Инклюзия: формальность или реальность? Как помочь адаптироваться в школе ребенку с особенностями развития?
В современном образовании действует установка на инклюзию. Это означает, что любой ребенок с выраженными физическими, ментальными, психическими или поведенческими особенностями, должен быть интегрирован в образовательную среду. Как и любая прекрасная инициатива, внедренная обычным распоряжением сверху и не подкрепленная финансово и методически, в большинстве случаев инклюзия остается существовать только на бумаге.Прослушать статью
Как это выглядит на практике?
В школу приходят родители и говорят: «У меня ребенок с особенностями развития, по прописке мы прикреплены к вашей школе. Учите его». Иногда при этом у ребенка есть документ, подтверждающий его особые потребности. Это может быть справка об инвалидности, к которой прилагается индивидуальный план реабилитации (ИПР). В нем перечислено, какого рода помощь требуется этому ребенку: специальное оборудование, сопровождение тьютора, психологическая помощь для облегчения адаптации. Например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата, ему нужен пандус, чтобы попасть в школу, и лифт внутри нее. Или ему нужен сопровождающий, который будет помогать ему ориентироваться в школе, — например, при нарушении зрения или слуха.
Помимо медико-социальной экспертизы — комиссии, подтверждающей инвалидность, раньше она называлась ВТЭК, — существует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия, или ЦПМПК. Она определяет образовательный маршрут ребенка и дает заключение о том, по какой программе должен обучаться этот ребенок, обычной общеобразовательной или одной из существующих адаптированных программ. Кроме того, она выносит решение о том, нужны ли ребенку специальные условия обучения и какие именно, а также особые условия при сдаче итоговых экзаменов.
Если какой-то из этих документов у ребенка есть, школа получает некие дополнительные средства на его обучение. В большинстве случаев этих средств далеко не достаточно для оказания полноценной помощи в полном объеме, но тем не менее, если в документах написано, что ребенку нужны особые условия, школа обязана сделать хоть что-нибудь специально для этого ребенка. Если же документов нет, то, каким бы особым ни был этот ребенок, с формальной точки зрения школа относится к нему как к любому другому ученику.
Очень многие поведенческие нарушения на самом деле имеют неврологическую природу, но об этом часто не догадываются ни учителя, ни родители. Все думают, что он просто лентяй, негодяй или истерик, — а у него на самом деле синдром дефицита внимания, или минимальная мозговая дисфункция, или задержка развития. Грамотная коррекция, случившаяся вовремя, могла бы ему помочь. Но иногда, даже имея заключение специалиста на руках, родители сталкиваются с тем, что школа не знает, как работать с такими детьми, включать их в педагогический процесс, адаптировать в классе, учить. Потому что инклюзия — формальна, а та же самая учительница с 40-летним стажем работает так, как привыкла. У нее по-прежнему 30 человек в классе и основная задача — подготовить детей к сдаче ЕГЭ.
Другая распространенная ситуация — дети, плохо владеющие русским языком. В настоящее время таких учеников в наших школах достаточно много, и работа с ними — тоже инклюзия.
Наконец, так называемые «трудные подростки» тоже представляют собой кандидатов на инклюзию, потому что их поведение не позволяет им встроиться в учебный процесс и адекватно реализовать свои возможности. Очевидно, что к ним нужен некий особый подход и рекомендации специалистов.

Что может школа в современных условиях?
-
Организовать психолого-педагогическую помощь ребенку, нацеленную на его успешную адаптацию. Это могут быть консультации школьного психолога, наблюдение за поведением ребенка в ходе учебного процесса и составление списка рекомендаций. Тренинги командообразования и другие формы профилактики буллинга — необходимая форма групповой работы с классом, где учится особый ребенок. Все это возможно, если в школе есть психолог, владеющий названными технологиями. Иногда таких специалистов приглашают со стороны для проведения точечных занятий в особенно трудных классах.
-
Организовать индивидуальные дополнительные занятия с учителями-предметниками, если ребенку трудно находиться в классе и/или он не усваивает материал в формате фронтального обучения.
-
Порекомендовать родителям организовать сопровождение ребенка в школе своими силами, так как собственных ресурсов у школы на это обычно нет. Сопровождение выражается в том, что мама или бабушка присутствует на уроках вместе с ребенком и следит за его поведением и включенностью в учебный процесс.
Обычно этим возможности школы исчерпываются. Очевидно, что названных мер недостаточно для того, чтобы все дети чувствовали себя в школе комфортно и реализовали свои образовательные потребности.
Что же делать руководству школы для того, чтобы инклюзия стала подлинной?
-
Первое — это найти средства на адресную помощь конкретному ребенку. В настоящее время в Москве существует проект «Инклюзивная молекула» при Городском психолого-педагогическом центре. Он выделяет средства на организацию специальных условий обучения для детей с особыми потребностями, — например, на установку пандуса или оплату работы тьютора. Есть также некоммерческие организации, благотворительные фонды, которые можно привлекать. Для этого нужно знать, что такие организации существуют, или иметь время и желание, чтобы заняться их поиском и установлением контактов.
-
Приглашать специалистов, умеющих работать с особыми детьми, и обучать этой работе педагогов. Активно рекомендовать учителям пройти соответствующие курсы повышения квалификации, вебинары, конференции.
-
Внедрение инклюзии предполагает прежде всего индивидуальный подход к каждому ребенку. Это означает, что все дети разные, и в то же время каждый может своим способом интегрироваться в учебный процесс. Поэтому обязательно в школе должна быть действующая служба психолого-педагогического сопровождения, которая работает в тесном командном взаимодействии с педагогами и родителями.
-
Для облегчения работы педагогов в школе должно быть пространство для обсуждения сложностей, возникающих в работе с детьми. Это могут быть семинары, собрания методических объединений или консилиумы, но важно, чтобы обстановка была достаточно комфортной, люди не стеснялись говорить о сложностях, с которыми они сталкиваются, и получали поддержку от коллег.
-
Работа с «трудными подростками», склонными к поведенческим нарушениям, игнорирующими школьные правила и содержательную часть учебного процесса, требует значительных вложений. Учитель, установивший с такими детьми личный контакт и сумевший увлечь их какой-то идеей или внеклассной деятельностью, может ожидать значительных сдвигов в их поведении. Туристический клуб, выход на экскурсию, просмотр фильмов и их обсуждение, подростковый клуб в школе способны заметно повлиять на жизнь этих детей и улучшить их поведение в классе.
-
Наконец, при работе с детьми, для которых русский язык — не родной, решение достаточно очевидно. Нужно организовать таким детям обучение русскому языку как иностранному в случае, если ребенок совсем не говорит на русском, за счет тех предметов, посещение которых лишено смысла из-за языкового барьера. Можно объединить таких детей из разных школьных отделений в единую группу образовательного комплекса. Если основы языка присутствуют, но темп обучения замедлен, ребенку просто нужны дополнительные занятия с учителями-предметниками, а иногда — элементарная помощь с переводом написанного в учебнике.
Каждый из этих пунктов — тема множества статей, семинаров и монографий. Для того, чтобы инклюзия стала подлинной, нужно время, силы и готовность к трудным ситуациям. В сущности, это должно быть так не только в контексте инклюзии. Потому что дети всегда разные, и ситуации всегда возникают разные, и это нормально.
#ADVERTISING_INSERT#