Революция в школе: 1917-й на уроках истории
Методические разработки для учителей истории по теме «Революция 1917 года»Мы постарались собрать несколько фактов, последних новостей из мира науки, методические разработки и рекомендации, чтобы этой осенью на уроках истории в вашем классе не произошло новых революций.
Революция 1917 года и ее значимость. Мнение научного сообщества
Великая российская революция – это единый исторический процесс, лишенный внутреннего деления на «хороший Февраль» и «плохой Октябрь». Это национальная трагедия. В случае победы любой из сторон страна была бы разрушена, а народ ввергнут в Гражданскую войну. На высшем административном и научном уровнях прозвучали призывы ни в коей мере не отмечать столетие революции, так как трагедия праздником являться не может, но деликатно и объективно осветить основные этапы, став выше борьбы сторон.
«1917 год имеет для России сакральное значение. Мы отмечаем столетие не просто Октябрьской революции, но Великой российской революции, таким образом, признавая ее огромное значение и невозможность разделения этого периода отечественной истории».
Анатолий Торкунов,
член президиума совета Российского исторического общества,
академик РАН и ректор МГИМО (У) МИД
Празднование 1 мая, площадь Исаакиевского, Санкт-Петербург, 1917 г.
«Это действительно событие, которое изменило ход всей всемирной истории. Более того, есть такое определение, которое я считаю верным, – о том, что XX век в истории человечества был историей России, и именно благодаря и в связи с теми событиями, которые произошли в ней в начале века. Совершенно теперь очевидно, что революция произошла не по ленинской формуле – как результат деятельности исстрадавшихся, обездоленных войной масс. Последние исследования показали, что потери ВВП России в ходе Первой мировой войны не превосходили потери ее соперников: Австрии и Германии. Объяснить происхождение революции только экономикой нельзя».
Юрий Петров,
член президиума Российского исторического общества, директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук
Встреча на Путиловском заводе в Петрограде во время Революции 1917 года. В феврале 1917 забастовки на заводе стали огнем Февральской революции.
«В советский период в исторической науке было принято рассматривать революционные события 1917 года как последовательную череду революций: сначала Февральская (буржуазно-демократическая), а затем Октябрьская (социалистическая). Однако современная историческая наука трактует эти события как единый революционный процесс, начавшийся в феврале 1917 года. Это нашло свое отражение в новом историко-культурном стандарте, разработанном Российским историческим обществом в 2014 году и определяющем периодизацию, структуру и содержание курса отечественной истории. Именно этот стандарт лежит в основе всех учебников по истории России, включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в школах России».
Сергей Тырин, кандидат исторических наук,
директор Центра общественно-научного образования
объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана-Граф
»
Уроки по революции и уроки революции. Задача учителя
Задача школьного учителя – не бередить рану (хотя современные школьники не так серьезно относятся к теме, как их родители и бабушки с дедушками), а, напротив, примирить различные группы и позиции. Если у вас в классе произойдет реальное столкновение «красных» и «белых», это негативно отразится на воспитательном и образовательном процессе. Но этот интерес можно использовать и во благо, устроив вполне законные дебаты, разыграв заседания Думы или Временного правительства. Используйте больше интерактива и обязательно давайте ученикам возможность попробовать себя в роли представителей как той, так и другой стороны – отстаивая определенную позицию, они усвоят материал и увидят обе стороны медали.
Общая задача ученых и преподавателей – уйти от жесткого противостояния и показать, что революция называется Великой не потому, что мы каким-то образом оправдываем ее, а потому, что она похожа по своему историческому следу на Великую французскую революцию. Любая революция – это национальная трагедия, а потому тема имеет для школьников еще и национально-патриотическое значение, к которому нужно подойти максимально аккуратно.
Солдаты приносят присягу на верность Октябрьской революции. 1917 год. Солдаты собрались на площади Зимнего дворца. Многие из них совсем недавно поддерживали Временное правительство.
Конкурс методических разработок «100-летие Великой российской революции 1917 года»
В рамках нашего проекта «Страна с великой историей» в течение прошлого учебного года был проведен конкурс для учителей истории 6–11-х классов. Конкурс проводился в двух номинациях: «Материалы для урока» и «Материалы для внеурочной деятельности».Мы приводим ссылки на некоторые материалы наших победителей:
- К 100-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Разговор о прошлом — взгляд из будущего. Классный час для 11 класса.
- На фронтах гражданской войны. Разработка урока и презентация для 10 класса.
- 1917 год: исторический выбор. Круглый стол, краткосрочная проектная деятельность для 9 классов в малых группах.
- Интеллектуальный турнир по теме «Первая мировая война» для 9-11 классов. Технологическая карта урока, план и презентации.
- Первая Мировая война: размышления о войне и человеке. Урок-эмоциональное вовлечение, 11 класс.
Другие материалы вы всегда можете найти в открытом доступе в разделе "Методическая помощь".
Петроградская городская милиция заменила царскую полицию во время Русской революции 1917. Они были временной организацией, сформированной добровольцами, которые в этом случае захватили бронированную машину.
Источники и литература для проведения уроков и разработки проектов по теме
Мы неоднократно сталкивались с вашими вопросами: а что прочитать, чтобы подготовиться к уроку? выдержки из каких источников давать детям для анализа? Мы обратились к Кириллу Андреевичу Соловьеву, доктору исторических наук, одному из создателей нового историко-культурного стандарта.- Булдаков В. П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 2010.
- Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть. СПб., 2012.
- Колоницкий Б. И. Товарищ Керенский: антимонархическая революция и формирование культа «вождя народа» (март – июнь 1917 года). М.: Новое литературное обозрение, 2017.
- Критический словарь русской революции. 1914–1921. СПб., 2014.
- Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / отв. ред. Ю. А. Петров. М.: Политическая энциклопедия, 2014.
- Российская революция 1917 года: власть, общество, культура / отв. ред. Ю. А. Петров: в 2 т. М.: Политическая энциклопедия, 2017.
- Революция 1917 года глазами современников: в 3 т. М.: Политическая энциклопедия, 2017.
Женский батальон Марии Бочкаревой. Подобные батальоны создавались Временным правительством исключительно из женщин с целью "пристыдить" мужчин, дезертирующих с полей Первой мировой.
Самые сложные вопросы по теме революции и ответы на них вы сможете найти в пособии «Великая российская революция. 10 вопросов», автор которого Александр Шубин – руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии ИВИ РАН. Особенность пособия – адаптация последних научных исследований для использования на уроках отечественной истории в общеобразовательной школе.
- Вопрос 1. Почему произошла революция в 1917 году?
- Вопрос 2. Февральская революция – это стихийное восстание или хорошо организованный переворот?
- Вопрос 3. Что такое Великая российская революция? Как это понятие соотносится с Февральской революцией и Октябрьской революцией?
- Вопрос 4. Был ли Ленин иностранным агентом?
- Вопрос 5. Почему либералы и социалисты проиграли борьбу за власть в 1917 году?
- Вопрос 6. Великая Октябрьская социалистическая революция или Октябрьский переворот?
- Вопрос 7. Брестский мир – это предательство или необходимость?
- Вопрос 8. Когда и почему началась Гражданская война?
- Вопрос 9. Почему победили красные?
- Вопрос 10. Когда и чем закончилась революция?