игра-ситуация "Мы-умные помощники"
Информация о возрастной группе: старшая группа, 5-6 лет.
Место игровой ситуации в образовательном процессе: в процессе совместной деятельности педагога и детей в утреннее время.
Цель: создание условий для развития речи детей через игру.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания о домашних животных;
- Учить употреблять существительные в родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падежах;
- Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- Развивать связную речь.
Развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное восприятие;
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Развивать мыслительные процессы.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные навыки;
- Воспитывать доброжелательное отношение к людям, к животным.
Оборудование: игрушечный деревенский домик с окошками, игрушки: домашние животные, разрезные картинки с домашними животными и их детенышами, картинки с продуктами питания для животных, магнитофон с аудиозаписью.
Речевой материал:
- Существительные: корова, лошадь, свинья, собака, коза, кролик, теленок, жеребенок, поросенок, котенок, щенок, козленок, крольчонок, молоко, трава, косточки, рыба, мясо, голова, туловище, ноги, лапы, копыто, рога, грива, конура, конюшня, хвосты, шерсть, польза, животные, сено, отруби, трава.
- Глаголы: Мычит, ржет, хрюкает, мяукает, лает, блеет, грызет, лакает, ходит, бегает, прыгает, возит, ловит, сторожит, доить, заботиться, дает, лает.
- Прилагательные: мягкий, пушистый, твердый, рогатая, злая, добрая, ласковая, грязный, чистый, вкусное, домашние.
План-сценарий игровой ситуации в образовательном процессе
1. Введение в ситуацию
Вид деятельности: коммуникативная.
Тема: «Такие разные животные».
Цель: заинтересовать детей к игровой деятельности.
Сюрпризный момент– телефонный звонок дедушки Семена из деревни с просьбой помочь поухаживать за его домашними животными, так как дедушке нужно срочно уехать.
Логопед: Ребята, а вы любите помогать людям?
Дети: Да!
– Поможем дедушке Степану поухаживать за его домашними животными?
Дети: Поможем.
Логопед: Каких домашних животных вы знаете?
Дети: (перечисляют названия домашних животных).
Логопед: Сможете помочь всем этим животным?
Дети: Сможем.
2. Актуализация знаний и умений
Вид деятельности: коммуникативная (развитие речи).
Тема: «Животные в деревне».
Цель: актуализировать знания о домашних животных: внешний вид, кто чем питается;
учить употреблять в речи существительные в родительном и винительном падежах.
Логопед: Ребята, как нам можно добраться до деревни?
Дети: На поезде, на машине, на лодке, на автобусе.
Логопед: Поедем на поезде?
(Садятся на стульчики, поставленные вагончиком, имитируют поездку на поезде).
Перед детьми полянка, на ней стоят игрушки – домашние животные.
Логопед: Ребята, посмотрите, как много животных!
Скажите, а у кого пушистый хвост?
Дети: Пушистый хвост у кошки, у кролика, у собаки.
Логопед: У кого есть рога?
Дети: Рога есть у козы, у коровы.
Логопед: У кого есть лапы?
Дети: Лапы есть у кошки, у собаки, у кролика.
Логопед: Ребята, животные проголодались, их нужно покормить. Кого мы будем кормить молоком?
(Дети отвечают и кладут нужную картинку с изображением продуктов питания животному)
Дети: Молоком будем кормить кошку.
Логопед: Кого мы будем кормить сеном?
Дети: Сеном будем кормить корову, козу.
Логопед: Кого будем кормить морковью?
Дети: Морковью будем кормить кролика, лошадь, свинью.
Логопед: Кого будем кормить косточкой?
Дети: Косточкой будем кормить собаку.
3. Затруднение в ситуации
Вид деятельности: коммуникативная (развитие речи).
Тема: «Домашние животные и их детеныши».
Цель: актуализировать знания о домашних животных и их детенышах, учить употреблять существительные в дательном, предложном падежах.
Ход игровой ситуации:
(в аудиозаписи звук грома, все игрушки разбросаны и перепутаны)
Логопед: Ребята, домашние животные очень боятся грома. Они все разбежались и перепутались. Поможем мамам найти их детенышей?
(Логопед предлагает найти нужного детеныша-игрушку и принести его к своей маме).
Логопед: (спрашивает каждого ребенка) Кому ты помог?
Ребенок: Я помог лошади.
Логопед: Как называется детеныш лошади?
Ребенок: Детеныш лошади называется жеребенок.
Логопед: Кому ты помог?
Ребенок: Я помог свинье.
Логопед: Как называется детеныш свиньи?
Ребенок: Детеныш свиньи называется поросенок.
Логопед: Кому ты помог?
Ребенок: Я помог овечке.
Логопед: Как называется детеныш овечки?
Ребенок: Детеныш овечки называется ягненок.
(Логопед спрашивает всех детей , про всех присутствующих игрушек– животных).
Логопед: -Ребята, мы смогли помочь всем мамам найти их малышей?
Какие были трудности?
Дети: Назвать детенышей лошади, овечки, собаки.
Логопед: Ребята, о ком мы заботились?
Дети: Мы заботились о курице, о цыпленке, о лошади, о жеребенке, о свинье, о поросенке, о собаке, о щенке, о кошке и котенке, об овечке и ягненке .
4. Открытие «нового» знания
Вид деятельности: коммуникативная (развитие речи).
Тема: «Польза домашних животных».
Цель: пополнять знания детей о пользе домашних животных.
Развивать мышление, развивать связную речь.
Логопед: Ребята , дедушка Семен давно не ухаживал за своими животными и забыл, какую пользу он приносят? Например, какую пользу приносит овечка?
(Логопед спрашивает каждого ребенка про пользу животных и предлагает подобрать каждому из животных нужный продукт , изображенный на картинке (яйцо, сыр, молоко, кефир, пирожки, блины, хлеб, кофта, носки, шапка и т. д.).
Логопед: У овечки вырастает шерсть, ее стригут, из шерсти прядут пряжу на прялке, из пряжи делают нить. Из этой нити можно связать теплые вещи: носки, шапку, кофту. Какую пользу приносит корова?
Ребенок: Корову доят и получают молоко. Молоко процеживают, из него можно сварить кашу, сделать кефир, сыр, масло.
Логопед: Какую пользу приносит курица?
Ребенок: Курица дает яйцо. Из яиц можно приготовить яичницу, добавить яйцо в муку и испечь пирог, пирожки или блины , можно сварить яйцо и съесть.
5. Осмысление
Вид деятельности: коммуникативная (развитие связной речи)
Цель: помочь детям осмыслить их деятельность, подвести к ситуации успеха.
Логопед: Ребята, расскажите, где вы сегодня были?
Дети: Мы сегодня были в деревне, у дедушки Семена.
Логопед: А что вы делали?
Дети: Мы помогали дедушке Семену ухаживать за домашними животными.
Логопед: Как вам это удалось?
Дети: (ответ каждого ребенка) Мы помогли накормить всех животных. Мы помогли мамам найти всех детенышей. Мы подсказали дедушке Семену, какую пользу приносят домашние животные.
Логопед: Вам удалось помочь дедушке Семену, потому что вы узнали всех детенышей домашних животных. Научились их правильно называть. Узнали, чем можно кормить каждого из животных, как за ними ухаживать и узнали, какую пользу приносят домашние животные. Дедушка Семен благодарит вас и дарит вам угощение.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.