Интеллектуальный марафон «Лишь слову жизнь дана…»
Цели мероприятия: развивать творческую активность и речь учащихся при повторении материала по языку и литературе за 9-10 класс; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать языковое чутье, потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; чувство патриотизма и гордости за свой язык и свою страну.
Задачи мероприятия:
- Сформировать командный дух и чувство ответственности за принятое решение.
- Активизировать мыслительную и речевую деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.
- Способствовать развитию интереса к родному языку.
- Повышение статуса современного русского языка.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Используемые технологии: интерактивное обучение
Оборудование: мультимедийная установка, экран, компьютер, электронная презентация
…И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь!
И.А.Бунин, «Слово». 1915 г.
Ход мероприятия
Преподаватель: Добрый день, уважаемые гости и участники интеллектуального марафона! Наша встреча сегодня посвящена Дню родного языка.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. С помощью языка человек познает окружающий мир, приобретает знания, общается с окружающими.
Наш земляк, Казак Луганский, В.И.Даль, был датчанином по происхождению. Всю свою жизнь посвятивший собиранию слов и составлению словаря, он говорил: «…Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски». По определению В.И.Даля, слово – «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои».
Другой наш земляк поэт-песенник М.Л. Матусовский говорил так:
То ловишь отзвук
древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит подобно древу
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы пишутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
И сегодня мы с вами будем познавать богатство родного русского языка, соревноваться, кто же лучше его знает. В нашем состязании принимают участие 2 команды, которым предстоит пройти увлекательные и веселые испытания, показать свои знания русского языка и литературы.
Итак, мы начинаем. За ходом интеллектуального марафона будет следить уважаемое и компетентное жюри.
Предлагаю наш марафон начать с интеллектуальной разминки – конкурса лингвистических загадок, в котором используются омонимы. Слова-омонимы звучат одинаково, но различаются по значению, поэтому часто служат для шутливых загадок.
1) Конкурс лингвистических загадок
- Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке. (Ключ)
- В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки)
- Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман)
- Каким словом называют и животное, и военный корабль? (Броненосец)
- Каким словом называют и птицу, и шест колодца? (Журавль)
- Какой пар не поднимается в воздух? (Пашня, оставленная без посева)
- Какой бор не имеет листвы? (Химический элемент)
- Какую строчку нельзя прочесть? (Швейную)
- Каким словом мы называем и охотника, и лекарственное растение? (Зверобой)
- Каким ключом дверь не откроешь? (Родником).
Преподаватель: Слово уважаемому жюри.
Преподаватель: А теперь мы с вами поговорим о пословицах и поговорках, в которых выражена мудрость и ум русского народа. Многие пословицы и поговорки созданы очень давно, но мы продолжаем использовать их в нашей речи, чтобы сделать ее образной, красочной, разнообразной. Следующий конкурс – антонимическая викторина. Вам нужно подобрать пословицы по данным парам слов, в которых есть слова-антонимы.
2) Конкурс знатоков пословиц и поговорок
- Утро-вечер. Утро вечера мудренее.
- Свет-тьма. Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Весна – осень. Весна красна цветами, а осень – снопами.
- Зима – лето. Зима без снегу – лето без хлеба.
- Ранняя – поздняя. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.
- Встречать – провожать. По одежке встречают, а по уму провожают.
- Болеть – здороветь. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
- Мало – много. Кто много сулит, тот мало дает.
- Начинать – кончать. Ласточка день начинает, а соловей кончает.
- Длинный – короткий. Веревка хороша длинная, а речь короткая.
Преподаватель: жюри подводит итоги антонимической викторины, а мы продолжаем наш марафон.
Преподаватель: Сейчас командам нужно вспомнить правописание приставок при– и пре-. Задание: продолжить предложения, вставляя подходящие по смыслу слова с приставками при-/пре-.
3) Диктант «Проверяю себя»
- Кто к нам на Русь с мечом ….., тот от меча и погибнет. ( А.Невский)
- И дым Отечества нам сладок и ….. (А.Грибоедов)
- В человеке все должно быть ….. (А.Чехов)
- Дела давно минувших дней, ….. старины глубокой. (А.Пушкин)
- Служить бы рад, ….. тошно. (А.Грибоедов)
- Уж коли зло ….., забрать все книги бы да сжечь. (А.Грибоедов)
- Ты сер, а я, …., сед. (И.Крылов)
- Закрепляй свою победу, по пятам врага …. (Пословица)
- Счастье не птица – само не ….. (Пословица)
- Опытному воину река не ….. (Пословица)
Ключ: 1) придет; 2) приятен; 3) прекрасно; 4) преданья; 5) прислуживаться; 6) пресечь; 7) приятель; 8) преследуй; 9) прилетит; 10) преграда.
Преподаватель: Наши команды выполнили очередное лингвистическое задание, жюри подсчитывает баллы. А у нас необычный конкурс – для болельщиков обеих команд. Нужно назвать слова по данным толкованиям их лексического значения. Болельщики каждой из команд получают отдельное задание.
4) Конкурс болельщиков «Угадай первым»
1-я команда: «Кто такой?»
- Лицо, руководящее коллективным исполнением музыкального произведения или хором. (Дирижер)
- Опытный, бывалый, испытанный в боях воин. (Ветеран)
- Звание или чин высшего командного состава армии. (Генерал)
- Человек, самоотверженно совершающий подвиг. (Герой)
- Руководитель предприятия или учебного заведения. (Директор)
- Работник, ведущий деловую переписку в учреждении. (Секретарь)
- Действующее лицо в драме, романе, повести, поэме. (Персонаж)
- Человек, который совершает поездку на поезде, самолете или ином виде транспорта. (Пассажир)
- Победитель в спортивных соревнованиях на первенство города, страны, мира. (Чемпион)
- Больной, лечащийся у врача. (Пациент)
2-я команда: «Что такое?»
- Группа морских островов. (Архипелаг)
- Склад оружия и военного снаряжения. (Арсенал)
- Полевое укрытие от снарядов. (Блиндаж)
- Войсковое соединение из нескольких рот, обычно входящих в состав полка. (Батальон)
- Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам. (Стипендия)
- Устное народное творчество. (Фольклор)
- Научный опыт. (Эксперимент)
- Поэтическое предание о каком-либо событии. (Легенда)
- Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов. (Каламбур)
- Общий вид местности. (Ландшафт)
Преподаватель: Продолжаем марафон. Участники команд отдохнули и с новыми силами готовы идти в бой! А болельщики принесли дополнительные баллы каждой команде.
Часто в речи мы употребляем устойчивые сочетания, фразеологизмы. Умелое их использование делает нашу речь более разнообразной, выразительной, образной. Как образуются фразеологизмы? Они перешли в русский литературный язык из устного народного творчества, из Библии, из античной культуры, из литературных произведений. Насколько хорошо вы понимаете значение фразеологизмов? Правильно ли используете их в речи? Это и предстоит проверить сейчас нашему жюри. В 5-м конкурсе участники команд должны вставить нужные по смыслу слова (из мира животных).
5) Конкурс «Восстанови фразеологизмы»
- Делить шкуру неубитого ….. (медведя)
- Сесть на любимого …. (конька)
- Купить ….. в мешке (кота)
- Пустить ….. в огород (козла)
- Дуется как ….. на крупу (мышь)
- Брать ….. за рога (быка)
- Смотреть как ….. на новые ворота (баран)
- Писать как ….. лапой (курица)
- Гол как ….. (сокол)
- В этом деле ….. съел (собаку)
Преподаватель: А теперь дайте толкование фразеологизмов одним словом
6) Конкурс «Одним словом»
1 команда |
2 команда |
|
Зарубить на носу |
Намылить шею |
|
Себе на уме |
Пальчики оближешь |
|
Куры не клюют |
Развесить уши |
|
Себе на уме |
Прикусить язык |
|
Вставлять палки в колеса |
Обвести вокруг пальца |
|
Вилять хвостом |
Заткнуть за пояс |
|
Наложить вето |
Бить баклуши |
Преподаватель: Обе команды просто молодцы! Прекрасно ответили на все вопросы, жюри подсчитывает количество заработанных баллов. А у нас новое задание: назвать литературное произведение, его автора, найти фразеологизмы и раскрыть их значение.
7) Фразеологическая викторина «Откуда эти строки?»
- Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.
- И растет ребенок там не по дням, а по часам.
- Гусар Пыхтин гостил у нас; уж как он Танею прельщался, как мелким бесом рассыпался.
- У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки – французы тут как тут.
- Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
- Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька заткнет за пояс.
- Устоял – и сам с испугу Теркин немцу дал леща, так что собственную руку чуть не вынес из плеча.
- Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился.
- В три – четыре недели Чичиков уже так набил руку в таможенном деле, что знал решительно все.
- Наташа на ходу ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
Ключ:
- А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
- А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
- А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
- М.Ю.Лермонтов «Бородино»
- А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- А.Т.Твардовский «Василий Теркин»
- А.П.Чехов «Каштанка»
- Н.В.Гоголь «Мертвые души»
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
Преподаватель: Слово многоуважаемому жюри.
Преподаватель: Что ж, дорогие друзья, перед вами последнее испытание. С ним необходимо справиться за 5 минут. Это юмористическая литературная викторина.
8) Юмористическая викторина
«Угадай автора»
«Погиб поэт! – невольник чести»
Так он писал не о себе.
Но этим он послал предвестье,
Увы, и собственной судьбе.
(М.Лермонтов)
У него и Рудин, и Инсаров
За народ и за прогресс горой.
Только непричёсанный Базаров
Слишком «отрицательный герой».
(И.Тургенев)
Безошибочный ответ
Дайте на простой вопрос:
Кто «Гранатовый браслет»
Нам в подарок преподнёс?
(А.Куприн)
Три больших его романа
Начинаются на «о».
Литератора – титана
Назовите самого.
(И.Гончаров)
Кто он, барин поневоле
И крестьянин по натуре,
Граф, пахавший плугом в поле
И пером – в литературе?
(Л.Толстой)
Вы Головлёвых не забыли?
В чьей книге действуют они?
Сотри дефис меж двух фамилий
И как одну их зачеркни.
(М.Салтыков-Щедрин)
Уж такие герои рождались
Под его гениальным пером,
Что за жизнь заработать пытались
Кто игрою, а кто топором.
(Ф.Достоевский)
Из пьес его, храня серьезный вид,
Сложите вместе парочку названий –
И распевайте ресторанный хит:
«Созрели вишни в саду у дяди Вани».
(А.Чехов)
К чему тут то да сё?
Какие заморочки?
Он – это наше всё!
Всё наше он! И точка!
(А.Пушкин)
Горький реализм народной прозы
Он в свою поэзию привнёс:
Знал он, что у русского Мороза
Красный, как и у Мазая, нос.
(Н.Некрасов)
Нам мораль читают звери
Человечьим языком!
Чьи тут басни? Я уверен,
Вам понятно, речь о ком.
(И.Крылов)
Антоновские яблоки и темные аллеи…
Но вот дни окаянные кроваво заалели.
Отъезд (казалось, временный). Постылая чужбина.
Престижнейшая премия. Печальная кончина.
(И.Бунин)
Утопил он Катерину
И Ларису положил.
Но его же Бальзаминов
Аж до колик нас смешил.
(А.Островский)
«Природа – мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…»
Опус сей поэт какому посвятил кумиру?
(Н.Добролюбову)
О его герое все вы
С детских знаете времен:
Подковал одною левой
Скакуна-малютку он.
(Н.Лесков)
Хоть у школьника спроси:
Кто, так знавший наши нравы,
Мог назван быть по праву
«Ревизор всея Руси»?
(Н.Гоголь)
Не убоясь такой нагрузки,
Он нашу речь собрать спешил.
И весь язык великорусский
В четыре тома уложил.
(В.Даль)
Преподаватель: Вот и закончились наши испытания. И пока жюри готовится назвать победителей, я хочу поблагодарить всех ребят, принявших участие в нашем марафоне.
Слово многоуважаемому жюри.
Награждение победителей.
Преподаватель: Слова, поговорки, пословицы, фразеологизмы, с которыми мы познакомились, – это всего лишь капля в море слов.
Но, возможно, эта капля приведет нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.
Помните: слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, многозначные слова русского языка. Великие люди утверждают:
Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.
Л.Н.Толстой
Говори, чтобы я тебя видел!
Сократ
Какое это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!
С.Маршак.
Их слова подтверждает народная мудрость, собранная веками в пословицах и поговорках:
От хорошего слова и камень добреет.
Мудрое слово лучше богатства.
Не ножа бойся, языка.
Много говорено, да мало сказано.
Преподаватель: Спасибо огромное всем участникам сегодняшней встречи. Спасибо за любовь к слову!!!
Рефлексия:
– Что нового вы узнали на мероприятии?
– Какие задания вас заинтересовали?
– Какие задания оказались наиболее трудны для вас?
– Хотели бы вы в дальнейшем принимать участие в интеллектуальных марафонах?
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.