Игровая программа «Широкая Масленица» для 1 класса
Сценарий.
Цель: познакомить учащихся с русскими народными традициями и обрядами, с историей возникновения праздника.
Задачи:
- Развивающая:развивать творческие и спортивные способности школьников,
- Воспитательная: формирование дружного коллектива, приобщение к русскому фольклору.
Формы организации: Беседа с элементами театрализации, игры, спортивные состязания.
Действующие лица:
- Скоморохи
- Ведущая-сказочница
Ход праздника
Звучат фанфары. На сцене скоморохи.
1.Скоморох:
Слушайте, послушайте,
Государевы люди,
Слободские берендеи!
2.Скоморох:
По царскому наказу,
Государеву приказанью,
Старому, исконному обычью,
Собиратися вам на завтрее
На вечерней на зорюшке,
Теплой, тихой, погодливой,
В государев заповедный лес,
1.Скоморох:
На гульбище, на игрище, на позорище
Круги водить, играть-тешиться
До ранней зорьки, до утренней.
2.Скоморох:
Напасены про вас, наготовлены
Пива-браги ячные,
Старые меды стоялые.
А на ранней заре утренней
Караулить, встречать солнце восхожее,
Вместе: Кланяться Яриле светлому.
Звучит песня «Масленица» на сцену выходит ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, люди добрые! Мальчишки и девчонки. Позвал нас в гости царь леса Берендей, чтобы отметить старинный русский народный праздник – Масленицу. Как только в народе не называли Масленицу: и сырная, и объедуха, широкая.. С давних времен он слыл самым веселым и разгульным, и продолжался целую неделю. Каждый день Масленичной недели имел свое название и определенные обычаи…
Понедельник назывался «встреча», все выходили в этот день на улицу встречать Масленицу. (Звучит музыка народная.)
Ведущая: Вместе Масленицу встретим, будем веселиться дети.
(Дети становятся в круг. Начинают водить хоровод.)
Игра №1 «Лапоть»
Скоморохи проводят игру «Лапоть» (дети танцуют и передают друг другу по кругу лапоть. Как только музыка останавливается, у кого в руках лапоть, тот покидает игру. Проигравшим предлагается достать цветной жетон из шкатулки. Таким образом дети делятся на команды.)
1. Скоморох:
Честная Масленица!
Вселенько тебя встречать, привечать,
Трудно-нудно со двора провожать.
2. Скоморох:
Честная Масленица!
Приди к нам на денечек!
На денєчек, на малый часочек!
Ведущая: Вторник Масленой недели назывался «заигрыш». В этот день добры молодцы приглашали красных девиц на снежных горках покататься,, в игры поиграть, поплясать. И мы сейчас с вами немного поиграем.
Игра №2 «Санки»
Скоморохи проводят игру «Санки». Звучит песня «Саночки мои» (Девочки садятся на мешок, мальчики их катают. Та команда, которая быстрее перевезет всех девочек выигрывает).
Ведущая: Среду – третий день недели называли «лакомкой». В этот день тещи приглашали своих зятьев на блины. Считалось, что на Лакомку нужно есть столько, сколько душе угодно. Ребята, кто из вас знает почему блины – главное кушанье Масляной недели? (Блин похож на солнышко. Он такой же круглый, золотистый, горячий.)
Игра №3 «Блины»
Скоморохи проводят игру «Блины» (первые участники команд наряжаются в домохозяек (фартук, прихватка). В руке сковородка. Добежать до блинов (круги из картона), положить блин в сковородку и бегом на старт. Передать эстафету следующему участнику команды. Выиграет та команда, которая больше принесет блинов).
Все поют песню «Ой блины».
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои.Замесила дрожжах,
Не удержишь на вожжах.Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои.Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои.Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои.На поднос блины кладет
И сама к столу несет.
Ой блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои.Гости, будьте же здоровы
Вот блины мои готовы.Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои.
Ведущая: А четверг Масленой недели назывался «широким», «разгуляем», «переломом». В этот день шумела веселая ярмарка.
(Звучит музыка народная. Скоморохи предлагают детям игры на выбор: «Поймай стаканом шарик», «Кто быстрее веревку накрутит на палку до катушки», «Кольцеброс». После игр скоморохи загадывают загадки.)
Загадки на зимнюю тему.
Ведущая: Пятница Масленой недели называется «тещины вечёрки». Зятья в этот день приглашали своих тещ в гости на блины и пироги и угощали их на славу. А потом запрягали коней и увозили тещ домой.
Игра №4 «Коняшки»
Скоморохи проводят игру «Коняшки». (Дети садятся на коней из дерева и скачут мимо фишек, передавая эстафету следующему участнику.)
Ведущая: Суббота на веселой Масленой неделе называлась «золовкины посиделки».
В этот день молодая невестка приглашала своих родителей в дом мужа.
Собирались в этот день молодые невестки с золовками: дарили друг другу подарки, угощались, играли в игры и, конечно, танцевали.
Исполняется русский народный танец.
Игра №5 «Скалочка»
Скоморохи проводят игру «Скалочка». (Участники команд по очереди должны пройти от старта до финиша, передвигая воздушный шар по воздуху скалочкой).
Ведущая: Последний день назывался «Прощеное воскресенье». В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла. А вечером сжигали чучело Масленицы – символ зимы, которая закончилась, а пепел развеивали над полями «на богатый урожай».
Звучит музыка «Хорошо» В. Сердючки все водят хоровод. Скоморохи выносят чучело Масленицы. Всех приглашают на улицу, где сжигается чучело Масленицы.
1. Скоморох:
Прощай, зима, прости и нас,
Что рады мы весне сейчас.
Что нынче нам весна милее,
2. Скоморох:
Что о тебе мы не жалеем.
Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем.
Все гости приглашаются к Масленичному столу.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.