Как пробудить у ребенка интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений
Современное изучение литературы в школе сталкивается с рядом проблем, решить которые призваны учебники нового поколения. В одном из наших вебинаров, методист по русскому языку и литературе Светлана Шевчук познакомила зрителей с актуальными методами изучения художественных произведений, представленными в новых изданиях корпорации «Российский учебник». Разберем, какие приемы помогают пробудить у ребенка интерес к слову и литературе.Проблемы изучения русской литературы в школе
В Концепции преподавания русского языка и литературы, утвержденной 9 апреля 2016 года, помимо прочего указаны основные сложности в изучении художественных произведений:
Отсутствие мотивации. Дети читают мало, и предпочитают не произведения из школьной программы, а популярные книги современных авторов (в том числе зарубежных). Отсутствие мотивации к чтению является серьезным препятствием на пути к получению предметных и метапредметных результатов.
Неправильно расставленные акценты в образовательной программе. В содержании предмета основное внимание уделяется не способности понимать художественный текст, а знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения.
Нехватка учебников, соответствующих современным стандартам образования. УМК должны быть построены на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированы на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся.
Авторы корпорации «Российский учебник» разработали новые УМК, направленные на решение данных проблем. Учебники были успешно апробированы в этом году. Рассмотрим подробнее УМК «Литература» (5-9 класс) авторства Архангельского А. Н. и Смирновой Т. Ю., знакомство с которым уже состоялось в 86 регионах РФ. Узнать подробнее о результатах апробации вы можете, посмотрев онлайн конференцию «Современный учебник литературы как основной инструмент организации образовательного процесса на уроке».
Принципы построения курса
Новый курс изучения литературы основан на объединяющих идеях:
-
5 класс. Детство человечества: миф, фольклор, священные книги человечества, рождение литературы. Детство человека: тема игры, радость творческого труда, мастерства и художества.
-
6 класс. Герои и подвиги в мировой литературе.
-
7 класс. Пути-дороги, изображение жизненного пути человека в литературе.
-
8 класс. Идеалы людей, культур и эпох, выраженные в шедеврах мировой литературы
-
9 класс. История русской литературы и формирование национальной картины мира. От древнерусской литературы до литературы первой четверти 19 столетия (творчество Н.В. Гоголя).
Еще одна уникальная черта программы: «пушкиноцентричность» — в каждом классе произведениям А.С. Пушкина уделяется основное внимание. Это связано не только с тем, что знаменитый писатель занимает особое место в русской культуре и в русской жизни. Его творчество дарит жизнеутверждающий заряд, нужный молодому поколению.
Для развития интереса к чтению, анализ художественных произведений представлен как основная форма работы на уроках литературы. В 8-9 классах даны развернутые примеры комплексного литературоведческого анализа произведений разных жанров, а также общие планы разбора, чтобы в дальнейшем ребята могли сами анализировать прочитанное без помощи учителя и УМК.
Аспекты анализа лирического стихотворения
-
Историко-литературный контекст.
-
Читательское восприятие стихотворения.
-
Тема.
-
Идейное содержание.
-
Лирический сюжет.
-
Настроение, изменение настроения.
-
Пафос.
-
Лирический герой (и другие герои, если есть).
-
Особенности интонации.
-
Наличие в тексте повторений.
-
Язык, его особенности.
-
Содержательность, выразительность и красота так называемых «формальных уровней».
-
Другие уровни и особенности.
Аспекты анализа драмы
-
Историко-литературный контекст.
-
История постановок пьесы.
-
Читательское восприятие произведения.
-
К какому жанру относится произведение.
-
Время и место действия.
-
Проблематика.
-
Выявление основного и побочного конфликтов.
-
Система персонажей.
-
Отдельные характеристики главных героев.
-
Сюжет пьесы и его развитие.
-
Значение деталей и авторских ремарок.
-
Другие замеченные особенности.
-
Попытка формулировки идеи пьесы и интерпретации авторского замысла.
Аспекты анализа эпического произведения
-
История создания произведения.
-
Определение основного пафоса.
-
Жанр произведения.
-
Рассказчики, рассказчик.
-
Место и время действия.
-
Система образов персонажей.
-
Художественные средства, с помощью которых раскрыты характеры персонажей.
-
Взаимоотношения между героями.
-
Основной и побочные конфликты.
-
Отношение автора к героям и событиям.
-
Общее понимание идейного содержания произведения.
-
Читательское восприятие произведения.
Проектная работа
Несомненно, интересная проектная работа привлекает внимание детей к художественной литературе и словесному творчеству вообще. Даже самые сложные для восприятия школьниками произведения могут предстать в новом свете благодаря необычным заданиям. Так, при изучении «Бедной Лизы» можно воссоздать атмосферу времени и предложить ученикам вообразить себя читателями конца XVIII века. Ребята обнаружат, что архаическое сейчас произведение на момент первого издания было смелым и даже скандальным. В учебнике в помощь педагогу представлены идеи для увлекательных проектных работ: например, создание настольной игры «Богатырская застава», проведение кастинга на роли мальчиков из рассказа Тургенева и многие другие.