Итоговое сочинение – 2021: методические рекомендации для подготовки
На что может опираться учитель при подготовке ребят к написанию итогового сочинения? Какие материалы использовать, как тренироваться, где найти инструменты для работы, и, в конце концов, откуда почерпнуть вдохновение? На все эти вопросы ответила Галина Крюкова — ведущий методист по русскому языку ГК «Просвещение».- Забвению не подлежит
- Я и другие. Время перемен
- Разговор с собой
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Рекомендуемое количество слов в сочинении — от 350 (это нижний порог). Максимальное количество слов не устанавливается. А вот если ученики напишут сочинение из 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет».
Хорошо, если ребята смогут рассчитать время на экзамене, чтобы хватило и на творчество, и на проверку, и на редактирование. Для этого нужно потренироваться — тогда ученики смогут оценивать по объему своего сочинения примерное количество слов.
В интернете есть множество рекомендаций по темам для сочинений. С одной стороны, образцы действительно полезны, особенно если это настоящие сочинения выпускников прошлых лет. Но с другой — здесь может быть и опасность, ведь дети часто запоминают целые фрагменты чужого текста, а это может привести к плагиату.«Обязательно создавайте банк идей, делитесь с коллегами, формируйте совместную копилку произведений, которые будут актуальны для каждого тематического направления».

- требования к структуре и содержанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;
- подробный план действий;
- типовые конструкции для написания сочинения; варианты сочинений по всем текстам, приведённым в пособии;
- интересные тексты для тренировки.
Как формулируются темы?
Тема-вопрос. Содержание сочинения предполагает ответ на этот вопрос. Уходить от заданного вопроса в сторону очень опасно. Подменить его другим — тоже неправильно. Подумайте, какой ответ дать, как его аргументировать, вспомните, есть ли другие мнения по этому поводу.Тема-провокация предполагает дискуссию, диалог с воображаемым оппонентом — здесь важно доказать свою точку зрения.
Тема-понятие. От того, как ученик трактует понятие, зависит его успех на испытании. Поэтому так важно раскрыть значение ключевой фразы, объяснить ее и представить свое толкование. А после перейти к углублению и раскрытию темы.
Тема-цитата. Это могут быть две точки зрения — пересечение мнения автора цитаты и точки зрения ученика. В таком сочинении тоже, безусловно, есть место диалогу.
«Напрасные слова — виньетка ложной сути».
Лариса Рубальская
«Помните: „напрасные слова“ — это плохие парни в сочинении!»
Как готовиться к итоговому сочинению – 2021?
1. Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.Разберемся, о каких же событиях, деятелях, достижениях и явлениях можно написать. Это могут быть исторические сражения, восстания, революции:
- Восстание декабристов
- Первая мировая война
- Гражданская война
- Великая Отечественная война
- Научные открытия, полет в космос
Хорошо, если вы собираете в свою копилку разные материалы. Выберите направление и начинайте набрасывать формулировки — темы-вопросы, темы-понятия, тезисы, темы-провокации, темы-цитаты.
Создайте банк произведений по сформулированным темам. Выберите небольшие произведения — очерки, рассказы. Между прочим, короткий литературный жанр действует на ребят сильнее, особенно очерки, ведь это практически документальный материал с элементами художественного произведения. К тому же, небольшие жанры читаются легче и быстрее.
На какие произведения обращают наше внимание авторы итогового испытания? Это может быть художественная литература и философские произведения, научно-популярные статьи, критика, публицистика.«Дайте ребятам возможность формулировать личное мнение — без клише, без взрослых мыслей, без сочинительства — чтобы не порвать ткань настоящего сочинения».
Из философских произведений можно почитать, например, «Апофеоз беспочвенности» Льва Шестова. Здесь автор не навязывает свое мнение, а предлагает идти по скалистой тропе за ним только тем, кто разделяет его точку зрения.
2. Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде.Литературы на заданную тематику очень много. Будет уместно поднять проблему лишнего человека, порассуждать о героях романтических произведений, которые противостоят обществу и не находят себе места в нем. Но можно обратиться и к современным авторам. А вообще, по большому счету, вся литература — о человеке, о личности, о взаимоотношениях героя с миром и обществом, о проблеме его самоопределения.
В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
Тут можно вспомнить и «Старуху Изергиль» Горького с легендами о Ларре и Данко, и рассказы Чехова времен Антоши Чехонте, и Гоголя. Но не забывайте и о современных писателях. Есть, к примеру, замечательный дуэт — Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Их рассказ «Неудачница» — короткое произведение, в котором много глубинных смыслов.«Конфликты и столкновения — это то, что движет композицию произведения, все его содержание. Бесконфликтной литературы практически нет. В любом классическом произведении прослеживается столкновение — интересов, позиций, основанных на социальной принадлежности или мировосприятии».
Вспомните современного писателя Андрея Геласимова. И, конечно, обратите внимание, что детективный жанр тоже не под запретом. Но ведь не только художественная литература может помочь ученикам. Обратиться можно и к философской литературе, и к публицистике. Авторитетные мнения журналистов и ведущих тоже могут быть приведены в качестве аргументов в сочинении.
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.Произведение Юрия Полякова «Сто дней до приказа» до сих пор интересно всем ребятам, даже тем, кто не очень любит читать. А с особым увлечением его читают молодые люди в армии.
«Какой еще опыт может быть у юного человека? Конечно же, опыт взаимодействия с ровесниками. Сюда же можно отнести тему отцов и детей. Обратите внимание на соединительный союз и — он означает, что начинать стоит не с противостояния, а, наоборот, с поиска точек соприкосновения».
4. Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.Посмотрите вместе с детьми постановки по классическим произведениям:
- видеоспектакль-мюзикл «Бедная Лиза» Театра у Никитских ворот;
- видеоспектакль Театра Наций «Рассказы Шукшина».
Вспомните «Женский разговор» Валентина Распутина, дневники Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова, «Горе от ума» Грибоедова.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.Вспомните литературу зарубежных писателей — Ремарка, Сэлинджера, Хемингуэя, Экзюпери, или, например, Бёлля — у него есть небольшое произведение «Путник, когда ты придешь в Спа...».«Каждое произведение — это портрет поколения. И к нему будут возвращаться, искать общие ценности, приметы времени, которого уже нет. Молодым ведь всегда хочется немного переделать этот мир, они всегда ощущают себя отчасти футуристами».
Обратитесь к рассказам Куприна и Бунина. Не забывайте про драматургию Шварца.
Вспомните Захара Прилепина, Евгения Замятина. Возьмите на заметку произведение «Старший сын» Вампилова и «Жажду» Геласимова.
Рекомендации из пособия серии «Учимся с „Просвещением“»
Попробуйте выполнить эти шаги вместе с ребятами во время написания тренировочного сочинения, когда уже создан банк тем и есть несколько примеров произведений. Алгоритм взят из книг «Готовимся к сочинению».Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
Шаг второй. Выделяю в ней опорное слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.
Шаг третий. Пытаюсь своими словами коротко сформулировать тему.
Шаг четвертый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?». Это обязательное условие успешного решения творческой задачи: надо установить связь между собой и предметом, о котором идет речь, тогда появится самое главное — моя собственная мысль.
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы — одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике, как в Твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту.
Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.
Шаг девятый. Записываю их, составляю план.
Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения.
Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, проверяю пунктуацию и орфографию, исправляю ошибки; переписываю в чистовик, еще раз читаю.