Игровая программа «Масленицу заигрываем!»
Игровая программа разработана на основе русских традиционных игр.
Цель: духовно-нравственное становление личности через приобщение обучающихся к традиционной игровой культуре русского народа.
Задачи:
Познавательные: Пробудить интерес обучающихся к культуре родного края, познакомить их с русскими традиционными играми наших предков.
Развивающие: Способствовать развитию образного мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных навыков, координации движения и пения.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию любви и ценностного отношения к культуре родного края, сохранению её уникальности, формированию национального самосознания, чувства патриотизма.
- Формировать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников, коллективизма.
- Формировать у детей потребность использовать народные игры в повседневной жизни как альтернатива компьютерных игр.
Тип занятия – комбинированный.
Формы организации работы: коллективная форма познавательной деятельности.
Вид занятия: игровая программа.
Оборудование: коза – народная игрушка или ребёнок в костюме ряженой козы, гармонь, платок.
Занятие может проводиться в актовом зале или на улице.
Содержание занятия:
- Выявить в какие игры играют дети, какие игры наших предков им знакомы
- Разучивание считалок для игр
- Проведение подвижных, хороводных игр: «Месим тесто», «Печка», «Растяпа», «Гора», «Горелки», «Дударь», «Как у дяди Трифона», «Заинька», «И шёл козёл дорогою».
- Закрепление знаний, полученных на занятии.
Ход занятия
1. Организационный момент: приветствие, организация внимания.
Большуха в русском народном костюме встречает ребят.
Большуха: Здравствуйте, ребятушки дорогие! Посмотрите кто к нам пришёл на занятие. (В руках держит козу, сделанную из мочала).
– Давайте споём ей песенку. (Дети исполняют козе ранее разученную колядку «Го – го – го, коза». Коза пляшет).
– Как вы думаете, зачем коза пришла к нам? (Ответы детей).
– Правильно, она пришла поиграть с нами.
– А вы любите играть? В какие игры вы играете? Какие знаете народные игры?
2. Новая тема (практическая часть)
– Коза приглашает вас сыграть в игру «И шёл козёл дорогою».
(Коза блеет, угощает ребят рогами).
Игра «И шёл козёл дорогою»
«Ряженая коза» скачет под песенку:
И шёл козёл дорогою, дорогою широкою,
Нашёл козу безрогую, безрогую козу.
Подходит к любому ребёнку топает ножкой, приглашая его встать за ним. «Ряженая коза» поворачивается спиной и приглашённый участник цепляется ему за плечи или за пояс по типу паровозика и они под туже песенку скачут вдвоём. По окончании песенки «Коза» приглашает другого ребёнка, топнув ножкой и кивнув головой, разворачиваются вокруг себя, приглашённый участник цепляется за плечи «козы», а первым становится участник, который держался за плечи «Козы». И так продолжается игра до тех пор, пока все ребята не встанут в паровозик. Каждый раз после приглашения нового участника, все разворачиваются вокруг себя и паровозик двигается в противоположном направлении.
– Коза наверно проголодалась. Какое любимое лакомство у козы? (капуста).
– Сыграем в игру «Капуста». Кто будет ведущим? Чтобы никому не было обидно, как выберем ведущего? Правильно надо посчитаться.
Считалки:
- Раз, два, три, четыре, пять
Кошка учится считать,
Выбирает кошка мышку,
Получается ответ,
Кошка есть, а мышки нет. - Трынцы-брынцы бубенцы,
Развонились удальцы.
Диги, диги, диги, дон.
Выходи скорее вон.
Считалка, в которой нужны два ведущих:
- Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
(Выходящий выводит из круга ещё кого-нибудь с собой берёт кем хочет поделиться.)
Игра «Капуста»
Ведущий стоит в центре круга и говорит слова:
Что за скрип, что за хруст,
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я – капуста!
На слова – капуста, ведущий показывает указательным пальцем на любого, стоящего в кругу, и они вместе с ведущим бегут в разные стороны за кругом. Кто из них не успеет добежать до того места, где стоял убегающий, становится ведущим.
Хоровод «Вейся, капусика»
Вейся, вейся, капустка моя,
Вейся, вейся, белая моя.
Как мне, капустке, не виться,
Белою вилою не навиться?
Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Ведущий проводит всех через «ворота» (поднятые руки), образованные последней парой. Когда все пройдут, стоящий сзади поворачивается и начинает «завивать капусту», перебрасывает руку через левое плечо, продолжая держаться за руку идущего сзади. Таким образом, хоровод движется, пока не пройдут все играющие. Затем последний останавливается, а хоровод «завивается улиткой», пока не получится «кочан». Потом движения повторяются в обратном порядке ( «развивается»).
– Какой праздник у русского народа приближается? (Масленица)
– Чем мы любим угощаться на масленой неделе? (Блинами, пирогами, шаньгами).
– Для начала сделаем тесто.
Игра «Месим тесто»
Все встают в круг взявшись за руки. Сеют муку:
Муку сеем, сеем, сеем,
Муку сеем, сеем, сеем,
Муку сеем, сеем, сеем.
Дружно повторяя слова: «Месим, месим тесто. Месим, месим тесто», — сходятся как можно плотнее. Под слова: «Раздувайся, пузырь, да не лопайся, раздувайся, пузырь, да не лопайся!» — расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг. Два человека, чей узел разорвался, становятся в круг, и их тоже «месят». Находящиеся в кругу имеют право помогать разрывать своими спинами «пузырь». Игра заканчивается, когда игроков в центре круга становится больше, чем вокруг.
– Тесто готово, будем пирожки стряпать. С какой начинкой ваш пирожок будет и кому первый пирожок будет предназначаться?
Игра «Пироги лепим»
(Ребята ладошками изображают как лепят пирожки и придумывает какая у пирожка начинка и для кого будет предназначен пирожок, например, пирожок с малиновой начинкой для мамочки).
Пирожки готовы, пора их впечь отправлять.
Игра «Печка»
Двое ведущих берутся за руки и поднимают их вверх изображая воротики – печка. Все ребята – пирожки встают в очередь, чтобы попасть в печку. Пирожок бежит в печку, кричит какая у него начинка и для кого пирожок. Пробегая через воротики – печку, ведущие одной рукой мягко похлапывают пирожок по спине.
– С приходом Масленицы солнце начинает пригревать сильнее, приближается весна.
– Поможет солнышку поскорее растопить снега.
Игра «Горелки»
Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два-три шага водящий и него в руках красный платок – огонёк. Играющие поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все метели
Разом улетели.
Раз-два не воронь,
Лети как огонь.
Последняя пара в веренице бежит по разные стороны к ведущему и хватает у него платок. У кого окажется платок, становится ведущим.
А остальные двое встают в начале вереницы. Так должны пробежать все пары.
– Снег тает и по дорогам бегут ручьи.
Проводится игровой хоровод «Гора».
Игра «Гора»
Двое играющих изображают гору: берутся за руки поднимают руки вверх, образуя воротики. Остальные ребята встают паровозиком изображая ручей и пробегают под воротиками под песенку:
Как из-под горы всё бегут ручьи,
Вы ручьи, куда, закрывайте ворота.
На последние слова воротики закрываются, т.е. дети, изображающие гору, опускают руки, тем самым кто-то из ручья становится пойманным горой и встаёт в воротики третим, так гора постепенно растёт, а ручей уменьшается.
– Когда появляется первая зелёная травка, совсем становится радостно. И мы с вами отправляемся на улицу на лужок водить хороводы.
Хоровод «Заинька серенький»
Выбирается ведущий на роль «заиньки».
Играющие держатся за руки, ведут хоровод и поют. Задача «заиньки», находящегося в круге, – выскочить под руками играющих за пределы круга. А стоящие в кругу стараются не пропустить «зайку», приседая и опуская руки, когда зайка подбегает и пытается проскользнуть под руками. Если ему это удается, то в центр выходят игроки, пропустившие зайку.
Заинька серенький,
Ой, заинька беленький,
Да некуда заиньке выскочить,
Ой, некуда серому выпрыгнуть.
Ой, есть города турецкие,
Да замочки, да немецкие!
После этих слов «зайка» перестает выскакивать, а должен что-нибудь сплясать; играющие продолжают петь.
Ну-ка, зайка, скоком, боком,
Перед нашим хороводом,
Ну-ка зайка обернись,
Всем девчонкам поклонись!
Ещё поцелуйся, больше не балуйся!
«Зайка» подходит к девочке кланяется ей, берёт бережно за руку и проводит по кругу, можно обняться или поцеловаться. Затем встаёт в хоровод, а девочка, которую выбрал «зайка», выбирает следуещего мальчика на роль «зайки». (Если много игроков, можно одновременно сделать несколько «заек» и каждый выбирает девочку, которая нравится з»айке»).
3. Вывод занятия, рефлексия
– Зачем мы играем в игры? (Ответы детей)
– Чем отличается игры наших предков от игр современных детей?
– Что каждый из вас взял для себя из нашего занятия?
Большуха: Молодцы ребята! Вы хорошо поработали, козонька осталась довольна и попросила в награду рассказать вам сказку. Учитель или подготовленный заранее ребёнок рассказывает сказку Пермского края «Козонька» из сборника Зеленина «Сказки Пермской губернии».
4. Домашнее задание
Выяснить у родителей, бабушек и дедушек в какие игры они играли в детстве. На следующем занятии провести эти игры.
Пришло время расставанья. До свиданья! До свиданья!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.