Изучение логарифмов в старшей школе
Наши постоянные спикеры и авторы УМК по математике продемонстрировали на одном из вебинаров переход от изучения показательной функции уравнений к изучению логарифмической. Представляем вашему вниманию основные положения по данной теме из учебника «Алгебра и начала математического анализа. Углубленный уровень. 10 класс» и из методического пособия к нему, а также разбор нескольких задач с логарифмами из ЕГЭ.Понятие логарифма
При решении показательных уравнений удается представить обе части уравнения в виде степеней с одинаковыми основаниями и рациональными показателями. Так, например, при решении уравнения мы заменяем
степенью
и из равенства степеней с одинаковыми основаниями
делаем вывод о равенстве показателей: х = −5/6. Однако, чтобы решить, казалось бы, более простое уравнение 2х = 3, стандартных знаний оказывается недостаточно. Дело в том, что число 3 нельзя представить в виде степени с основанием 2 и рациональным показателем.
Действительно, если бы равенство , где m и n — натуральные числа, было верным, то, возведя его в степень n, мы должны были бы получить верное равенство 2m = 3n. Но последнее равенство неверно, так как левая его часть является четным числом, а правая — нечетным. Значит, не может быть верным и равенство
.
С другой стороны, график непрерывной функции y = 2x пересекается с прямой y = 3, и, значит, уравнение 2x = 3 имеет корень. Таким образом, перед нами стоят два вопроса: «Как записать этот корень?» и «Как его вычислить?».
Показатель степени, в которую нужно возвести число a (a > 0, a ≠ 1), чтобы получить число b, называется логарифмом b по основанию a и обозначается logab.
Теперь мы можем записать корень уравнения 2х = 3:
х = loga3
Равенства ax = b и x = logab, в которых число a положительно и не равно единице, число b положительно, а число x может быть любым, выражают одно и то же соотношение между числами a, b и x. Подставив в первое равенство выражение x из второго, получим основное логарифмическое тождество.
Понятие логарифма в методическом пособии
Задание
Решите уравнение: а) 2x = 64; б) ; в)
; г) 4x = 0; д) 7x = −12.
После проверки ученикам предлагается ответить на вопрос, какое из заданий показалось им наиболее трудным. Вероятный ответ: 2 (в), так как в нем нужно было приводить дробь к степени числа 5. Затем школьникам предлагается высказать мнение о сравнительной с заданием 2 (в) трудности уравнения 2x = 3. На первый взгляд кажется, что это уравнение проще, однако представить 3 в виде степени числа 2 школьникам не удается.
Дальше изучение нового материала проводится в соответствии с учебником. При этом в зависимости от уровня класса рассматривается или не рассматривается дополнительный материал о невозможности представления 3 в виде 2r , где r = m/n.
После этого диалог с классом можно строить примерно так:
— Как вы думаете, имеет ли уравнение 2x = 3 корень? Ответ обоснуйте. [Если построить график функции у = 2x и провести прямую у = 3, то они пересекутся в одной точке, значит, уравнение имеет один корень.]— Что можно сказать о корне уравнения ax = b, где а > 0 и а ≠ 1? При всех ли значениях b оно имеет корни?
Затем вводится определение логарифма числа b по основанию а и записывается основное логарифмическое тождество . При этом выписывание равенства происходит синхронно с повторным чтением определения теперь уже в обратном, по сравнению с учебником, порядке. Теперь можно записать корень уравнения 2х = 3: х = loga3 и предложить школьникам серию самостоятельных работ.
Логарифмическая функция
Выразим x из равенства y = logax, получим x = ay. Последнее равенство задает функцию x = ay, график которой симметричен графику показательной функции y = ax относительно прямой y = x.
Показательная функция x = ay является монотонной, и, значит, разные значения y соответствуют разным значениям x, но это говорит о том, что y = logax, в свою очередь, является функцией x.
Показательная функция y = ax и логарифмическая функция y = logax являются взаимно обратными. Сравнивая их графики, можно отметить некоторые основные свойства логарифмической функции.
Свойства функции y = logax, a > 0, a ≠ 11:
- Функция y = logax определена и непрерывна на множестве положительных чисел.
- Область значений функции y = logax — множество действительных чисел.
- При 0 < a < 1 функция y = logax является убывающей; при a > 1 функция y = logax является возрастающей.
- График функции y = logax проходит через точку (1; 0).
- Ось ординат — вертикальная асимптота графика функции y = loga.

Решение логарифмических уравнений и неравенств на основе свойств логарифмической функции
Освобождаясь от внешнего логарифма, имеющего основание 3, мы ссылаемся на возрастание соответствующей логарифмической функции, то есть на то, что большему значению логарифма соответствует большее значение выражения, стоящего под его знаком. Однако следует иметь в виду, что если функцию y = log3 log0,5(2x + 1) считать логарифмической, то ее аргумент не переменная x, а все выражение log0,5(2x + 1). Если же все-таки рассматривать x как аргумент функции y = log3 log0,5(2x + 1), то эта функция окажется убывающей, так как при увеличении значения x увеличивается значение выражения 2x + 1, уменьшается значение выражения log0,5(2x + 1) и, соответственно, уменьшается значение самой функции.
Свойства логарифмов
Связь двух форм записи соотношения между числами a, b и x (речь о ax = b и x = logab) позволяет получить свойства логарифмов, основываясь на известных свойствах степеней.
Рассмотрим, например, произведение степеней с одинаковым основанием: axay. Пусть a x = b и a y = c. Перейдем к логарифмической форме: x = logab и y = logac, тогда bc = a logab × a logac = a logab + logac. От показательной формы равенства bc = a logab + logac перейдем к логарифмической форме:
loga(bc) = logab + logac
Заметим, что в левой части формулы числа a и b могут быть отрицательными. Тогда формула будет выглядеть так:
loga(bc) = loga|b| + loga|c|
Аналогично можно получить еще два свойства для логарифмов частного и степени.
- логарифм произведения loga (bc) = loga |b| + loga |c|
- логарифм частного
- логарифм степени logabp = p loga|b|
Последнее свойство дает возможность вывести важную формулу, с помощью которой можно выразить логарифм с одним основанием через логарифм с другим основанием.
Пусть logab = x. Перейдем к показательной форме ax = b. Прологарифмируем это равенство по основанию c, т.е. найдем логарифмы с основанием c обеих частей этого равенства: logcax = logcb. Применяя к левой части свойство логарифма степени, получим x logca = logcb или , откуда
.
Формула перехода от одного основания логарифма к другому
Полезно запомнить частный случай формулы перехода, когда одно из оснований является степенью другого:
Рассмотренные свойства и формула перехода «работают», конечно, только когда все входящие в них выражения имеют смысл.
Логарифмы на ЕГЭ
Логарифмы встречаются на ЕГЭ: как во второй части (обычно, это задание 15), так и, реже, в первой части. Задания из аттестации — одно из средств мотивации детей на уроках. Зная, что упражнение на доске аналогично заданию ЕГЭ, ученик будет внимательнее следить за его решением.
Разберем несколько таких заданий.
Из первой части (определение логарифма на ЕГЭ профильного уровня)
Решите уравнение log3(x+1)2 + log3|x+1| = 6 . Если корней несколько, укажите наименьший из них.
Решение. Решаем квадратное относительно log3|x+1| уравнение. Его корни 2 и −3.
log3|x+1| = 2, |x+1| = 9, x = −10 — это наименьший из корней.
Ответ: −10.
Из второй части (логарифмическое неравенство на ЕГЭ профильного уровня)
Решите неравенство .
Решение. ОДЗ: x > 0, x ≠ 1. Перейдем к логарифмам по основанию 10:
;
;
Умножим числитель и знаменатель на 2, чтобы уйти от радикала:
;
Нули числителя: 2/3, 3, с учетом положительности x, нуль заменяется на 1.
Ответ:

Из второй части (логарифмическое уравнение с параметром на ЕГЭ профильного уровня)
Найдите все значения a, для которых при любом положительном значении b уравнение имеет хотя бы одно решение, меньше 1/3.
Решение. Найдем ОДЗ:
Стандартно приводим логарифмы к одному основанию
,
.
Получили квадратное уравнение относительно .
Оно должно иметь корень при
Обозначим, что и рассмотрим квадратичную функцию y = t2 — bt — 2a.
Ветви ее графика направлены вверх, а вершина, поскольку b > 0, расположена в левой координатной полуплоскости. Первая ветвь параболы пересекает ось абсцисс правее t = 0, значит при t = 0 y < 0. Получаем −2a < 0 a > 0.
Ответ: a > 0.
Учебник «Алгебра и начала математического анализа. Углубленный уровень. 10 класс» схож по структуре с учебником базового уровня, однако предполагает больше часов на изучение сложных задач. Эти и другие издания линейки вы можете апробировать прямо сейчас, воспользовавшись акцией «5 учебников бесплатно». Методическое пособие представлено в свободном доступе. Приглашаем познакомиться с другими вебинарами экспертов и порекомендовать нам интересующую вас тему для последующих трансляций.
#ADVERTISING_INSERT#