Сценарий праздника «Мы за чаем не скучаем!»
Цель: познакомить детей с традициями народных праздников и обычаев русского народа.
Задачи:
- Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
- Обогащать духовный мир детей.
- Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
- Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам народной культуры.
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Подготовительная работа: Перед проведением Масленицы рассказываем детям об истории происхождения обряда. Сделать это лучше всего на занятии по развитию речи.
Посещаем краеведческий музей. Исторические экспонаты и рассказ экскурсовода многое объясняют детям, и они понимают смысл масленичных гуляний.
Мастерим символ праздника — чучело Масленицы. Дети принимают участие в этом процессе.
Музыкальное сопровождение праздника. Музыка создаст праздничное настроение. Если у вас есть такая возможность — пригласите на праздник фольклорный ансамбль (вполне возможно, что мамы или бабушки ваших детей являются его участниками).
Готовим костюмы для ведущих мероприятия: они должны быть выполнены в народном стиле и надеваться на верхнюю одежду, ведь праздник будет проводиться на улице.
Заранее обговариваем, кто будет печь блины и приготовит горячий чай: без них не бывает Масленицы.
Разрабатываем сценарий праздника и готовим атрибуты для конкурсов.
Делаем праздничное оформление площадки, на которой будет проводиться масленица для детей: накрываем столы, отводим место для расположения чучела. Пространство должно быть большим, чтобы детям не было тесно.
Если сценарием предусмотрен обряд сожжения чучела, необходимо согласовать это с пожарной инспекцией и позаботиться о пожарной безопасности.
Формы организации деятельности детей: Проведение выставки рисунков по теме: «Масленица» (Приложение № 1)
Конкурс по изготовлению поделок родителей и детей на тему: «Символ Масленицы» (Приложение №2)
Постановка кукольного спектакля силами студентов Арского педагогического колледжа имени Г.Тукая и детей (Приложение №5)
Показ презентаций на тему «Масленица».
Ход мероприятия
Воспитатель: Февраль в Древней Руси называли « сечень» или еще «межень», потому что этот месяц - межа между зимой и весной. А за то, что он снежный и морозный, прозвали его в народе «снежень» и «лютый». Но самое меткое название февраля - «бокогрей». Это от того, что солнце уже в этом месяце заметно ярче и теплее и на солнечной стороне сугрев заметен. Льются лучи-веснопевцы! Тает снег на крышах, повисают сосульки. А к вечеру поет метелица. Недаром говорят: «Вьюги да метели под февраль налетели». И загадка о вьюге есть:
Вдоль села
Бежит кобыла весела.
Под конец хвоста
У ней кошель овса,
Бежит, да потряхивает
(Вьюга)
У нас в избе только тепло, а за окном метелица гуляет. Прислушайтесь!
(Звучит фонограмма.)
Пусть себе завывает, а мы сидя в тепле, песню споем, хоровод заведем.
(И взрослые и дети поют русскую народную песню «Вот уж зимушка проходит») (приложение № 3)
Воспитатель: Ну, что вам еще о феврале рассказать. Февраль – у зверей свадебник. Волки лисицы соревнуются в силе и выносливости.
Конец февралю – конец и зиме! В Ознаменование победы сил света над силами холода устраивались всенародные масленичные гулянья. Масленица – самый веселый и раздольный праздник и поэтому любимый в народе. Целую неделю веселились и взрослые, и дети – на то она и широкая Масленица или, как ее называют «честная госпожа Масленица». Каждый день масленичной недели имел свое название.
Первый день Масленицы – понедельник – « встреча». В этот день ребятишки делали снежные горки, поливали водой, раскатывали. Вдоль ледяных дорожек лепили из снега фигуры разные, да повторяли бабушкино причитанье: « Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточки! Приезжай к нам в гости на широкий двор – на горках покататься, на блинах поваляться, сердцем потешаться…»
Хотите, я вас такой прибаутке научу, повторяйте за мной.
Дети повторяют за воспитателем эти слова, тем временем в группу входят взрослые и дети, они несут куклу – Масленицу. Поют песню «Едет Масленица» (приложение № 3)
Второй день Масленицы – вторник – «заигрыш». Ряженые собирались и ходили по дворам, пели песни. Их встречали хозяйки, приглашали в дом, чтобы Масленицу проводить по избе (берет в руки голик-веник, ходит перед декорациями, приговаривая).
Едет, едет Масленица!
Широкая Масленица!
Ты, бабонька, на встречу выходи, выходи!
По горенке Масленицу поводи, поводи!
По сенечкам вот так! Вот так!
По красным углам вот так! Вот так!
А теперь, бабонька, откупися,
На блины на маслены не скупися!
Дети свободно ходят за воспитателем из одной стороны группы к другой.
Воспитатель: Хозяюшки после этого повязывали тряпицы – скудицы (ветхие, старые), наговаривая на них то, от чего хотели свой дом, свою семью, своих детей отгородить: от болезней, зла, зависти. Давайте и мы с вами ленточку повяжем – откупимся от зла и болезней. Каждый про себя подумает и сам тряпочку привяжет.
(Дети привязывают тряпицы - скудицы к венику.)
Масленица-кривошейка, покатай нас хорошенько!
Воспитатель выбрасывает длинные разноцветные ленточки, привязанные пучком к ручке веника. Дети разбирают ленты за концы их и парами, взявшись за руки, катаются на карусели. Вначале медленно, затем ускоряя движение (на легком беге); постепенно замедляют бег и останавливаются.
Воспитатель: Кончилось гулянье. Идем теперь на отдыханье!
Дети и взрослые рассаживаются, а чучело устанавливается в стороне.
Воспитатель: Третий день Масленицы – среда: «лакомка». Все в этот день ели вкусные блины со сметаной, с маслом, с вареньем (приложение № 4) А ряженые в этот день ходили по дворам и кликали:
Ай, люди, Масленицу встречайте! Встречайте!
Да к себе Масленицу зазывайте! Зазывайте!
Вот и к нам, кажется, ряженые идут.
Вот шли - пошли скоморошки,
Принесли нам игры, да скоморошины.
Скоморохи: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Скоморохи: Кого привечаете.
Дети: Масленицу!
Скоморохи: Не рано.
Дети:
Нет! Пора зиму провожать,
Весну красную встречать!
Скоморохи (вместе): Мы весеннюю закличку знаем!
1 скоморох: Начинай!
2 скоморох: Нет, ты начинай!
1 скоморох: Давайте вместе!
Все:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с огромной милостью!
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом высоким!
Воспитатель: Чтобы весну встретить, нужно зиму проводить,
Помочь весне зиму побороть!
Оставайтесь с нами. Повеселите нас, да потешьте!
Скоморохи приглашают детей построиться в две колонны попарно.
Проводится игра «Горелки».
Впереди одной колонны встает первый скоморох, впереди другой – второй, каждый спиной к своей колонне. Все хором, нараспев, говорят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Начиная со слов «глянь на небо» горельщик смотрит вверх. В это время последняя пара каждой колонны разъединяет руки, и один игрок идет справа, другой слева вдоль каждой колонны вперед. Почти поравнявшись с горельщиком, ждут последних слов – « колокольчики звенят» и после этого бегут навстречу друг другу.
Последняя пара каждой колонны старается встретиться и образовать новую пару. Горельщики (скоморохи) ловят любого из бегущих. Оставшиеся без пары становятся новыми горельщиками.
Правила игры:
- горельщик не должен подсматривать и оглядываться.
- никто не должен бежать раньше слова «звенят»
- горельщик может салить бегущих, пока они возьмутся за руки;
- каждая пара пробежавших, становится впереди своей колонны.
Скоморох:
Хорошо, весело играете, а мою загадку отгадаете.
По платку катается, людям улыбается (небо и солнце)
Скоморох: Наши предки, празднуя Масленицу, славили возрождение солнечных дней блинами. Будто бы каждый блин был знаком Солнца – круглый, да румяный.
Стала Маша гостей созывать:
- И Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди, и Матвей приди,
А Никитушка – ну, пожалуйста!
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Сергею блин, и Матвею блин,
А Никитушке – мятный пряничек!
Все – и дети, и взрослые – исполняют русскую народную песню «Блины».
Воспитатель: Ели блины всю неделю, друг друга угощали.
Четвертый день Масленицы – широкий четверг. Вновь жарко трещали дрова в печи, поспевал блин. А тем временем голик с тряпицами - скудицами выносили за деревню, на пригорок выставляли. К нему стаскивали сор из избы, худую солому, сношенные лапти, рухлядь домашнюю.
Вот и нам пора свою куклу Масленицу из дома во двор отправлять.
Воспитатель берет голик в руки и передает его скоморохам. Те идут к выходу из зала. Дети поют русскую народную песню «Прощай, Масленица» (приложение № 3), провожая гостей и Масленицу до дверей зала.
Воспитатель: Пока Масленицу установят, и нам пора собираться на уличное гулянье. А пока я свой рассказ закончу.
Пятый день Масленицы – пятница – « Тещины вечера». Зятья угощали тещ. А ребятишки, парни, девушки тем временем с гор катались, веселились.
Шестой день Масленицы – суббота – « Золовкины посиделки». Молодые невестки родных со стороны своего мужа встречали, угощали, про житье – бытье разговаривали.
Последний день Масленицы – воскресенье – « Прощеный день». В этот день все прощали друг друга, обиды забывали. А к вечеру сжигали на костре Масленицу и прощались с ней.
Прощай, Масленица!
Пересмешница!
Тырь - тырь, монастырь!
Ты лежи, лежи, старуха,
На осиновых дровах,
Три полена в головах!
Пойдем и мы с ней на улице попрощаемся и напоследок с горок покатаемся.
Все уходят из зала. Одеваются и выходят на улицу, где праздник продолжается со спортивными играми, соревнованиями, катанием на санках, санном поезде, катанием с горок, взятием снежной крепости, метанием снежков, народными играми.
Все игры, соревнования организуют скоморохи и их помощники.
Устанавливается Масленица на небольшом возвышении. Она огораживается, чтобы дети не могли подойти близко. По окончании праздника Масленица сжигается.
Все (поют):
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица,
Ты прощай, прощай,
Наша широкая!..
В этот день на обед обязательно подаются блины.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.