Интеллектуальный турнир по теме «Первая мировая война»
Цель игры: создание условий для формирования устойчивого интереса к истории своей Родины, нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций.
Задачи игры:
- образовательные: способствовать систематизации и закреплению знаний о своей Родине с помощью материала, представленного в неординарных ситуациях;
- развивающие: вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения; способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
- воспитательные: совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе; вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей Родины.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и большой экран, презентация, иллюстрации по теме «Первая мировая война», бумага для записей, ручки.
Данное мероприятие можно использовать:
- при проведении предметных недель в школе;
- при проведении тематических классных часов в школе;
- при проведении досуга детей на летних площадках и лагерях.
Организационные моменты перед игрой
Подготовительный этап: заранее учащимся объявляют о проведении игры, знакомят с условиями и правилами игры, составляются команды.
Требования к командам:
- Состав не более 6 человек
- Название, девиз команды.
- Выбор капитана как организатора работы команды.
Организационные указания: команды размещаются в аудитории за отдельными столами. За каждой командой закреплён ассистент (как правило, ученик команды), который по истечении отведённого на выполнение задания времени передаёт карточки с ответами членам жюри. Общее руководство игрой осуществляет учитель.
Требования к жюри:
В составе жюри – нечётное количество человек, не менее 3-х (из числа желающих учеников).
Алгоритм проведения игры
- Ведущий (учитель) объявляет тему конкурса и зачитывает вопрос. Одновременно на экране появляется слайд с текстом вопроса, который демонстрируется в течение всего времени, отведённого на выполнение задания.
- Ассистенты (ученики) выдают каждой команде подготовленный заранее лист бумаги с заготовленной схемой ответа, куда команды вписывают ответы.
- По истечении времени, отведённого на выполнение задания, ведущий объявляет окончание конкурса. Ассистент (ученик) забирает листы с выполненным заданием у команды и передаёт их жюри.
- После того, как все ответы поступили в жюри, на экране демонстрируется текст верного ответа. Верный ответ озвучивается ведущим.
Ход игры
1. Вступление ведущего
Представление участников игры, жюри, ассистентов. Объявление порядка игры. Пожелание успехов
2. Презентация команд
Команда должна представить себя, сообщив своё название, девиз, капитана.
1 раунд. «Первая мировая война и география»
1) Битву на этой реке французы назвали чудом. Действительно судьба Парижа в 1914 году была на грани занятия его германской армией.
Ответ: река Марна.
2) Бельгийский город, где в 1915 году впервые в истории человечества было применено химическое оружие. От газа пострадало 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. умерли.
Ответ: Ипр.
3) Битва при этом французском городе унесла более миллиона жизней и получила название мясорубки.
Ответ: Верден.
4) Полуостров, где 31 мая -1 июня 1916 г. состоялось крупнейшее морское сражение Первой мировой войны между немецким и британским флотами в Северном море, по итогам которой обе стороны объявили о своей победе.
Ответ: Ютландия.
5) Река на севере Франции, где в 1916 году впервые во время войны были применены танки и было убито и ранено более 1 000 000 человек.
Ответ: Марна.
2 раунд. «Первая мировая война и литература»
1) Русский и советский писатель, драматург, сценарист и переводчик.
Писал рассказы, короткие повести и драматические произведения в жанре сатиры.
В 1915 году добровольно пошел в армию, и от юнкера рядового состава дослужился до капитана. В войну был ранен, отравлен газами и награжден пятью орденами — двумя Станиславами, двумя Аннами и Владимиром. О ком идёт речь?
Ответ: Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко
2) Русский поэт. В 1916 году его призвали на фронт и, благодаря хлопотам друзей, он получил назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны.
Откликом на Первую мировую войну стали историческая поэма «Марфа Посадница», стихотворения «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Узоры».
О ком идёт речь?
Ответ: Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин
3) Великий русский поэт, исследователь, основатель движения под названием «акмеизм», литературный критик.
Он в первые же дни Первой мировой войны уходит добровольцем на фронт, зачисляется в лейб-гвардии уланский полк. К началу 1915 был уже награжден двумя Георгиевскими крестами, в марте 1916 произведен в прапорщики, переведен в 5-й гусарский Александрийский полк.
В 1916 году поэт выпускает сборник "Колчан", куда входят стихи на военную тематику.
О ком идёт речь?
Ответ: Никола́й Степа́нович Гумилёв
4) Знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание. Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет»,«Олеся», которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы.
После начала Первой мировой войны открыл в своём доме военный госпиталь и агитировал в газетах граждан брать военные займы.
В ноябре 1914 года был мобилизован в армию и направлен в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.
О ком идёт речь?
Ответ: Алекса́ндр Ива́нович Купри́н
5) Русский и советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста («Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца). В годы Первой мировой войны был санитаром, затем военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах. Попытка осмысления общечеловеческой трагедии мирового масштаба у писателя отражена в дневниках 1915 года, где встречаются описания разных эпизодов войны.
О ком идёт речь?
Ответ: Михаи́л Миха́йлович При́швин
3 раунд. «Первая мировая война и история»
1) Этот русский военный летчик, авиаконструктор, стал основоположником высшего пилотажа. В честь него была названа знаменитая воздушная петля. За время войны он осуществил 28 боевых вылетов. 26 августа 1914 года летчик совершил свой последний подвиг: протаранил вражеский самолет системы «Альбатрос». Это был первый таран в истории мировой авиации.
О ком идёт речь?
Ответ: Петр Николаевич Нестеров
2) Адмирал, участник полярных экспедиций, один из крупнейших исследователей Арктики, сражавшийся в Порт-Артуре во время Русско-Японской войны. В 1915 году был назначен командиром минной дивизии. За разработку и осуществление операции по высадке десанта на Рижском побережье получил Георгиевский крест. В 1916 году был назначен командующим Черноморским флотом.
Назовите его имя.
Ответ: Александр Васильевич Колчак
3) В мае 1916 года русские войска двинулись в наступление на австрийские позиции. Фронт был прорван на протяжении 340 км, а глубина прорыва доходила до 120 км. Это поставило Австро-Венгрию на грань катастрофы.
В честь какого генерала был назван этот знаменитый прорыв?
Ответ: Алексе́й Алексе́евич Бруси́лов
4) В апреле 1915 во время общего отступления русских армий дивизия, которой командовал этот генерал была окружена и понесла тяжелые потери, сам он был ранен и попал в плен, из которого в июле 1916, при помощи чеха-фельдшера, бежал. Он был единственным генералом, сумевшим бежать из плена. О ком идёт речь?
Ответ: Лавр Гео́ргиевич Корни́лов
5) «Русские не сдаются!» Рождение этой знаменитой фразы пресса и мемуары участников Первой мировой войны связывают именно с тем боем.
Утро 6 августа 1915 года. Немцы, осаждающие русскую крепость Осовец, начинают газовую атаку, жидкий хлор из сотен баллонов устремляется на защитников форпоста. Вскоре к газу добавляется шквальный огонь орудий. По расчетам немецких командиров, мало кто из русских мог остаться в живых после такого. На передовой после газовой атаки без средств защиты оставалось в живых не более сотни наших защитников. Но когда немцы приблизились к окопам, на них обрушилась контратакующая русская пехота. Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля. Позже участники событий с немецкой стороны назвали это событие …
Ответ: Атака мертвецов
4 раунд. «Первая мировая война и биология»
1) Эти животные в годы Первой мировой войны использовались в качестве связистов, санитаров и сторожей. О ком идёт речь?
Ответ: Собаки.
2) Во время Первой мировой войны кошек держали в окопах. Для чего?
Ответ: Кошки заранее предупреждали о газовой атаке
3) Английскому голубю № 888 во время Первой мировой войны было вполне официально присвоено звание полковника британской армии. За какие заслуги ?
Ответ: Он доставил несколько сотен сообщений и погиб при выполнении особо важного боевого задания - поэтому звание получил посмертно.
4) Это растение во время войны использовалось в госпиталях и больницах в качестве перевязочного материала. Медики знали, что это растение обладает не только впитывающим влагу свойством, но и бактерицидным действием. О каком растении идёт речь?
Ответ: Сфагнум (торфяной мох)
5) Эти растения (деревья) содержат большое количество микроэлементов, витаминов, эфирных масел и смол. С античных времен их использовали в медицине при авитаминозах, малокровии, как средство от цинги. Во время войны солдатам заваривали побеги этих растений для повышения иммунитета, для питания организма поливитаминами, прежде всего витамином С и каротином.
О чём идёт речь?
Ответ: хвоя сосны и ели
5 раунд. «Первая мировая война и химия»
1) Ядовитый газ желтовато-зелёного цвета, который в 1915 году впервые в годы войны применила Германия на Западном фронте.
Ответ: хлор.
2) Уникальные адсорбционные свойства этого вещества были использованы при разработке первого противогаза. О каком веществе идёт речь?
Ответ: Активированный уголь.
3) Тяжелый и легкоплавкий металл синевато-серого цвета; вещество, известное своей податливостью огню и в то же время использованием в качестве материала для создания предметов, несущих смерть и разрушения. Широко этот металл применяется в изготовлении огнестрельного оружия. О каком металле идет речь?
Ответ: свинец.
4) Самое распространённое взрывчатое вещество. Впервые получен в Германии в 1863 Й. Вильбрандтом. Его массовое производство стало возможным в результате развития нефтехимической промышленности. О каком веществе идёт речь?
Ответ: тротил.
5) Общее название азотнокислых солей натрия, калия, бария, аммония, которые используется для приготовления взрывчатых веществ и фейерверков. О чём едёт речь?
Ответ: селитра.
6 раунд. «Первая мировая война и творчество»
2) Составьте синквейн по теме «Война»
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Подведение итогов игры
В результате игры все получают дипломы участника, а команда (победитель) приз.