Изменения в ОГЭ-2020 по физике
Осенью 2018 года на сайте ФИПИ была опубликована перспективная модель ОГЭ по физике. С тех пор, после обсуждений, она претерпела существенные изменения. Так что же будет представлять собой основной государственный экзамен по физике в 2020 году и как к нему готовиться? На злободневные вопросы постарался ответить наш методист Владимир Опаловский.
Как изменится ОГЭ по физике?
- Аттестация будет проверять освоение видов деятельности. Новые стандарты образования предусматривают не изучение разделов физики на основе действий, а освоение действий на основе разных разделов физики. В соответствии с этим в новой структуре ОГЭ нет группировки по темам и задания строятся вокруг практики: подбираем формулу, проводим эксперимент, анализируем таблицу, даем развернутый ответ и т.д.
- Больше внимания будет уделяться смысловому чтению и универсальным навыкам. Авторы КИМ поставили в приоритет оценку того, насколько хорошо школьник научился искать и интерпретировать данные, работать с новой неожиданной информацией, аргументировать свою точку зрения, классифицировать явления и выполнять другие учебные действия, не привязанные к конкретному предмету, но важные в работе и в повседневной жизни.
- Исчезнет тестовая форма заданий. Раньше задания ОГЭ № 5–8 (на знание основных формул) были тестовые. В актуальной модели экзамена их формат изменен: нет вариантов, нужен собственный краткий ответ.
- В лабораторной работе появятся новые наборы. Главное практическое задание станет шире. Некоторым ученикам придется проводить эксперименты на новом электронном оборудовании. Соответственно, возможных тем тоже станет больше. При этом «ценность» задания снизится, оно будет трехбалльным (а не четырехбалльным, как раньше).
- Подготовиться к экзамену можно будет в процессе освоения предмета. Не секрет, что раньше преподавателю часто приходилось выбирать между однообразной подготовкой к государственным экзаменам и проведением ярких уроков. Переход экзаменационной модели на ФГОС обещает валидность по отношению к предметным результатам. Следовательно, появится больше времени для воплощения творческих идей.
Как готовиться к ОГЭ?
Поскольку требования ФГОС и задания ОГЭ станут гораздо ближе друг к другу, эксперты советуют воспользоваться нововведениями и готовиться к экзамену без отрыва от основного обучения. Существенную помощь в этом могут оказать рабочие тетради. Задания в них, как правило, разнообразнее, чем в специальных сборниках по ОГЭ, и такая тренировка позволит одновременно закрепить предметный материал и попрактиковаться в решении экзаменационных задач — при этом у учеников не будет «замыливаться» взгляд на однотипных вопросах.
Напоминаем, что, согласно закону об образовании и Письму МИНОБРНАУКИ России № 08-1211, школа самостоятельно составляет список учебников и учебных пособий, по которым будут заниматься дети. Рабочие тетради попадают в категорию «учебные пособия», то есть при должном обосновании они могут закупаться за бюджетные средства.
В качестве примера представляем вам несколько заданий из рабочих тетрадей Н. С. Пурышевой, соответствующих новой модели ОГЭ по физике.
- Физические величины (аналогия с заданием № 1)
Выразите в других единицах следующие значения выражения:
15 850 В = ... кВ
1,6×103 мВ = ... В
375 В = ... мВ
0,017 кВ = ... В
- Физические явления: бытовая ситуация (аналогия с заданием № 3)
Проделайте опыт (желательно над ванной). Налейте в стакан воду. Закройте его листом бумаги. Поддерживая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Уберите руку. Будет ли выливаться вода? Объясните наблюдаемое явление. - Основные формулы: расчет (аналогия с заданием № 5)
Одна из станций метро в Санкт-Петербурге находится на глубине 100 м. Чему равно давление воздуха на этой станции, если при входе в метро оно составляет 101 300 Па?
- Графики, таблицы, схемы (аналогия с заданиями № 11–12)
Для какой электрической цепи стрелкой указано:
направление движения электронов направление электрического тока в цепи - Работа с реальным оборудованием (аналогия с заданием № 16)
Если у вас есть барометр, измерьте давление на первом и последнем этажах вашего дома (желательно, чтобы дом был многоэтажный). Сравните показания барометра. Сделайте вывод. - Технические устройства (аналогия с заданием № 17)
На рисунке изображен корабль, находящийся в шлюзовой камере. Что следует сделать для того, чтобы корабль мог перейти из шлюзовой камеры в реку?
- Расчетные задачи (аналогия с заданием № 24)
На металлическом стержне вращаются два соединенных нитью цилиндра разного объема, один из которых изготовлен из алюминия, другой — из меди. Объем алюминиевого цилиндра 4 см3. Чему равен объем медного цилиндра, если радиус вращения алюминиевого цилиндра 5 см, а медного — 1 см? Плотность алюминия 2700 кг/м3, плотность меди 9000 кг/м3.
#ADVERTISING_INSERT#