Импровизация. Как уверенно говорить на любую тему?
Как работает тело во время речи, какие упражнения помогут отрепетировать с детьми и взрослыми выступления на темы, к которым они не готовились? Все мы знаем людей, которые могут долго, уверенно, вдохновенно и красиво говорить на любые темы. Но в чем их секрет? Вместе с Максимом Левченко — профессиональным диктором, преподавателем по технике речи — поговорим об ораторском искусстве.Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
«Импровизация — это произведение искусства, которое создается в процессе исполнения».
Физиология и речь
Речь физиологична — наше тело всегда помогает нам говорить. Если оно отключается и мы замираем на месте, то никаких эмоций мы выразить не можем. Но ведь суть импровизации как раз и состоит в том, чтобы выразить свои ощущения.
Поза
Наверняка вы слышали выражение «говорить на опоре». И тут, конечно, мы имеем в виду ноги. Уверенно стоя на двух ногах, чтобы избежать амплитуды, мы можем говорить громко и четко. Как только тело перестает держать равновесие, мысли теряются, речь становится нечеткой и сбивчивой.Вывод: всегда опирайтесь на обе ноги, чтобы чувствовать себя уверенно и говорить красиво.
Жестикуляция
Все мы знаем, как жестами можно что-то показать или даже объяснить. Например: «мне холодно», «на улице жара», «я тебя люблю», «мне страшно». Но жесты нужно задействовать и во время выступления — зрители будут воспринимать не только словесную информацию, но и то, как вы звучите, как вы себя чувствуете, как вы движетесь, жестикулируете.Вывод: важно владеть своим телом, чтобы во время выступления выглядеть и звучать гармонично.
Громкость
Если вы говорите тихой, повседневной речью, то люди не смогут эмоционально к вам подключиться, им станет скучно и они отвлекутся уже через пару минут. Да, в обычной жизни так делать не стоит, но на выступлениях просто необходимо быть достаточно громким.Вывод: не кричите, но говорите громко, чтобы увлечь зрителей свое речью и не прослыть скучным спикером.
Средний темп речи
Громкость + средний темп речи = отличное слуховое восприятие. Если говорить чересчур медленно, или, наоборот, быстро, можно снова потерять доверие аудитории. Людям будет некомфортно, они не будут успевать за потоком ваших мыслей (или станут зевать от слишком медленно произнесенных фраз).Вывод: соблюдайте комфортный темп речи — не очень быстрый, но и не слишком медленный — так зрителям будет проще и интереснее воспринимать информацию.
Психология и речь
Второй компонент речи — психологические особенности, которые влияют на то, как человек выступает перед публикой.
Выражение личных ощущений — эмоциональность
Когда мы что-то читаем, и потом должны это пересказать, мы можем начать теряться — потому что будем пытаться воспроизвести текст, близкий к книжному, без эмоциональной оценки, без пропускания через себя. Но в жизни мы разговариваем совсем иначе, правда? Так же нужно говорить и на сцене — чувствуя и понимая, о чем идет речь.
Вывод: высказывайтесь только о том, что вам известно, не пытайтесб перечислять книжные факты или заучивать энциклопедию.
Смелость высказывать личное мнение. Понимание разницы между книжным языком и устным его воплощением
Хрестоматийный пример — ребенок, который вышел к доске и затих. Сейчас, стоя перед классом, он выдыхает и не может вдохнуть, хотя дома репетировал, учил, старался.
Вывод: говорите только то, что чувствуете, понимаете, можете пропустить через себя — тогда речь будет естественной и яркой.
Упражнение первое
На первом этапе важно научиться отвечать быстро, громко и уверенно. Что ж, будем тренироваться!Встаньте ровно, уверенно, равномерно опираясь на обе ноги. Находитесь в состоянии пружинности — ноги замерли, а тело и руки могут быть подвижны. Ведущий может провести тест на устойчивость: если подойти к ученику и слегка подтолкнуть его плечом, ученик должен остаться на месте, немного пружиня и сопротивляясь.
Ведущий называет слово, задача ученика — без раздумий громко ответить: «мне это нравится!» или «мне это не нравится!» — в зависимости от личных предпочтений.
Как только получится ответить громко и уверенно, ученику нужно будет объяснить, почему этот предмет или явление ему нравится или не нравится.
Не торопитесь! Мысли работают на огромной скорости, и когда мы хотим их озвучить, мы начинаем ускоряться, речь автоматически ломает тело. Подключайте к речи руки, жестикулируйте, следите за ногами, стойте твердо и уверенно, будьте эмоциональны.«Ваши мысли неизменно подключаются к телу во время речи. Тело транслирует то, что вы чувствуете, думая о лимоне, книжном магазине или другом явлении, которое назвал ведущий. Научитесь отражать в своей речи импульс мысли! Ведь импровизация и умение говорить — это умение выражать свои живые эмоции. Это непросто, но всему можно научиться — так же, как катанию на велосипеде».
Усложним первое упражнение: попросите ученика рассказать не только об отношении к какому-то предмету, но и о личном опыте взаимодействия, например:
Всегда следите за опорой, ведь громкость идет от ног. Чем увереннее мы хотим выглядеть и говорить, тем надежнее должна быть опора: ноги лучше расставить широко.Мне не нравится лимон. Он кислый и слишком резкий на вкус. Однажды я на спор попыталась съесть целый лимон с кожурой и у меня свело скулы. Я щурилась, морщилась, смеялась, у меня даже слезы текли от сильной кислотности, но я так и не смогла его доесть! С тех пор стараюсь избегать этот фрукт.
Упражнение второе
Ведущий называет слово или тему, задача ученика — без раздумий начать громко размышлять вслух в течение одной минуты. За 10 секунд до завершения ведущий должен подать знак говорящему, чтобы тот завершил речь.
Усложним: назовите сразу два слова или явления, чтобы ученик говорил сначала об одном, а потом логично завершил свой рассказ другим. Оратор не ограничен во времени.«Когда мы слушаем других людей, известных ораторов или телеведущих, нам кажется, что они умны, даже гениальны, и прекрасно умеют доносить свои мысли. И каждый раз мы сомневаемся в себе, сомневаемся в том, что мы тоже так умеем. Но харизма заключается только в том, чтобы научиться через речь доносить какие-то ощущения, эмоции, чувства».
Наш мозг устроен удивительно: если не контролировать его, а просто держать в голове два заданных слова, вы и сами не заметите, как в речи сможете выстроить логический мостик между одним и другим явлением, даже если они никак не связаны между собой.
Например: дача и Николай Васильевич Гоголь
Дача — это то место, куда можно приехать и отдохнуть душой. Не обязательно копаться в земле и выращивать помидоры. Октябрьскими вечерами так хорошо сидеть на прохладной веранде в окружении красивых вышитых вручную подушек, кутаться в мягкий клетчатый плед и читать какие-нибудь страшилки, причем классические. Николая Васильевича Гоголя — ну а куда же без него!
Упражнение третье
Говорим о себе по намеченному плану:
- Поздороваться и представиться.
- Перечислить свои увлечения — спортивные и творческие.
- Рассказать о том, что нравится больше всего. Объяснить, почему.
Почему нужно говорить громко? Все очень просто — так работает психология. Когда мы начинаем бояться чего-то, то наше тело закрывается, голос становится тихим. А когда мы говорим громко, мозг принимает сигнал «бояться нечего!». Как только мы расслабляемся и забываем о громкости, нас может отвлечь что угодно и внимание станет рассеянным, а мысли спутанными.
И, как обычно, усложняем задание. Представьте, что приглашаете на какое-то мероприятие зрителей. Ваша задача — рассказать о теме, подробностях и заинтересовать аудиторию. Стройте свою речь по схеме:«Громкость заставляет нас концентрировать мысль. Да, поначалу громкость придется контролировать, но уже после нескольких упражнений тело и мозг привыкнут и громкость станет чем-то естественным — еще одним компонентом речи».
- Куда приглашаете?
- Чему посвящено мероприятие?
- Для кого оно? Почему им будет интересно?
- Что особенного ждет участников?
- Призыв записаться!
Импровизация и умение говорить на любую тему даны каждому от рождения. Но первое, что нас останавливает, это стеснение и страх. Первостепенная задача — понять, как рождается голос. А голос, как мы уже уяснили, рождается в ногах и выходит с помощью рук. Вырабатывайте привычку говорить громко, следите за тем, чтобы голос не садился во время выступления.«Для того чтобы научиться импровизировать, на первых порах важно выстроить структуру речи».
Вряд ли мы сможем импровизировать, если не знакомы с конкретными ощущениями или явлениями. Говорите то, что ощущаете, — тогда тело оживет. Импровизируйте по заданной структуре.
Главное правило импровизации — тренируйтесь! Вы можете прослушать сто лекций и не добиться результата, но стоит попробовать один раз самостоятельно выполнить несколько упражнений — и у вас начнет получаться все лучше с каждым разом.