Изменение глаголов по временам. Русский язык. 3 класс. Конспект урока
УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Цели: закреплять умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.
Задачи:
- образовательные: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи;
- воспитательные: воспитывать взаимопонимание, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- развивающие: совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, умение делать выводы.
Использованные источники:
- Рамзаева Т.Г. « Русский язык» 3 класс. Учебник в 2 частях. Дрофа, 2012.
- Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева «Русский язык. 3 класс. Методическое пособие» Дрофа, 2012.
- В. А. Лебедев, Г. И. Мишуринская «Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» , Дрофа, 2013.
- В.Т. Голубь « Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.3 класс» Воронеж,2012.
- http://pedsovet.su/load/238-1-0-25151, http://festival.1september.ru/articles/551270/
Ход урока
1. Организационный момент
– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
– Добрый день, добрый час
Как я рада видеть вас
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Подтянулись, улыбнулись.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
2. Орфографическая минутка
– Открыли тетради. Записали число, классная работа.
Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.
А) непроизносимый согласный в корне слова:
Над полями и лесами светит яркое солнце.
Б) согласный в середине слова:
От теплых лучей ожила первая травка.
В) парный согласный в конце слова:
Потемнел крепкий лед на реках и озерах.
Г) ь – показатель мягкости согласных:
Как хороша весенняя капель!
Д) удвоенная согласная в корне слова:
Группа ребят отправилась в лес.
Е) правописание гласных после шипящих:
С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.
3. Определение темы урока и постановка цели урока
– Отгадайте загадку:
Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.
– О чем я говорю?
+ Это время.
– Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока.
– Кто может сформулировать тему нашего урока?
+ Изменение глаголов по временам.
– Определите цели нашего урока. Что мы будем на уроке, чему мы должны научиться?
+ Будем определять время глаголов, будем тренироваться изменять глаголы по временам, правильно употреблять глаголы в речи.
4. Актуализация знаний
– Сколько мы знаем времен у глагола?
– Назовите времена глаголов?
– Как можно определить время глагола?
+ По вопросу.
– Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола?
+ Вчера, сегодня, завтра.
– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.
– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.
5. Игра «Почтальон»
– Будем играть в игру «Почтальон». На доске конверты .На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт.
Таблички с глаголами: иду, играешь, строим, нарисовал, бегали, говорили, споем, буду читать, расцветут.
6. Изменение глаголов по временам. Работа с фразеологическими оборотами
На доске записаны фразеологические обороты:
клевать носом |
|
надуть губы |
бить челом |
|
потерять голову |
Прочитайте. Вы слышали такие выражения? Знаете, что они обозначают? Как вы их понимаете?
Я вам прочитаю значение каждого фразеологизма из словаря. Вы должны догадаться о каком фразеологизме идет речь.
Клевать носом – сидя и погружаясь в дремоту, то засыпать, то просыпаться. Клевать носом над учебником.
Бить челом – отвешивать земные поклоны, почтительно кланяться. Просить кого-нибудь о чем-нибудь.
Надуть губы – обижаться.
Потерять голову – попав в затруднительное положение, приходить в растерянность и не знать что делать, зазнаваться, много мнить о себе о своих возможностях, обычно от успеха, от слав. Безрассудно влюбиться.
Сейчас читаем фразеологизм, называем глагол, ставим вопрос и изменяем этот глагол по временам.
У вас на партах карточки с табличкой. Такая же табличка на доске. Глаголы будем записывать в таблицу.
Неопределенная форма |
Прошедшее время |
Настоящее время |
Будущее время |
что делать? |
|
|
|
клевать |
клевал |
клюёт |
будет клевать |
бить |
бил |
бьёт |
будет бить |
что сделать? |
|
|
|
надуть |
надул |
- |
надует |
потерять |
потерял |
- |
потеряет |
Неопределенная форма |
Прошедшее время |
Настоящее время |
Будущее время |
что делать? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
что сделать? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Физкульпауза
– Сейчас немного отдохнем.
Если встретится глагол в прошедшем времени, непременно вы присядьте.
Если в настоящем – встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.
Думали, трещит, запищала, будет петь, рассказывать, побелела, замолчит.
8. Работа с текстом. Творческая работа
На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Я вам прочитаю.
– Надо вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени.
Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг.
Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?) … Это маленький котенок (что сделал?) … в яму и (что делает?) … там. Мальчик (что сделал?) … котенка и (что сделал?) … дальше.
Он опять (что делал?) … о полетах на Луну, о подвигах.
– Совместная работа. Читаем предложения, вставляем подходящие по смыслу глаголы.
– Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом?
Дифференцированный подход:
Сильным ученикам выдается карточка с текстом с пропущенными глаголами. Более слабые ученик просто выписывают глаголы и определяют время.
– Выпишите глаголы в тетрадь и укажите их время.
– Проверяем. Читайте выписанные глаголы и называйте время глагола. Проверяем по цепочке.
9. Окончание урока. Итоги урока
– Что мы делали на уроке?
– Как изменяются глаголы?
+ По числам и по временам
Анкета каждому ребенку.
1) Мне было на уроке
А) интересно
Б) неинтересно
2) Своей работой на уроке
А) я доволен (льна)
Б) не совсем доволен (льна)
В) не доволен (льна)
10. Домашнее задание
– Выполнить упражнение 579.