История благотворительности Российских предпринимателей как помощь при подготовке к ГИА по математике и обществознанию
Цель: Подготовка к ОГЭ по математике и обществознанию на основе истории благотворительности российских предпринимателей
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей российских предпринимателей Солодовниковых, Третьяковых, Демидовых и Абрикосовых
- Отработать навыки решения статистических задач по математике и обществознанию в рамках подготовки к ГИА
- Совершенствовать умение работать в группе
- Учить анализировать и применять полученную информацию
Ход занятия
Учитель истории и обществознания. Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашей интегрированной консультации по подготовке к ОГЭ мы обратимся к опыту, а может быть и к помощи, наших российских предпринимателей. Чтобы опыт можно было применить на практике, на занятии вы будете заполнять рабочий блокнот. Подпишите его. На странице 1 ваших блокнотов вы видите восемь утверждений. Внимательно познакомьтесь с ними и заполните столбец «До». Для этого проставьте «+», если вы с высказыванием согласны и «-», если не согласны.
А сейчас внимание на экран. (Дети смотрят видеоролик, обсуждают основную идею этого фильма). Просмотрев данный видеоролик, я предлагаю вам определить тему нашего занятия. (выслушиваются все варианты и определяется тема). Запишите в блокноте тему нашего занятия «История благотворительности Российских предпринимателей как помощь при подготовке к ГИА по математике и обществознанию».
На странице 2 вам даны понятия «благотворительность». Сейчас каждая группа познакомится с ними. Обсудив все понятия, группа выбирает одно, наиболее интересное и правильное на ваш взгляд. Затем один представитель группы должен объяснить, почему выбрано именно то или иное определение благотворительности.
Говоря о благотворительности, конечно же нужно поговорить о людях, которые вошли в историю благодаря своей благотворительной деятельности. Именно в этом нам помогут биографии выдающихся Российских предпринимателей.
Откройте страницу 3. В ней вы видите таблицу, состоящую из трех колонок
Почему люди занимаются благотворительностью? |
Что благотворительность дает другим людям? |
Что благотворительность дает тем, кто ею занимается? |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
|
|
Задача каждой группы, записать восемь возможных ответов на каждый вопрос. Чтобы вам было это легче сделать каждой группе будет предложено познакомиться с биографией известнейших Российских предпринимателей конца 19 начала 20 века.
(Группы знакомятся с краткой историей Солодовникова, Третьяковых, Демидовых и Абрикосовых. Каждая группа заполняет таблицу. Разрешается обсуждать и дополнять друг друга).
После того как таблица заполнена учащимся предлагается посмотреть на доску, где прикреплен рисунок-схема дерева.
На доске изображено дерево.
Ствол – это «Благотворительность».
Корни – причины «Почему эти люди занимались благотворительностью?»
Левая часть кроны «Что их благотворительность дает другим людям?»
Правая часть кроны «Что благотворительность дает тем, кто ею занимается?»
- Каждая группа на стикерах желтого цвета пишет два варианта ответа на вопрос «Почему люди занимаются благотворительностью?» (один ответ + один стикер), объясняя свой выбор, прикрепляют стикеры на место корней дерева. Группам следует избегать повторения вариантов ответов.
- Каждая группа на стикерах синего цвета записывает ответ на вопрос «Что их благотворительность дает другим людям?» Один ответ + один стикер. Группы по очереди объясняют свой вариант ответа и прикрепляют стикеры с ответами в левой стороне кроны дерева.
- Затем каждая группа на стикерах зеленого цвета записывает два варианта ответа на вопрос «Что благотворительность дает тем, кто ей занимается?» Важно чтобы ответы групп не повторялись! После обоснования своего выбора группы прикрепляют стикеры на правой стороне кроны дерева.
Наше дерево позволяет нам понять, причины и последствия благотворительной деятельности как для тех кому она адресована, так и для тех, кто ею занимается.
Учитель математики. Чем же российские предприниматели помогут нам при подготовке к ОГЭ? Мы уже решали с вами задачи, которые решаются одним взглядом при помощи небольших практических знаний. Это задачи с графиками, диаграммами и таблицами. Все эти задачи относятся к СТАТИСТИЧЕСКИМ.
Что такое статистика, какие виды существуют, с этим вы познакомитесь, работая в группах. После обсуждения итогов вашей работы у всех должна быть заполнена страница 4 в рабочих блокнотах.
Вторые номера получите конверты с заданиями.
1 стол – словарь
2 стол – Ильф и Петров
3 стол – что изучает статистика
4 стол – виды статистики
1 стол |
Работа со словарем |
2 стол |
В знаменитом романе «Двенадцать стульев» Ильф и Петров утверждали: «Статистика знает всё. Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… Известно, сколько в стране охотников, балерин… станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..». |
3 стол |
Статистика – наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Слово «статистика» происходит от латинского слова status, которое означает «состояние, положение вещей». Статистика изучает численность отдельных групп населения страны и ее регионов, производство и потребление разнообразных видов продукции, перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, природные ресурсы и многое другое. Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов. |
4 стол |
Виды статистики: Экономическая статистика изучает изменение цен, спроса и предложения на товары, прогнозирует рост и падение производства и потребления. Медицинская статистика изучает эффективность различных лекарств и методов лечения, вероятность возникновения некоторого заболевания в зависимости от возраста, пола, наследственности, условий жизни, вредных привычек, прогнозирует распространение эпидемий. Демографическая статистика изучает рождаемость, численность населения, его состав (возрастной, национальный, профессиональный). Есть статистика финансовая, налоговая, биологическая, метеорологическая и др. А еще – математическая статистика. Одна из основных задач статистики состоит в надлежащей обработке информации. Конечно, у статистики есть много других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности и т. д. |
Решения, которые принимаются государственными органами в образовании, медицине технике, бизнесе и других сферах зависят от анализа имеющихся или собранных данных. Статистическая культура современного человека является неотъемлемой составляющей всеобщей культуры. Каждый человек будет чувствовать себя успешнее в жизни, если он будет понимать статистическую природу мира и её законы. Именно поэтому статистика представлена на ОГЭ практически по всем предметам.
А сейчас вернемся к благотворительности. Мы провели опрос среди учащихся нашей школы по этой теме. Полученные данные мы обобщили, систематизировали и представили при помощи графиков и диаграмм. И сегодня предлагаем вам проанализировать полученные результаты при решении задач.
Решение задач на странице 5.
Решение задач на странице 6.
Подведем итог, с какими проблемами вы можете столкнуться при решении задач с диаграммами?
На самом деле данная категория задач является одной из самых простых, так как требуется прочитать график и по нему определить какую-нибудь величину. Учащиеся в подобных задачах редко допускают ошибки, но всё же они имеются. И самая распространённая – это неправильно прочитанный вопрос.
Сейчас выполним самостоятельную работу в рабочих блокнотах на странице 7.
Учитель истории и обществознания. Сегодня мы много говорили о российских благотворителях, которые жили более 100 лет назад, а как же обстоят дела с благотворительностью в наши дни? Предлагаю вам заполнить страницу 8. На данной странице вам представлена информация о современных российских благотворителях, но пункт 7 каждому из вас придется заполнить самостоятельно. Для этого вам нужно подумать и решить, как вы уже сегодня можете поучаствовать в благотворительной деятельности. Условие одно: вы не должны использовать деньги родителей.
После окончания данной работы, всем желающим предлагают озвучить свой вариант действий.
В заключении, ребята, я предлагаю вам вернуться на страницу 1 и заполнить столбец После.
Сравните столбцы До и После. Поделитесь впечатлениями внутри группы, а затем со всеми.
Каждому предлагается поделиться впечатлениями, как изменилось его отношение к благотворительности, что узнали нового.
Спасибо за занятие!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.