Информационная грамотность в начальной школе
Умение работать с информацией нужно школьнику каждый день. Как правило, ребенок получает необходимые знания о взаимодействии с окружающим миром от взрослых, одноклассников, и, конечно, в процессе обучения. Многие курсы для младших классов включают задания на работу с таблицами, поиск, анализ и отбор необходимой информации, подразумевая, что ребенок уже умеет это делать. Для формирования информационной грамотности учащихся авторы корпорации «Российский учебник» разработали новые рабочие тетради «Информатика» (1-4 классы). Разберем, как современный младшеклассник может получать и применять навыки работы с информацией.Что включает информационная грамотность школьника
Для успешной учебы в средней и старшей школе ребенку необходимо усвоить к окончанию четвертого класса ряд познавательных УУД по работе с информацией:
-
«Чтение» информации, представленной в тексте, таблице, схеме, другой модели.
-
Представление информации (краткая запись задачи, оформление ответа на вопрос и т.д.).
-
Выбор, применение, интерпретация данных.
-
Преобразование информации, использование заданной или самостоятельно выбранной модели.
-
Анализ информации, подтверждение или опровержение ее достоверности (правильности, истинности).
В процессе формирования информационной грамотности в начальной школе ученики должны прийти к следующим метапредметным результатам:
-
Проверка соответствия полученной информации поставленной задаче.
-
Применение умения работать с информацией для решения различных учебных задач.
-
Самостоятельная организация поиска информации для решения учебной задачи.
-
Комментирование хода и результата работы с информацией.
Информационная компетентность в результатах международных тестов
На сегодняшний день умение школьников работать с информацией проверяют как региональные, так и международные тестирования. Так, международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS включает специальный блок «анализ данных», предусматривающий анализ, преобразование и использование информации для ответа на поставленные вопросы. Рассмотрим одно из заданий, предложенных младшеклассникам в 2011 и 2015 годах.
Задание TIMSS на применение навыков работы с информацией
На уроке учитель попросил каждого ученика назвать его любимый цвет. Все ответы были записаны на доске:
Оля — зеленый, Варя — желтый, Толя — синий, Саша — желтый, Катя — зеленый, Рома — коричневый, Жора — красный, Лида — синий, Тоня — красный, Боря — коричневый, Маша — зеленый, Паша — красный, Дима — синий, Петя — синий, Женя — желтый, Эмма — красный.
Затем учитель попросил учеников составить таблицу результатов. Вставь в таблицу пропущенные числа:
Цвет | Число учеников, которым нравится этот цвет |
Синий | 4 |
Коричневый | |
Зеленый | 3 |
Красный | 4 |
Желтый |
Это базовое задание на воспроизведение. В 2011 году, согласно данным Центра оценки качества образования под руководством Г.С. Ковалевой, с задачей успешно справились 84% детей. А в 2015 году — уже 94%. Все потому, что за небольшой промежуток времени между проведением тестов существенно изменилось отношение к работе с информацией, многие педагоги в младших классах стали целенаправленно уделять время формированию навыков, составляющих информационную грамотность.
Что собой представляет курс информационной культуры
Корпорация «Российский учебник» предлагает курс по формированию информационной грамотности в начальной школе, входящий в состав УМК «Начальная школа XXI века». Курс универсален: его можно использовать в рамках внеурочной деятельности, включить в программу по математике, применять блоково на разных занятиях. Тетрадь для каждого класса рассчитана на 1 час работы в неделю в течение учебного года.
Обучение идет от простого к сложному. Тетради содержат подсказки и разрезной материал, задания, связанные с разными предметами (русским языком, математикой, литературным чтением, окружающим миром) для группового и индивидуального выполнения. Авторы проекта учли также то, что теперь информационную грамотность у младшего школьника проверяет и Всероссийская проверочная работа.
Разделы курса «Информатика»:
-
«Ориентируемся» — 1,2,3,4 классы
-
«Рассуждаем» — 1,2,3,4 классы
-
«Конструируем и моделируем» — 1,2,3,4 классы
-
«Анализируем, сравниваем, группируем/классифицируем» — 1,2,3,4 классы
-
«Работаем с информацией» — 2,3,4 классы
-
«Выбираем метод решения» — 2,3,4 классы
-
«Работаем с алгоритмом» — 3,4 классы
-
«Играем и думаем» — 2,3,4 классы
Каждый раздел включает широкий спектр тем. Например, в рамках раздела «Рассуждаем» во втором классе ученик приобретает навыки при выполнении заданий «Составляем маршрут», «Составляем и проверяем план», «Находим все решения», «Тестируем план», «Находим и тестируем разные способы решения». Так ребенок получает полезные умения, которые потом применяет как на уроках, так и за пределами школы.