Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Как правило, смысл терминов «одушевленность» и «неодушевленность» современный школьник связывает с отработанным на уроке русского языка в пятом классе методическим приемом: если к слову задать вопрос «кто?», то оно входит в группу одушевленных существительных и обозначает названия людей и различных существ (учитель, девочка, белка и др.); если существительное отвечает на вопрос «что?» — оно составляет группу неодушевленных существительных, называющих явления и предметы неживой природы (дом, песок, мечта и др.).
С основными теоретическими сведениями об одушевленных и неодушевленных именах существительных можно познакомиться в учебнике «Русский язык. 5 класс» (УМК М. М. Разумовской) на с. 236-238, «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 100 в разделе «6 класс».
Закрепляем на практике
Актуализировать знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных помогут такие упражнения из учебника по русскому языку для 5 класса УМК М. М. Разумовской:
- Вспомнить, какие слова являются одушевленными, а какие – неодушевленными, привести примеры и записать их в две колонки (упражнение 699 на с. 237). Например, в таблице, которую можно назвать «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
- Подобрать по пять одушевленных и неодушевленных имен существительных, составить и записать с ними предложения (упражнение 700 на с. 237).
- С помощью суффиксов (например, -ец-, -ич-, -ин-, -ник-, -чик-, -анин- (-янин-), -щик-, -онок- (-енок-), -тель-) образовать существительные со значениями «житель какой-нибудь местности», «человек определенной профессии», «детеныш животного»; определить, к одушевленным или неодушевленным относятся образованные существительные, составить с ними предложения, записать их в тетрадь, подчеркнуть в них грамматические основы (упражнение 701 на с. 237).
В учебнике «Русский язык. Практика. 6 класс» (УМК В. В. Бабайцевой) в упражнении 66 на с. 30 дается задание просклонять существительные «фестиваль» и «комар» в единственном и множественном числе и сделать вывод о том, в чем проявляется различие морфологических форм одушевленных и неодушевленных существительных.
Универсальность такого способа деления существительных на группы по принадлежности их к живой или неживой природе можно подвергнуть сомнению с помощью создания проблемной ситуации на уроке. Необходимо предложить ребятам альтернативный прием: различение слов осуществляется не только по смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа.
Совпадение этой формы и формы родительного падежа множественного числа свидетельствует, что перед нами одушевленное существительное (например, вижу школьников — нет школьников), ее совпадение с формой именительного падежа множественного числа указывает на то, что существительное неодушевленное (лежат тетради — вижу тетради).
Выполнение задания, направленного на определение одушевленности / неодушевленности слов, лексическое значение которых в толковых словарях связывается с категорией неодушевленности, а по формальному признаку эти слова относятся к одушевленным существительным (кукла, мертвец, покойник, туз). И, наоборот, обозначающих совокупность живых существ, но относящихся к неодушевленным (например, народ, толпа, взвод, стая, группа и др.), поможет ученикам сформулировать правило отнесения существительных к той или иной группе слов.
Включение информации об олицетворении как изображении неживых существ живыми позволяет сформировать у школьников умение находить примеры олицетворения в «вершинной» речи писателей и поэтов, анализировать художественный текст с точки зрения его образности, выразительности, а использование школьниками этого приема в собственной речи сделает ее разнообразной, яркой, богатой.
Например, в учебнике для пятого класса (УМК М. М. Разумовской) в упражнении 702 на с. 237 перед школьниками ставится задача записать сочетания слов, которые иллюстрируют прием олицетворения, и сделать вывод, с помощью какой части речи создается такой прием.
В учебник по русскому языку для 6 класса УМК В. В. Бабайцевой включено задание (упражнение 67 на с. 30), которое актуализирует знания школьников об олицетворении («Какое неодушевленное существительное употреблено в значении одушевленного? Как называется этот прием и где он часто используется?»).
Кроме того, применение этих сведений об олицетворении создает логический «мостик», который системно представляет и связывает воедино информацию, получаемую школьникам на уроках словесности. Фрагменты художественных текстов (например, «И стоит себе лес, улыбается...», «Уж небо осенью дышало...», «Дремлет чуткий камыш...» и др.), рассматриваемых с точки зрения использования в них изобразительно-выразительных средств, часто становятся предметом анализа на уроках русского языка, развития речи, литературы и риторики.
На уроке русского языка школьники получают задания, с помощью которых у них формируется умение находить олицетворение в художественных текстах, понимать цель использования такого приема, осознавать глагол как часть речи, с помощью которой создается олицетворение:
- выразительно прочитать фрагменты стихотворений; записать сочетания слов, которые иллюстрируют использование приема олицетворения;
- выписать из стихотворений, которые помещены в хрестоматию по литературе, примеры использования олицетворения.