области макро-, микро- и мегафизики, используя фундаментальные физические теории, передовые методы и инновационные технологии.
Но молодежь мало что знает об этих открытиях, и интерес учеников к физике падает. Физика представляется ребятам «застывшей», инертной системой, в которой редко происходит что-то новое и интересное. Обширные идейные, экспериментальные и технические аспекты, которыми живет современная наука, остаются неизвестными для большинства людей.
Как изучение новейших физических вопросов меняет представления подростков о науке?
- Физика перестает делиться на «старую» (из учебников) и «новую» (из научно-популярных журналов). Ученики получают представление о физике как о единой, динамичной, «живой» системе;
- Дети начинаю замечать наглядные примеры того, как физика повышает современный уровень жизни. Компьютеры, смартфоны, флеш-накопители – их появление стало возможным только благодаря развитию физики;
- Знания перестают быть «сухими» и тривиальными. Заинтересованность ребят повышают увлекательные историй об открытиях и изобретениях.
- Ученики узнают о влиянии физики на другие науки. Связи порой оказываются очень неожиданными. У детей формируется целостное представление о мире. Они получают мотив к изучению физики, даже если интересуются больше гуманитарными науками.
- Повышается интерес выпускников к профессиям научно-технической направленности. Перед учениками открываются широкие возможности применения полученных знаний, карьерные перспективы.
Основные проблемы изучения современной физики в школе и их решения
- Современная физика — теоретизированная, довольно «размытая» область знаний, и невозможно рассказывать о ее достижениях на уроках, используя сложный математический аппарат.
Решение: совмещать историко-физический подход, адаптировать материалы, избегать излишнюю математизацию.
- На уроках отсутствует необходимый эмоциональный фон, мотивирующий учеников осмыслить проблемы современной физики.
Решение: демонстрировать панорамный взгляд (без раскрытия всех деталей и нюансов) на то или иное достижение современной физики с акцентом на его уникальность и важность в ряду других событий.
- Остаются неопределенными содержательные аспекты изучения современной физики.
Решение: использовать учебники, авторы которых основательно подошли к интеграции современных процессов в физическое образование, а также зарекомендовавшие себя дополнительные источники (книги В.А. Ильина и В.В. Кудрявцева «История и методология физики» и «Современная макрофизика», книга А.А. Баранникова и А.В. Фирсова «Основные концепции современной физики», актуализированная статья академика В. Л. Гинзбурга «Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными и интересными?» и т.д.).
В учебнике на современном уровне изложены фундаментальные вопросы школьной программы, представлены основные применения законов физики, рассмотрены методы решения задач. Книга адресована учащимся физико-математических классов и школ, слушателям и преподавателям подготовительных отделений вузов, а также читателям, занимающимся самообразованием и готовящимся к поступлению в вуз.
На примере УМК Г.Я. Мякишевой и М.А. Петровой «Физика» для 10-11 классов разберем основы методики преподавания физики в школе, с учетом современных вопросов.
- Единая методическая схема изложения материала. Как правило, схема выглядит следующим образом: Знакомство с физическим явлением -> Постановка и проведение опытов -> Обобщение полученных результатов в рамках того или иного физического закона -> Построение физической теории -> Обсуждение ее практического применения.
- Уровневая дифференциация материала. Базовый уровень предусматривает два занятия в неделю, углубленный – три. В учениках есть специальные дополнительные параграфы, а также дифференциация внутри параграфов базового уровня.
- Подготовка к ЕГЭ. Учебники включают типовые экзаменационные задания и необходимые для их выполнения теоретические сведения.
- Использование единой системы разноуровневых заданий. Параграфы содержат вопросы для самоконтроля и обсуждений, примеры решения задач разного уровня сложности, проектно-экспериментальные исследования.
- Политехническая направленность курса. В учебниках достаточно много описаний принципов действия различных технических устройств и установок.
Состав УМК: рабочая программа (скачать бесплатно), учебники в печатной форме, учебники в электронной форме (апробировать), методические пособия (скачать бесплатно), сборники задач.
Комплект был создан опытными авторами с учетом физических и методологических разработок последних лет. Например, материалы по астрономии писали профессиональные астрофизики. Курс соответствует требованиям ФГОС, при этом включает «нестандартные» материалы. Он направлен на профориентацию учащихся и предполагает творческую работу учителя.
#ADVERTISING_INSERT#