Игровая программа "Будущие космонавты"

Класс: 3.
Место проведения: кабинет.
Время: 50–60 минут.
Цель: углубление и расширение представлений учащихся начальных классов о космосе.
Задачи:
- создать условия для ознакомления учащихся с историей развития космонавтики в нашей стране;
- содействовать становлению и проявлению индивидуальности и творческих способностей учащихся путём использования игровых элементов;
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных навыков и культуры общения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- чувство гордости за свою Родину и историю родной страны;
- установка на здоровый образ жизни;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные (УУД):
- Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для выполнения предложенных заданий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; обобщать полученную во время занятия информацию.
- Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок; принимать и сохранять поставленную задачу.
- Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (в паре, группе); формулировать собственное мнение и позицию.
Формы организации деятельности детей: игровые задания, проведение опытов, рисование, работа в паре, в группе.
Оборудование: ноутбук; запись выступления Ю.Б. Левитана; предметы (по выбору учителя) для игры на внимание; мешочек с предметами для игры «Что в мешке»; пружинные весы; груз для взвешивания; напольные весы; книги; листы бумаги формата А4; схема рисунка космического корабля; шарф или платок; ручки или фломастеры; карточки с буквами для составления названия планет; бумажные звезды; две красиво украшенные коробки; угощение для детей (например, фрукты).
Оформление: в классе организована выставка книг, фотографий, поделок и рисунков, посвященных Дню космонавтики.
Ход занятия
Мотивирование к деятельности. Эмоциональный настрой
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Вселенной знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Определение темы занятия
– Какое сегодня число? (12 апреля)
– Вам о чем-то говорит эта дата? (Сегодня День космонавтики)
– Почему 12 апреля считается Днем космонавтики? (Ответы учащихся)
– Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Предположения учащихся)
Обобщение знаний учащихся
– Что вам уже известно о космосе и космонавтах? (Ответы учащихся)
Вступительная беседа
– С давних пор человек мечтал летать. Свои мечты он воплощал в легендах и сказках. Вы знаете, что многие герои народных сказок имели «летательные аппараты». На чем они летали? (Баба Яга – в ступе, на метле; другие герои – на ковре-самолете. Икар летал на крыльях из перьев.)
– Человек сумел подняться в воздух не только в сказке и легенде, но и в реальной жизни. Дирижабли, самолёты, вертолёты – вот его помощники. Но поднявшись в небо, человек стал мечтать о большем. Его мечты летели все выше и выше, в неизведанное пространство – в КОСМОС. Но путь в космос оказался долгим и трудным. Константин Эдуардович Циолковский открыл нам дорогу в космос. 4 октября 1957 года первый искусственный спутник оторвался от Земли. В конструкторском бюро Сергея Павловича Королева создавался первый космический корабль «Восток». Все было впервые. Создавался Центр подготовки космонавтов, проходили первые тренировки и испытания, шла напряженная подготовка к космическому старту.
Ученик: И вот наступил день 12 апреля 1961 года.
Читает ученик (или звучит запись).
– Говорит Москва! Работают все радиостанции страны! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом корабля-спутника является гражданин Советского Союза летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич!»
– 108 минут первого космического полета потрясли человечество. Полет Ю.А. Гагарина наполнил сердца людей гордостью за свою Родину, за страну, сын которой первым в мире покорил космическое пространство.
– После Ю.А. Гагарина в космосе побывали многие космонавты, среди них были даже космические туристы. Может быть, кто-то из вас в будущем тоже побывает в космосе.
– Настоящий космонавт – это здоровый, ловкий, сильный, тренированный человек
Игровая программа «Будущие космонавты»
1. Игра на развитие внимания «Что изменилось»
– Каждый космонавт должен быть крайне внимательным. Наблюдательность и развитое внимание помогают космонавтам замечать все самое важное вокруг, даже самые мельчайшие песчинки и искорки, а так же малейшие изменения в окружающей среде, в которой они работают.
– Как вы считаете, ваше внимание достаточно развито? (Ответы детей.)
– Хотите это проверить?
– Тогда вперед! Перед вами стоят предметы, рассмотрите и попробуйте запомнить их последовательность, внешний вид. Теперь закройте глаза, опустите голову на парту, сделайте небольшую передышку. (Учитель в это время может поменять предметы местами; убрать один или несколько предметов; заменить предмет похожим и т.д.)
– Откройте глаза. Постарайтесь определить, что изменилось? (Один или несколько учеников объясняют, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.)
– Эта игра очень хорошо развивает внимание. Такой тренировкой вы можете заняться дома или на улице с друзьями или родителями. Даже если не станете космонавтами, развитое внимание, умение наблюдать и все вокруг замечать пригодится вам всегда. В каких случаях в жизни эти качества вам могут пригодиться? (Предположения учащихся.)
2. Игра на развитие тактильного восприятия «Что в мешке»
– Представьте, что в космическом корабле вдруг погас свет, все вокруг погрузилось в кромешную тьму. А останавливаться нельзя, работа должна продолжаться, дорог каждый час, даже минуты и секунды в космосе на счету. Что же делать? (Предположения учащихся.)
– В полной темноте нашими помощниками могут стать даже кончики пальцев. А как пальцы помогут человеку, когда совсем-совсем темно? (Предположения учащихся.)
– В этот момент в работу вступают тактильные ощущения – это ощущения прикосновения. Что мы можем почувствовать с помощью прикосновения? (Тепло или холод, колючее или гладкое, большое или маленькое.)
– Вы абсолютно правы. На самом деле активную работу будет выполнять наш главный командный пункт – мозг, который приведет в движение мысли. Проверим наши пальчики?
– У меня в руках мешочек (сумка или непрозрачный полиэтиленовый пакет). Он пустой? (Нет.)
– Вы можете сейчас определить, что в нем лежит? (Нет.)
– Теперь вы, не заглядывая в мешочек, а просто опустив туда руку, попробуете взять какую-то одну вещь и определить на ощупь, что это за предмет. (Игра проводится несколько раз.)
– Понравилась вам игра?
– Чем она интересна? (Ответы учащихся.)
– Уделяйте особое внимание тренировке ваших пальчиков, так как в этот момент развивается ваш мозг. Вы не только научитесь хорошо писать и рисовать, но и разовьете свою мыслительную деятельность.
– Пока мы с вами проверяли ваши пальчики, электричество в космическом корабле так и не появилось. Но ведь космонавтам недостаточно просто найти и определить предмет, надо еще точно выполнить работу. А, как вы думаете, сумеете ли вы в полной темноте с помощью ручки или фломастера нарисовать по схеме космический корабль?
3. Игра «Рисунок космического корабля»
– Рассмотрите внимательно схему космического корабля. Сейчас я завяжу вам глаза, и каждый желающий постарается на листе нарисовать такой же космический корабль. (Дети по очереди садятся за стол или подходят к доске, учитель завязывает им глаза. Ребенок старается нарисовать космический корабль, в этот момент можно давать подсказки, что рисовать. Игра очень веселая.)
4. Игра на тренировку слуха «Сломанный телефончик»
– Ваши космические корабли еще рано отправлять в космос, им требуется срочный ремонт. А мы продолжаем подготовку в космонавты. У нас все еще темно, но мы можем слышать то, что происходит вокруг. Можем услышать задания, приказы, действия товарищей. Но для этого слух должен быть хорошим. Будем проводить проверку?
– Я предлагаю проиграть в хорошо знакомую нам игру «Сломанный телефончик». Но главное сейчас помнить, что наш «телефончик» не должен сломаться, и вам надо постараться передать слово в целостности и сохранности.
– Ура! В космическом корабле снова светло. Это, конечно, игра. На самом деле, такой ситуации в космосе быть не может. Длительная работа на борту космического корабля невозможна без развитой сети электроснабжения. Электростанция орбитальной станции должна обладать очень высокой надежностью при длительном сроке непрерывной работы. Большие возможности в этом отношении есть у изобретения последних лет – квантового генератора. Необходимо, чтобы электричеством орбитальная станция снабжалась постоянно, а таких чрезвычайных ситуаций, как в нашей игре, никогда не происходило.
5. Беседа о невесомости. Опыты
– Я думаю, что все вы слышали о таком понятии, как невесомость. А что это? (Предположения учащихся)
– Все люди на Земле испытывают силу тяжести – силу притяжения Земли. По-другому мы это называем «вес» предмета – это давление предмета на опору, которая не дает предмету упасть под действие силы тяжести.
Опыт №1
– Положите книгу на руку, что вы чувствуете? (Ответы детей).
– Чем больше книга, тем нам тяжелее ее держать. Мы можем сказать, что у книги большой вес. Если убрать книгу, то она свободно упадет на пол. А знаете ли вы, что когда книга падает, веса у нее не будет. А как только она упадет на пол, вес вновь появится. Оказывается, космическое понятие «невесомость» бывает и на Земле. И даже вы много раз были в состоянии невесомости. Я думаю, что каждый катался на качелях. Вспомните тот момент, когда качели поднялись вверх и на секунду застыли перед тем, как опуститься вниз. Это и есть невесомость. К сожалению, на Земле человек в состоянии невесомости может пробыть только секунды, чаще всего даже не замечая этого.
Опыт №2
– Я приготовила для проведения опыта обычные пружинные весы, вы с ними уже знакомы. Я держу весы, на них подвешен груз. Сколько наш груз весит? (Ответ учащихся).
– А теперь будьте очень внимательны. Я резко опущу весы с грузом вниз, а вы постарайтесь заметить, что произойдет со стрелкой. (Стрелка поднялась вверх к нулю.)
– Какой вывод из этого опыта мы можем сделать? (Когда груз падал вниз, он не имел веса, был в невесомости.)
Опыт №3
– А теперь другие весы. Как мы их называем? (Напольные)
– Для чего мы уже использовали эти весы? (Для измерения собственного веса.)
– Для измерения веса мы и сегодня будем их использовать. Но внесем небольшие изменения. Кто первым будет взвешиваться? Ребята, запомните вес. Сейчас … резко присядет, а мы внимательно будем наблюдать за стрелкой. Все будет происходить очень быстро, успейте все заметить и запомнить.
– Что-то заметили? (Во время приседания вес стал меньше.)
– Кто еще хочет поучаствовать в опыте и побывать в невесомости? (Опыт повторить несколько раз.)
– Ребята, а как вы думаете, почему вес уменьшается, но не становится равным нулю? (Предположение учащихся.)
– Вес уменьшается, но не пропадает из-за того, что ноги по-прежнему стоят на весах и продолжают давить на опору, т.е. на весы.
– Когда я готовилась к нашему мероприятию, я нашла интересную информацию. Оказывается, «невесомость на космическом корабле возникает не из-за того (как думают многие), что он летит высоко, и сила притяжения Земли, действующая на него, мала. А из-за того, что космический корабль (и все, что в нем находится), двигаясь по орбите, как будто бы постоянно падает на Землю. Он все время летит вниз, поэтому и не имеет веса. А сила гравитации, т.е. сила притяжения на космический корабль действует почти так же, как на Земле (всего на 10% меньше)».
6. Игра на знание планет Солнечной системы
– Космонавт должен хорошо знать то, что он наблюдает. А что можно увидеть в космосе? (Ответы учащихся.)
– В нашей Солнечной системе есть планеты. Сколько их? (8)
– Разделитесь группами по … человек (зависит от количества детей в классе).
Каждой группе я дам карточки с буквами, вам надо составить названия планет. Побеждает группа, первой составившая слова правильно.
7. Игра на скорость
– Космонавт должен уметь делать все быстро, правильно и помнить, что работает и живет он на орбитальной станции не один. Разделитесь на пары. На полу много звездочек. Ваша задача собрать эти звездочки в коробки. Собирать будут две пары, брать можно по одной звезде. Победит та пара, которая соберет больше звезд.
Рефлексия. Итог занятия
– Ребята, мы сегодня провели большую работу для подготовки космонавтов. Как вы думаете, вы можете уже отправиться в космическое пространство? (Нет.)
– Почему?
– Тогда, может, стоит закончить эти тренировки и занятия? Как считаете?
– Человек каждый день должен узнавать что-то новое. Было для вас занятие полезным? Узнали что-то новое?
Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
– По-моему, вы сегодня хорошо потрудились и заслуживаете награду. А витамины полезны всем, особенно тем, кто хочет стать космонавтом или просто сильным, ловким и здоровым человеком. (Дети получают в подарок фрукты)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.