Учимся писать итоговое сочинение: советы ученику
По материалам вебинара Елены Ерохиной, доктора педагогических наук, заместителя директора Института филологии МПГУ, автора рабочих тетрадей «Учимся писать сочинение» для 9-11 классов.Общая информация: Итоговое сочинение в этом году проводится 7 декабря 2016 года, его начало намечено на 10:00 по местному времени. Продолжительность испытания составляет 3 часа 55 минут или 235 минут. Темы станут известны лишь перед началом, однако уже сейчас известны тематические направления 2016/2017 года: «Разум и чувства», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Работа должна содержать не менее 350 слов. По итогам ученик получает «зачет»/«незачет», а к сдаче единого государственного экзамена будут допущены выпускники, получившие «зачет».
Основные требования: Сочинение должно соответствовать выбранной теме, аргументы должны опираться на литературный материал, соответственно здесь важно хорошее знание школьной программы по литературе, ученик должен обладать навыками грамотно выстраивать предложения в соответствии с логикой, а речь должна быть грамотной — без ошибок по орфографии и пунктуации.
О том, как подготовить учеников к итоговому сочинению смотрите в вебинаре «Обучение сочинению: теория и практика»

Хорошая, осмысленная письменная работа невозможна без тщательной подготовки, в этом помогут рабочие тетради «Учимся писать сочинение». Что они особой представляют, рассказывает соавтор УМК «Литература», Елена Ерохина.
- Тетради не предназначены для одиночной самостоятельной работы, они не «работают» без учителя, без обязательного обсуждения заданий. Например, в тетрадях для 10 и 11 классов есть задания, где нужно выбрать наиболее подходящий вариант вступления к сочинению или предложить свой вариант вступления. Идея задания не в том, чтобы сделать выбор, а в том, чтобы объяснить это выбор: почему один из вариантов наиболее уместен или почему не подходит ни один из них и нужно сформулировать свой.
- При переходе к каждому последующему автору используются одна и та же стратегия, последовательность и приемы работы. Меняется содержание, учитель может использовать разные приемы, но общий подход к написанию сохраняется, именно таким образом мы сможем сформировать устойчивое умение. Стратегия, в отличие от алгоритма, позволяет осмысливать действия, делать допущения, что-то менять, но остается при этом одной и той же.
- Задания следует использовать вариативно с учетом конкретных педагогических задач. Необязательно делать все задания от начала до конца.

10-11 классы
Задача обучения в старших классах — не просто подготовиться к декабрьской письменной работе, а освоить такой важный предмет, как литература, научить школьников быть настоящими читателями, поэтому сначала работа ведется с литературными сочинениями. Кроме этого направления, в рабочих тетрадях есть и раздел, который опирается на изучаемые литературные произведения.
Виды заданий:
- Актуализация знания текста. В тетрадях представлено множество заданий, связанных с необходимостью вспомнить то или иное литературное произведение. Этот раздел называется «Вспоминаем текст произведения».
- Анализ и классификация тем. Далее предлагаются возможные темы — их круг вполне обозрим, несмотря на их разнообразие. Есть задание, где темы нужно систематизировать. Начинается работа над осмыслением темы, так как тема подсказывает тот жанр, который нужно создать, последовательность работы над сочинением.
- Работа над ключевыми словами темы. При методичном выполнении этих заданий формируется устойчивое умение осмысливать тему.
- Изменение любой темы в форму вопроса. Так как большинство сочинений — это рассуждения, рассуждать, имея конкретный вопрос, понятнее, логичнее и удобнее.
- Выбор замысла. В тетради дается совокупность идей — возможных замыслов данной письменной работы. Здесь требуется совместно с учениками обсудить, насколько каждый из замыслов подходит в качестве основы. Или стоит отказаться от всех и сформулировать какой-то свой?
- Распространение тезиса. Недостаточно дать ответ на вопрос, надо построить рассуждение. Для этого в тетради есть определенная система заданий, алгоритм, который позволяет распространять тезис.
- Композиция. Специальные задания учат последовательно располагать тезисы, писать вступление и заключение, держаться в определенном разумном объеме того и другого, показывают связь частей текста.
- Использование литературоведческих понятий. Задания помогают осмыслить те понятия из теории литературы, которые могут быть использованы в работе.
- Написание сочинения по выработанному алгоритму. После проведенной подготовки рекомендуется написать полный текст, а также рецензию, используя приведенные в тетради правила.
9 класс
Хотя эта рабочая тетрадь предназначена для работы с девятиклассниками, она будет очень полезна и для подготовки к декабрьскому испытанию.
Первый, самый большой раздел посвящен тому, как писать сочинение-рассуждение. Во втором разделе представлены задания, направленные на обучение создавать особый вид текста-рассуждения — эссе. Эссе — это не любая работа малого объема, а текст, имеющий определенные жанровые признаки: оригинальный авторский взгляд на ту или иную проблему, субъективно-эмоциональное отношение автора к предмету речи, творческий подход к расположению композиционных частей.
Третий раздел связан с обучением письму на литературную тему, так как в 9 классе мы пишем не только сочинение-рассуждение. Представленная система работы и заданий будет развиваться в 10 и 11 классах. С помощью тетрадей дети научатся понимать тему, видеть тип сочинения, демонстрировать знание художественного произведения, последовательно и логично строить рассуждения, доказывая с помощью текста правильность своего понимания.
Примеры заданий
- Учимся формулировать тезис
Задание 1. Составить вторую часть тезиса, начало которого приведено в задании. Например, «наивысшая ценность человека — это…»
Задание 2. Использовать альтернативные вопросы. При таком подходе ученик понимает, что выражает свою позицию исходя из того, какую из альтернатив принимает. Например: «Сформулируйте тезис, который вы будете доказывать, отвечая на данный вопрос. Что важнее для человека: знание родного или иностранного языка?»
Задание 3. Сформулировать тезис для сочинения-рассуждения, в котором есть все остальные части.
- Учимся аргументировать
Задание 1. Доказать тезис с использованием максимального числа разнообразных аргументов. Аргументы не обязательно брать только из литературы или повседневной жизни, это могут быть и научные факты, исторические факты, пословицы, поговорки, аксиомы и т. д.
Задание 2. Превратить приведенные фразы в аргументы, ведь пример или факт – это еще не аргумент. Для этого предлагается использовать слова-помощники («поэтому», «вот почему», «неудивительно» и т.д.).
- Учимся редактировать
Редактирование — это не только исправление орфографических ошибок, это умение, которое позволяет доводить текст до совершенства.
Задание 1. Исправить в тексте ту или иную ошибку. Например, «прочитай работу ученика и устрани логические ошибки в написании сочинения-рассуждения».
Задание 2. Прочитать сочинение и найти лишний аргумент.