Искусство разнообразия: как рассказать ученикам о межкультурной и межэтнической толерантности?
Почему порой так сложно понять людей другой культуры или другой национальности? Как ориентироваться в мире культурного разнообразия? Вероника Стахеева, тренер Центра толерантности, разобрала основные типы культур и рассказала об основных механизмах социального мировосприятия человека на вебинаре проекта «Родительский университет».Прежде всего важно понять, что же такое толерантность. В России это определение понимают чаще всего как пассивный отказ от собственной позиции, но на самом деле это совсем не так. Толерантность — это умение отстаивать собственные границы и уважать границы другого человека.
«Толерантность есть уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений в угоду другим. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим».
Эксперимент
Проведем небольшой эксперимент. Если вы просто читаете эту статью, попробуйте выполнить задание самостоятельно прямо сейчас, а если собираетесь проводить занятие с детьми — возьмите его себе на заметку.Разбейте изображения на четыре группы так, чтобы существовал какой-то общий признак, объединяющий предметы внутри группы. Дайте ребятам 5-10 минут на выполнение — задание не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Большинство представителей западной цивилизации объединили бы эти объекты в следующие категории:
- Природные феномены (радуга, река, солнце, звезды, луна, огонь).
- Животные (змеи, попугаи, светлячок, волосатая личинка, кузнечик, ехидна, кенгуру).
- Рукотворные блага (копье, бумеранг).
- Люди (мужчина, женщина).
Но вот если, к примеру, попросить представителей австралийского племени дайрбал разбить на 4 категории эти изображения, то мы увидим совершенно другую картину:
И что же мы увидим? Оказывается, люди из племени дайрбал распределяют предметы по эмоциям:
- Возбуждение и оживление — Байи: бумеранг, мужчины, кенгуру, неядовитые змеи, радуга, луна.
- Страх — Балан: реки, женщины, ядовитые змеи, звезды, светлячки, огонь.
- Желание — Балам: мед.
- Нейтральное отношение — Бала: кузнечик.
«Наша психика культурно детерминирована. Мы по-разному считываем одну и ту же задачу и по-разному воспринимаем одни и те же предметы. В этом-то и состоит основной подвох межкультурной коммуникации и роковое столкновение — то, что нам кажется кристально понятным, непостижимо для представителя другой культуры».
Так что же предпринять, чтобы межкультурная коммуникация приводила к появлению чего-то хорошего?
Модель культурных измерений Герта Хофстеде
Социолог из Нидерландов Герт Хофстеде представил типологию культурных измерений и показал на графике из пяти шкал, как распределяются страны по нескольким показателям, определяющим различные особенности того или иного народа.Первая шкала — индивидуализм
Хофстеде показал, что все страны делятся на те, которые подвержены либо индивидуализму, либо коллективизму. Естественно, в тех странах, где на первом месте индивидуализм, у людей сложились и определенные ценности: свобода, самореализация, лидерство. А в странах с ярко выраженной потребностью в коллективизме люди отвечают за блага всех: «Мои блага — это блага общества».Вторая шкала — дистанция власти
Высокая дистанция власти означает, что простой человек не может достучаться до начальника без множества посредников. В странах с низкой дистанцией власти человек свободно общается с начальством, может спокойно прийти и рассказать, что его волнует.Третья шкала — маскулинность
Страны с высокой маскулинностью (соревновательностью) высоко ценят победу, дух соревнования, лидерские качества. В противовес им — феминные страны, где царит мир, гармония и сотрудничество между людьми.Четвертая шкала — избегание неопределенности
Высокий показатель избегания неопределенности свидетельствует о том, что люди привержены традициям, консервативны и не готовы изменять привычный порядок вещей. Естественно, чем ниже этот показатель, тем выше стрессоустойчивость перед изменениями.Пятая шкала — снисхождение (индульгенция)
Показатель уровня счастья. Чем он больше, тем меньше у людей социальных рамок и границ и больше потребность реализовывать свои потребности и желания.Культурная дистанция и этноцентризм
Похожа ли Россия по каким-то показателям на остальные страны? Безусловно, точки соприкосновения по разным критериям у нашей страны есть со многими государствами. Но есть и расхождения — так называемая культурная дистанция.Культурная дистанция показывает, насколько легко человеку адаптироваться к традициям чужой страны. И, конечно, чем больше культурная дистанция между принимающей стороной и мигрантом, тем сложнее между ними коммуникация. Ну и конечно, чем больше мы похожи, тем легче нам коммуницировать.
И все же, что именно подталкивает людей — представителей разных культур — к конфликту?
Этноцентризм — явление, при котором представитель определенной культуры ставит выше других свой народ и традиции. То есть система ценностей своей страны для человека априори выше и важнее, чем культура других стран.
Часто из страха или собственных убеждений мы начинаем влиять на чужую культуру, пытаемся внедрить свои обычаи, правила, просветить чужой народ в каких-то элементарных, как нам кажется, вопросах. Когда так происходит, появляется несколько вариантов развития дальнейших событий.
Поглощение
Если человек думает, что его культура не просто важна для него, а самая важная в мире, и все вокруг должны подчиняться ее законам, он начинает поглощать другую культуру. Так может дойти и до шовинизма, национализма и прочих ужасных последствий.Забвение
Другой сценарий — человек перестает ценить свою культуру и полностью подчиняется законам чужих традиций, предает забвению систему ценностей своего народа, и его культура просто исчезает.Война
Третий сценарий — ни та, ни другая культура не хотят уступать, начинается череда военных конфликтов.Коммуникация
Но существует и четвертый сценарий — когда обе культуры пытаются найти какой-то фундамент, на котором можно построить что-то совместное и начать межкультурную коммуникацию. Так что же важно сделать, чтобы события развивались по четвертому сценарию?На деле оказывается совершенно неважно, какая культурная дистанция между людьми — все зависит от конкретного человека, его качеств, способностей и умений. Если у каждого будет развита эмоциональная гибкость, стабильность, эмоциональный интеллект, умение коммуницировать с другими людьми, наша культура будет способна коммуницировать и строить мостики между другими культурами. И это не отрицает того, что важно знать ценности других народов, потому то так мы станем бережнее к чужим традициям и не забудем о собственных ценностях.
Скачайте презентацию Вероники Стахеевой, чтобы показать детям на занятии или изучить самостоятельно.«Культурная адаптация в большей степени зависит от личностных особенностей индивида, его эмоциональной стабильности и гибкости, чем от величины культурной дистанции».