«Игровая заниматика» – игры и упражнения на развитие предпосылок логического мышления
УМК для дошкольников «Тропинки» и «Предшкольная пора» давно завоевали доверие воспитателей по всей России. Представленные методики также вдохновляют педагогов на творчество, создание собственных разработок с учетом потребностей и особенностей воспитанников. Педагоги детского сада № 531 Екатеринбурга представили свои идеи: как организовать игры с приемами обогащения развивающей среды посредством методики ТИКО моделирования и адаптирования методик «Игровая заниматика», «Бусоград» и «Веревочный парк».Задачи проекта
Задания из «Тропинок» и «Предшкольной поры» направлены на развитие восприятия, пространственной ориентировки, воображения, инициативности, внимания, памяти, умения думать и рассуждать. Дополнение задач из рабочих тетрадей игровыми тренажерами способствует:
-
Формированию графомоторных навыков (подготовки суставов руки к дальнейшей деятельности).
-
Развитию центральной нервной системы (работа руками оказывает стимулирующее воздействие на деятельность детского мозга).
-
Преодолению сложностей в работе с тетрадями (некоторым дошкольникам поначалу трудно ориентироваться в заданиях на бумаге).
-
Улучшению наглядности (ребенок может быстро исправить ошибку и увидеть, как правильно).
-
Развитию навыков самопроверки и взаимопроверки (опять-таки за счет легкости в исправлении ошибок).
-
Социально-коммуникативному развитию (при групповой работе).
-
Художественно-эстетическому развитию (с тренажерами больше пространства для творчества).
Задания можно выполнять и группами, и индивидуально. Важно, чтобы ребенок проговаривал все свои действия: дети сегодня говорят плохо, имеют скромный словарный запас, а такой подход развивает речь.
Виды игровых тренажеров:
-
ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения),
-
планшеты разных форм, на которые закручиваются крышки,
-
планшеты с крючками для продевания шнурков, веревочек,
-
планшеты с сеткой,
-
бусы,
-
текстильные мячики «Первый дар Фребеля».
Рассмотрим некоторые виды заданий и игровые тренажеры, с которыми можно их выполнять.
Задания и их вариации
Что за чем следует
Заданий на установление и повторение последовательности очень много. Например, даны «коврики» — клеточные поля, на которых часть клеток раскрашена разными цветами и содержит фигуры. Стрелками указано, как меняется порядок клеток. Нужно докрасить «коврик». Другой вариант задания с пестрыми «ковриками»: раскрасить клетки так, чтобы в строчках и в столбиках рядом не было одинаковых цветов.
Дополнительные инструменты: разноцветные фигуры ТИКО; планшет с разноцветными крышками; разноцветные бусы; текстильные мячики.
Что за чем следует при повороте
Представлен велосипед, на колесах которого изображены разноцветные кружки, фигуры (или, аналогично, представлен руль). Требуется повторить их последовательность с учетом поворота колес. Для усложнения можно задать установить последовательность не цветов, а фигур или иллюстраций (например, с временами года).
Дополнительные инструменты: планшет с нарисованным велосипедом или планшет с круглыми деталями, которые можно вращать, а также крышки.
Соотношение порядка между числами
Требуется повторить последовательность чисел или найти ошибку, восстановить правильную последовательность.
Дополнительные инструменты: фигуры ТИКО с цифрами или точками; планшет и крышки с цифрами.
Соотношение частей целого
Даны группы фигур и изображения домов, «собранных» из разных фигур. Нужно установить, какая группа относится к какому дому. Сложность задания меняется за счет увеличения (или уменьшения) количества объектов в группах, количества домов.
Дополнительные инструменты: фигуры ТИКО разных форм.
Нахождение недостающей части
Представлен квадрат, из которого «вырезана» сложная фигура и даны варианты фигур. Необходимо определить, какая из них была «вырезана».
Дополнительные инструменты: фигуры ТИКО разных форм.
Звуковой анализ слова
Даны карточки с изображениями предметов. Требуется произнести слово (название предмета) и определить звуки в их последовательности. Гласные обозначаются красным цветом, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым.
Дополнительные инструменты: планшет и разноцветные крышки.
Поиск места по схеме зала
Представлена схема зала. Каждый вертикальный ряд обозначен определенным цветом, каждый горизонтальный — фигурой. Даны «билеты»: изображения цветных фигур. Необходимо соотнести изображения с обозначениями рядов, найти пересечения и, соответственно, нужные места.
Дополнительные инструменты: планшет и крышки с разноцветными фигурами.
Объединение объектов на основе общего признака
Даны разнообразные разноцветные фигуры и четыре поля, по которым их нужно распределить. Каждое поле имеет определенное условие: например, оно не может содержать треугольники или должно содержать фигуры исключительно желтого цвета.
Дополнительные инструменты: планшеты и крышки с разноцветными фигурами.
Выделение образа из множества фигур
Представлено поле, расчерченное ромбами. Часть ромбов раскрашена зеленым, из них получается елочка. Рядом представлено такое же поле, на нем необходимо елочку повторить.
Дополнительные инструменты: планшеты с крючками, через которые можно продевать шнурки, веревочки; планшеты с сеткой.
Рисование по точкам
Даны поля с расположенными рядом точками. Требуется, соединяя эти точки, создать определенный рисунок (например, корабль) или продолжить узор.
Дополнительные инструменты: планшеты с крючками, через которые можно продевать шнурки, веревочки; планшеты с сеткой.
Так, благодаря игровым тренажерам, задания из рабочих тетрадей становятся более вариативны, и педагог получает возможность развивать детей в новых направлениях, индивидуализировать обучение.
#ADVERTISING_INSERT#