Сценарий к празднику «Веселье на масленицу»
Нестандартна форма проведения занятия, интересна, снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес.
Цель: повышение познавательного интереса детей к народным праздникам и традициям своего народа.
Образовательные задачи: формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы; прививать детям интерес с народными играми и развлечениями; воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа.
Развивающие задачи: учить детей создавать прекрасное своими руками, фантазировать, развивать мелкую моторику, развивать умения аккуратного обращения с пластилином, закреплять умение детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на шаблоне, способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами физкультурной минутки,
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Обеспечение занятия:
- Для воспитателя: магнитофонная запись, иллюстрации празднования Масленицы.
- Для детей: русские народные платки для девочек, пластилин цветной, белая бумага для каждого ребенка, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.
Ход НОД
Дети сидят полукругом на стульчиках, звучит русская народная музыка.
Воспитатель в русском народном костюме: ребята, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
Воспитатель: Дети, о каком же празднике это стихотворение?
Дети: Масленица.
Воспитатель: Есть такой очень веселый народный праздник – Масленица. Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей. И, конечно же, на празднике было главное угощение – блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.Масленица — это радостные и вкусные проводы зимы, ожидание теплого веселого солнышка, весеннего цветения. Встречают этот праздник весело и шумно. А вы, ребята, знаете что-нибудь о Масленице?
Воспитатель:А сейчас мы будем отгадывать загадки.
Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий.
На шесте стою
Свысока гляжу
Тело, руки голова
Всё из соломы, у меня
Обрядили, принесли
С песнями меня сожгли
Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Им мы каши не испортим -
Поговорка вторит всем.
Коль его добавим в тортик,
То получим сдобный крем.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
Воспитатель: на Масленичную неделю у каждого дня имелось свое название, и были свои раз влечения и обряды.
Первый день недели — «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям.
Второй день — вторник, звался «Заигрыши». В этот день начинали собираться игрища да потехи.
Третий день — среда «Лакомка».
— Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (Ответы детей).
Четвёртый день — «Широкий четверг», «Широкая масленица». Еда вся – блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой – оранжевые, из гречневой муки, со свеклой – красные.
Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота — «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.
А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну.
Главная участница празднования – большая кукла Масленица. Как делали куклу Масленицу?
Воспитатель: куклу Масленицу наряжали в одежду, повязывали платок, а на ноги обували лапти. Куклу сажали на сани и с песнями и танцами везли на самый высокий пригорок. Под смех и шутки сани с куклой возили по всей деревне, а затем ехали в соседнее село. Праздник продолжался до вечера, а в концовке праздника проводили обряд прощания с Масленицей – сжигали куклу, символизирующую Масленицу.
Динамическая пауза «МИШКА»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)
Пословицы про Масленицу
Масленица семь дней гуляет.
Масленица идёт, блин да мёд несёт.
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Словесная игра «Блины»
Парное молоко – да!
Капуста кочанная – нет!
Куриное яйцо – да!
Солёный огурец – нет!
Мясной холодец – нет!
Сахар да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Мука, да сода – да!
Рыба солёная – нет!
Лавровый лист – нет!
Масло топлёное – да!
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель: Ребятки, а давайте мы с вами сейчас будем художниками и нарисуем пластилином солнышко, чтобы весна скорее к нам пришла.
– Только сначала вспомним, сколько надо брать пластилина?
– Очень мало не много.
– А мы будем рисовать пластилином?
– Мы будем размазывать.
(Самостоятельная работа детей, воспитатель оказывает индивидуальную помощь, затрудняющимся детям.)
В конце занятия, воспитательница ходит и любуется работами детей, хвалит и благодарит их.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.