Советы учителю начальной школы: гаджет — это не игрушка, а средство получения информации
Марьяна Безруких и Наталья Виноградова отвечают на вопросы учителей младших классов.Как использовать цифровые технологии в начальной школе и надо ли вообще это делать?
Марьяна Безруких:
«Цифровые технологии в начальной школе должны использоваться не ради моды, а только для повышения эффективности процесса обучения.При этом должны строго соблюдаться все гигиенические нормативы и рекомендации.
Однако подобные «включения» не должны многократно «дробить» урок. Это заставит ребенка много раз переключаться на новый вид деятельности, и он еще быстрее устанет.Электронный учебник, который дублирует бумажную версию, не имеет смысла и только увеличивает напряжение. А вот включение на уроке окружающего мира короткого ролика, рассказывающего об экзотических растениях и животных, вполне уместно, интересно и полезно.
Использование цифровых технологий обостряет и проблему темпа деятельности, который различен у разных детей в классе. Поэтому любой урок с использованием цифровых технологий должен быть не только продуман и четко спланирован, но должен учитывать особенности организации и темпа деятельности учащихся».
Читайте по теме:
Наталья Виноградова:
«Конечно, нельзя полностью оградить детей от новых средств получения информации, но на первом этапе обучения, когда дети осваивают традиционное средство культуры — читательскую и письменную деятельность, вводить обучение работе с новыми информационными технологиями не целесообразно. Учитель должен понимать, что работа с электронными учебниками, компьютерами, планшетами и пр. требует владения определенными техническими умениями и навыками.
Конечно, ребенка можно, как обезьянку, натренировать нажимать кнопки, чтобы кого-то догнать, убить, ранить, преодолеть препятствие и пр. Но это развивает, как доказано, определенное клиповое мышление, убогое воображение, «обглоданный язык» (определение академика В. Г. Костомарова), а в период обучения грамоте ребенок овладевает глубокой культурой устной и письменной речи, осваивает процесс интеллектуальной деятельности средствами языка.
Так что же, не пользоваться цифровыми технологиями? Не будем шарахаться из одной крайности в другую. Если речь идет о первом-втором годе обучения в начальной школе, то учитель использует новые информационные средства для демонстрации всему классу на большом экране иллюстративного материала, наглядного сопровождения заданий, своих объяснений и пр.Дети дошкольного возраста, младшие школьники должны усвоить: телефон, компьютер, планшет и др. — это прежде всего средства получения информации, возможность расширить свое образование, а не ИГРУШКА для пустого времяпровождения.
В третьем-четвертом классе постепенно на уровне дифференциации (не всем детям, а только наиболее успешным) можно предлагать отдельные задания на компьютере (в электронном учебнике). Это мое мнение – педагога и дидакта. Главное здесь — не навредить!»
Ольга ДАШКОВСКАЯ