Информационные технологии в преподавании биологии
Эксперты в области образования не устают повторять, что роль учителя меняется: на первое место выходят организаторские навыки педагога как модератора получения знаний. Нельзя не согласиться, что к современным детям нужен новый подход — и для этого есть все ресурсы. Учитель биологии и информатики высшей категории Елена Панова представила в одном из наших вебинаров простые и удобные интернет-сервисы и объяснила, для чего их использовать.«Убери телефон!» Или оставь? – Как работать с детьми нового поколения
На сегодняшний день в сфере IT можно выделить два поколения пользователей: цифровые иммигранты и цифровые аборигены. К какой категории относятся учителя? Увы, правильный ответ: к иммигрантам, поскольку компьютерные сервисы пришли в жизнь современных педагогов не сразу. А вот для учеников «цифра» — их естественная среда обитания, знакомая зачастую с первых лет жизни.
Цифровые аборигены привыкли получать информацию мультимедийно и через гиперссылки. Обилие разнообразных данных, требующих обработки, привело к многозадачности, то есть для учеников в порядке вещей делать домашнее задание и в это же время переписываться с одноклассником, другом. Большие объемы информации также сформировали склонность к интуитивному обучению. Все эти особенности детей можно использовать во благо, тем более что именно они способствуют развитию небезызвестных метапредметных компетенций.
Хорошая новость: многие учителя уже сейчас практикуют дидактическую инженерию, за которой будущее образования. Как обозначил профессор Мурат Чошанов (автор книг об обучении с использованием новых технологий), дидактическая инженерия предполагает анализ, проектирование, конструирование и применение дидактических систем и объектов для достижения необходимых результатов. Этим и занимаемся: подготовку современного урока уже сложно представить без перечисленных действий. Остается разобраться, какими именно системами и объектами лучше пользоваться. Вариантов очень много, и специалисты стараются их структурировать, чтобы учителя не тратили драгоценное время на изучение ненужных им приложений и сайтов.
Педагогическое колесо Аллана Каррингтона
Приведем один из популярных примеров структурирования. На основе знаменитой педагогической таксономии Б. Блума австралиец Аллан Каррингтон (университет Аделаиды) создал собственное педагогическое колесо, в котором отразил основные учебные задачи и пути их решения.
Колесо разделено на цели: запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, создание. К каждой цели прописаны глаголы действия, виды деятельности и — соответствующие сервисы. Скачать «Колесо» с активными ссылками вы можете здесь.
Популярные ресурсы
Представляем вашему вниманию зарекомендовавшие себя цифровые ресурсы для инжиниринга урока биологии.
PLICKERS — сервис для проведения мониторинга через карточки и смартфон. Карточками школьники показывают свои варианты ответов, а преподаватель «считывает» их камерой через приложение. Задания и результаты можно выводить на интерактивную доску. Технология помогает оперативно провести опрос в начале или в конце урока, организовать тест и быстро получить статистику по ответам.
ЯКласс — цифровой образовательный ресурс от «Сколково» для учителей, школьников и родителей. Сайт содержит обширный банк заданий, а также формы для создания и загрузки собственных проверочных работ. Мотивацию учеников повышает соревновательный компонент.
LearningApps — сервис для создания интерактивных заданий, которые легко включать в различные цифровые разработки педагога. На сайте реализована возможность создавать свои «виртуальные классы», чтобы получать статистику по ученикам.
Office365 — набор универсальных веб-сервисов. Их можно использовать для решения различных образовательных задач: например, простой «Блокнот», если открыть к нему доступ ученикам, помогает организовать ведение проектов.
QR-код — технология, которая широко используется в образовании, в том числе для проведения QR-квестов. Она позволяет зашифровать в простой значок большие объемы информации: в том числе задания, видеоролики, фотографии и другие материалы.
Пример: как провести QR-квест по биологии
1. Подготовьте 7 заданий и «зашифруйте» каждое из них в QR-код через один из специальных генераторов (например, QR Coder).
Вариант задания:Мужчина с дальтонизмом и гемофилией женился на женщине, у отца которой была гемофилия, а у матери — дальтонизм. Определите вероятность того, что в данной семье родятся дети с двумя этими болезнями.
2. Подготовьте общедоступный документ «Генетический QR-квест», в котором будут прописаны этапы мероприятия, правила квеста, инструкция.
3. Расклейте распечатанные QR-коды по школе (на стенды, двери).
4. Пусть ученики параллели разделятся на команды и выберут капитанов.
5. Пусть команды протестируют свои планшеты и смартфоны с QR-ридерами. У каждой команды должно быть хотя бы одно такое устройство.
6. Раздайте рабочие листы для занесения ответов на зашифрованные вопросы.
7. Объявите участникам, что в школе спрятано 7 QR-кодов с вопросами. Все их нужно отыскать и отсканировать (расшифровать), ответы на вопросы необходимо внести в рабочий лист.
8. На выполнение квеста дается один час.
9. Соберите рабочие листы с ответами и подсчитайте результаты. Правильный ответ без решения — 1 балл, правильный ответ с решением — 2 балла, допустимы бонусные баллы (например, за скорость).
10. Подведите итоги.
Когда ученик получает знание через действие, он усваивает это знание на всю жизнь, поэтому QR-квесты и другие активности, связанные с использованием новых информационных технологий, обеспечивают повышения уровня знаний по биологии и другим предметам.