Инклюзивное образование детей-аутистов
Инклюзивное обучение детей с РАС предполагает выполнение особых условий их включения в школьную среду, изложенных в Специальном государственном стандарте начального образования детей с расстройством аутического спектра.
Трудности коммуникации, невозможность считывать эмоциональный и социальный контекст ситуации, социальная наивность и нелепое поведение, трудность в понимании других людей, монотонно-однообразное и стереотипное поведение, закрытость, аффективные вспышки, неравномерность интеллектуального развития при правильном методико-дидактическом и психологическом подходе, наличии тьюторского сопровождения и взаимодействия с родителями успешно корректируются в инклюзивных школах.
Обучение детей с РАС в условиях инклюзии
Обучение детей с расстройством аутического спектра в инклюзивной образовательной среде включает три направления:
-
Когнитивное, развивающее интеллектуальную сферу.
-
Коммуникативное, формирующее навыки общения и взаимодействия.
-
Эмоционально-волевое, стимулирующее открытость миру, мотивационную готовность, доброжелательность к окружающим.
Главная задача учителя в процессе их адаптации к школе — быть терпеливым и соблюдать постепенность. Лучше начать с «частичной» инклюзии, от одного-двух школьных уроков в день, с постепенным увеличением школьных учебных часов.
Познакомимся с приемами, изложенными в «Специальном Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования детей с расстройством аутического спектра» (1), которые необходимо использовать педагогам, обучающим аутичных детей.
-
Визуализация режима дня и постоянная вербальная ссылка на него: «Расписание говорит, что мы...». Повесить расписание на стене классной комнаты и ежедневно знакомить ребенка с дневным планом. На расписании поместить карточки с рисунками, фотографиями режимных моментов и школьных предметов с подписями. При изменении режима вынимать карточку изображения события, которого не будет, находить карточку заменяющего его события и вместе с учеником вносить изменение в расписание. Все действия проговаривать вслух.
-
Визуализация плана урока. Помещать его рядом с доской. В начале обучения — это символы и карточки с надписями, потом списки заданий.
-
Наглядное подкрепление информации. Весь учебный материал подкреплять визуальным рядом и выполнением практических заданий. Сопровождать изучение новых слов и понятий игрушками, фотографиями и иллюстрациями. Соединять абстрактные понятия с образами и символами (рисунок «подъем по лестнице» и стрелки «верх и низ»), постепенно переходя только на символы.
-
Наглядная демонстрация связей между понятиями, особенно при выполнении инструкций. Все задания разбивать на наглядные карточки и помещать их на парте перед ребенком слева направо или сверху вниз. Создать визуальный стандарт алгоритма выполнения заданий и научить ребенка его использовать.
-
Демонстрация образца выполнения заданий. Показывать, как должно выглядеть действие, давать пример ответа на вопрос, образец заполнения таблицы, схемы, визуальный план выполнения задания.
-
Визуализация правил поведения. Ввести несколько общих правил для всего класса и поместить рядом с доской. Их особенности:
-
актуальные на определенный период;
-
короткие и понятные;
-
без частицы «не»;
-
говорящие «как нужно себя вести»;
-
написанные крупными буквами с добавлением символа к каждой фразе.
Постепенно ввести индивидуальные правила для ребенка с РАС и поместить на его парте.
-
Использование социальных историй. Преподносить адекватное социальное поведение в форме историй с иллюстрациями и фотографиями.
-
Индивидуальная корректировка объема задания. Устанавливать границы, сокращать объем, предъявлять маленькими частями, заменять более подходящими.
-
Напоминание о переходе от одной деятельности к другой. Например, сказать о предстоящем переходе от уравнений к решению задач сначала за 5 минут до него, потом за 1 минуту, используя таймер или карточку.
-
Побуждение к самостоятельному поиску информации при использовании ИКТ. Поручать готовить презентации, доклады, рефераты.
-
Обучение совместной работе сначала в паре, потом в группе. Терпеливо и корректно включать в общую работу класса. Избегать соревновательного типа обучения, акцентируясь на командном. Исключить в классе деление на лучших и худших.
-
Адаптация устной речи. Избегать ироничных и идиоматических выражений, говорить медленно, ровным тоном.
-
Обучение выполнению инструкций. Не просить одновременно слушать информацию и выполнять задание, или выполнять одновременно несколько заданий, например, писать текст, выделяя корни слов. Не использовать в инструкции длинных глагольных цепочек, всегда проверять понимание услышенных фраз. Позже записывать инструкции на листе или планшете.
-
Обогащение словаря. Обучать абстрактным понятиям, пониманию синонимов. Разбирать ключевые понятия, четко и понятно их выражая.
-
Обучение ответам на вопросы. Давать достаточное время для осмысления вопроса, избегать перефразирования, задавать вопрос сразу после выполнения задания. Научить выделять главное в задании, чтобы найти ответ. Применять визуальные подсказки и выбор из нескольких ответов. Выучить с ребенком общие короткие и четкие ответы на вопросы по различным темам.
-
Адаптация текстов. Упрощать предложения, дополнительно разбирать слова и морфологические обороты. Давать домашнее задание по устным предметам как поиск информации в интернете и просмотр учебных видео.
-
Определение способа подачи программного материала внутри темы урока. Определить нижнюю границу программных требований и ожидаемый от ребенка уровень сформированности выбранных навыков по теме. Описать условия, при которых навык считается сформированным. Учитывать сильные и слабые стороны ученика при выборе дидактических материалов. Связывать материалы с интересами ребенка, учитывая его сверхценностный интерес к избранным предметам и объектам, направляя этот интерес на выполнение учебных заданий.
Именно такие рекомендации
- Использование эмоциональной системы отметок. Она должна подчеркивать успех и отражать недочеты. Например, ставить отметки в виде нарисованных лиц: с улыбкой, серьезного, грустного.
- Использование специальных дидактических материалов, в том числе электронных
- М.Г. Нефедова. Математика. 1 класс. Дидактические игры по математике
- М.И.Башмаков. М.Г. Нефедова. Электронный учебник «Математика. 1 класс»
- Тесное взаимодействие с тьютором и родителями ребенка.
Эти приемы применяются в средней и старшей школе, варьируясь и корректируясь индивидуально под каждого ученика с РАС.
Подготовка к аттестации
Инклюзивная школа способна качественно организовать подготовку к ГИА после 9-го класса и к ЕГЭ после 11-го, и их проведение в соответствии с особыми образовательными потребностями выпускников-аутистов.(2) Учителя используют следующие стратегии подготовки:
-
метод ментальных карт для повторения пройденного;
-
четко структурированное визуальное расписание подготовки с указанием приоритетных тем и времени их повторения;
-
социальные истории об экзаменах;
-
проработку понимания открытых вопросов и образного языка;
-
выяснение, как ребенок понимает и интерпретирует задания на примере прошлогодних вопросов;
О.В. Афанасьева. И.В Михеева. К.М. Баранова.Английский язык . Rainbow English. 9 класс. Часть 1.
Тьютор или классный руководитель заранее запрашивает специальные условия прохождения экзамена, уведомляя об этом экзаменационную комиссию. Например:
-
отдельное небольшое помещение;
-
присутствие рядом с учеником тьютора;
-
возможность использования ПК и программного обеспечения;
-
зачитывание вопросов вслух чтецом;
-
переформулирование вопросов;
-
предоставление коротких перерывов для отдыха под наблюдением; (2)
Детский аутизм (РДА) и обучение детей с РДА
Ранний детский аутизм — вариант более тяжелого дизонтогенеза, чем РАС. Его проявления: эмоциональная невовлеченность в общение, избегание взгляда «глаза в глаза», отказ пользоваться речью. Диагноз ставит психоневролог. Дети РДА делятся на 4 группы (классификация О.С. Никольской).Формы обучения зависят от характера и степени нарушения взаимодействия ребенка с окружающей средой.
1 группа. Полная отрешенность от окружающей среды. Коррекция дает навыки самообслуживания, счета и письма, но исключает социальную адаптацию. Дети получают инвалиднось и находятся дома под наблюдением родителей и врача.
2 группа. Отвержение окружающей среды. Своевременная коррекция готовит к домашнему обучению по программе массовой или коррекционной школы.
3 группа. Замещение окружающей среды. Коррекция готовит к массовой школе с коррекционным сопровождением.
4 группа. Трудности в организации общения и взаимодействия. Активная медико-психолого-педагогическая коррекция готовит к массовой школе, обучая в первую очередь установлению эмоционального контакта.
Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают: дети с аутическим расстройством, обучающиеся в инклюзивных школах, и их родители считают школу любимым местом ребенка, где он не только получает знания наравне со здоровыми сверстниками, но ощущает уют, поддержку, становится равноправным членом коллектива.
#ADVERTISING_INSERT#