Искусственные спутники Земли
Тип урока: урок систематизации знаний.
Цель урока: применение законов Ньютона для объяснения движения искусственных спутников Земли.
Задачи:
- Образовательные: отработать умения применять формулы законов Ньютона и движения по окружности при решении задач.
- Развивающие: развитие мышления (учить анализировать, сравнивать и обобщать информацию), умений высказывать гипотезу и делать выводы. развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.
- Воспитательные: воспитание ценностного отношения к авторам открытий и изобретений; способствовать воспитанию организованности и умения сотрудничества в малой группе и в коллективе класса; формирование навыков самооценки и взаимооценки.
Тип урока: урок - беседа.
Предметные результаты:
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: свободное падение тел, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
- знание и способность давать определения/описания физического понятия: первая космическая скорость;
- физических величин: скорость, центростремительное ускорение, период и частота при равномерном движении тела по окружности;
- понимание смысла законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения и умение применять их на практике.
Оборудование: компьютер, проектор. Диск «Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы», Дрофа.
Ход урока
Этапы урока, их содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||
1. Организационный. 1 мин |
Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет возможность проверить свою память и внимание, а также потренировать умение высказываться. |
Подготовка рабочего места. |
|||||||||
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. 5 мин |
|
Взаимопроверка с соседом по парте, называют ответы, формулы для вычисления. Указывают затруднения. |
|||||||||
Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами |
Называют ответы
|
||||||||||
3. Постановка учебной задачи, целей урока. 5 мин |
Задаёт вопросы: |
Принимают участие в обсуждении темы и целей урока. |
|||||||||
Где на практике используется закон всемирного тяготения? |
Предполагают. |
||||||||||
Какая дата считается началом космической эры? С чем связана эта дата? (Запуск первого спутника) |
Называют тему урока «Искусственные спутники Земли». |
||||||||||
Можете ли вы назвать число ИСЗ? Для чего используются ИСЗ? Уточняет применение спутников: средства связи, телевидение, интернет, метеорология, военные спутники, исследовательские, система навигации. |
Называют предположительное количество. Называют применение ИСЗ. |
||||||||||
4. Создание проблемной ситуации. 2 мин |
Почему ИСЗ не падают на Землю? |
Отвечают: есть скорость, направленная по касательной к орбите. |
|||||||||
Какова должна быть эта скорость? |
Затрудняются ответить. |
||||||||||
5. Выход из проблемной ситуации. Обобщение знаний. 13 мин
|
Предлагает рассмотреть рисунки учебника и составить рассказ по ним.
|
Рассматривают рисунки, высказывают свои предположения. |
|||||||||
Сумеем ли мы при помощи наших знаний рассчитать первую космическую скорость – скорость, необходимую для движения вокруг Земли по окружности?
Помогает сделать выводы наводящими вопросами или просит помочь учеников с места. |
Ученик у доски выводит формулу для расчёта первой космической скорости.
|
||||||||||
Предлагает просмотреть текст в учебнике.
|
Сравнивают с информацией в учебнике
|
||||||||||
Интересно ли вам узнать факты запуска самого первого спутника? Один из ваших одноклассников подготовил небольшое сообщение об этом событии. |
|
||||||||||
Доклад ученика с презентацией. В докладе отражены:
Научные результаты полёта ПС-1: исследование условий работы аппаратуры, верхних слоёв атмосферы, прохождения радиоволн. |
Слушают сообщение одноклассника, задают вопросы. Оценивают доклад. |
||||||||||
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону 14 мин |
Учитель предлагает выполнить задания из рабочей тетради к параграфу 19. Дополнительные задания из открытого банка заданий ФИПИ. При необходимости учитель консультирует учеников. Космический корабль, движущийся по круговой орбите вокруг Земли, сместился на другую круговую орбиту большего радиуса. Как при этом изменились сила тяготения, действующая на корабль со стороны Земли, модуль скорости корабля, период обращения корабля вокруг Земли? Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями. Для каждой величины определите соответствующий характер изменения
|
Ученики решают задания с обсуждением в парах и проверкой по данным учителем ответах. |
|||||||||
7. Итоги урока. 3 мин |
Задаёт вопрос: Какие понятия и законы потребовались сегодня на уроке? Есть ли у вас вопросы? |
Называют: скорость, центростремительное ускорение, сила тяжести, закон всемирного тяготения, законы Ньютона. Просматривают конспект. Задают вопросы. |
|||||||||
Задаёт домашнее задание. Прочитать параграф 19, ответить на вопросы после параграфа устно, выучить формулы, решить задачи из упражнения 19. По желанию - сообщение о космических станциях с презентацией. |
Записывают домашнее задание. |
||||||||||
8. Рефлексия. 2 мин |
Рефлексия осуществлялась на всех этапах урока, когда ученики высказывали собственные суждения при ответах на вопросы и при решении задач. В качестве итоговой рефлексии можно использовать один из двух вариантов: |
|
|||||||||
1. Предложите ученикам облако "тегов", которые необходимо дополнить.
|
Ученики на листочке (или устно) дополняют 2-3 предложения по выбору.
|
||||||||||
2. Акрослово. Дайте характеристику спутнику |
С — сложный П — продукт интеллекта У — успех Т — тайный Н — научный И — изумительный К— космический |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.