Сценарий праздника «Прощай зима!»
Внеурочное занятие кружка «Творческая мастерская» по теме: «Гуляй, Масленица» проводится в форме праздника, как итоговое занятие по разделу «Традиционные куклы» программы внеурочной деятельности в 5, 6 классах, приуроченное к народному празднику «Масленица».
Аннотация: внеурочное занятие кружка «Творческая мастерская» по теме: «Гуляй, Масленица» проводится в форме праздника, как итоговое занятие по разделу «Традиционные куклы» программы внеурочной деятельности в 5, 6 классах, приуроченое к народному празднику «Масленица». В период занятий второй и третьей четверти учащиеся знакомились с историей происхождения тряпичной куклы, её значением, учились изготавливать куклы – мотанки: обрядовые и обереговые куклы – обереги для дома, приносящие удачу, богатство, изобилие и счастье «Пеленашка», «Ведучка», «Подорожница», «Благодать», игровые куклы. В процессе подготовки мероприятия у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению: они готовят декорации, костюмы, стихи, песни, оформляют творческую выставку, тем самым проявляют свои творческие способности и возможности.
Цель: приобщение учащихся к русской культуре, традициям русского народа.
Задачи: создание условий для:
- воспитания духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса к русской истории и народным традициям;
- формирования интереса к русской кукле как виду народного художественного творчества, знакомство с технологией изготовления русской обереговой куклы «Масленица домашняя»;
- формирования коллектива, активизация культурного досуга учащихся, коммуникативных качеств личности;
- развития творческих способностей учащихся.
Предварительная работа: учащиеся готовят стихи, песни, оформление, выставку своих работ за предыдущий период (рисунки, поделки), чучело Масленица, вместе с родителями готовят блины, выпечку для чаепития.
Оборудование и оформление: мультимедийное оборудование, иллюстративный материал в презентации, костюмы скоморохов, Зимы, Весны, Масленицы, чучело Масленицы; самовар, блины, выпечка, оформление для мероприятия, атрибуты для игр, выставка работ учащихся, инструменты и материалы для практической работы (ножницы, ткань, вата, нитки), плакат с изображением солнца.
Формы организации деятельности детей: во время мероприятия проводятся подвижные игры, практическая работа по изготовлению куклы, беседа, просмотр слайдовой презентации, выступления детей, хороводы, общение за чашкой чая.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Звучит весёлая народная музыка, все присутствующие на мероприятии рассаживаются на свои места. Появляются два скомороха. (Fon_Maslenica_-_1_(iPlayer.fm).mp3)
Скоморох 1.
Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем, Зиму провожаем, Весну закликаем!
Скоморох 2.
Спешите! Спешите!
Подходите все, без стеснения!
Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!
Учитель: Зима скоро заканчивается, а заканчивается она Масленицей. У многих народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особыми празднествами – карнавалами. На это же время приходится и русская Масленая Неделя. Масленица с древнейших времён была одним из самых любимых праздников в народе. Этот праздник не имеет точной даты, но каждый год его отмечают в конце февраля или начале марта, в эти дни провожают зиму и встречают весну.
Скоморох 1.
Будет праздник здесь большой
Встретится Зима с Весной.
Зиму с песнями проводим,
Спляшем с нею в хороводе!
Скоморох 2.
А Весну весельем встретим,
Словом ласковым приветим
Надо зимушку спровадить,
Дружно Масленицу сладить!
(Звучит музыка, входит Зима (Russkaya_narodnaya_-_MASLENICA_(xMusic.me)(2).mp3))
Зима:
Здравствуй, весь народ честной!
День сегодня непростой.
Я пришла проститься с вами!
Долго я была хозяйкой!
Не боялись меня дети,
Не пугал их снег и ветер:
На коньках, на лыжах, санках
В шубах, варежках и шапках
На морозе веселились,
И домой не торопились!
Как могла, я вам служила,
Праздник дивный подарила.
Время быстро пролетело,
Я заметить не успела,
Что закончен мой черед,
Вслед за мной Весна идет!
Скоморох 1.
Погоди, Зима, прощаться
И с народом расставаться.
Ты, видать, обряд забыла:
На Руси законом было
Щедро зиму провожать,
Скоморох 2.
Всех блинами угощать.
И целую неделю Масленицу
Прославлять и величать,
Не грустить и не скучать!
Зима:
Будь по-вашему, друзья!
Сей обычай знаю я.
Символ праздника введите
Масленицу покажите!
Скоморох 1.
Ой, Масленица во двор въезжает!
Широкая во двор въезжает!
Скоморох 2.
А мы, люди, её встречаем!
А мы, добрые, её встречаем!
(Звучит народная музыка. (Russkaya_narodnaya_-_Maslenica-krivoshejka_-_maslenichnaya_(xMusic.me).mp3) Скоморохи несут ряженое чучело Масленицы, ставят его в центре класса, приглашают всех желающих в хоровод вокруг чучела Масленицы.)
II. Практическая часть
Мастер-класс по изготовлению куклы «Домашняя Масленица»
Учитель: На Руси на Масленицу делали куклы двух видов. Мы привыкли к тому, что на народные гуляния изготавливают ростовую куклу из соломы – огромное чучело Масленицы, которое сжигается на ритуальном костре, символизируя переход из одного времени года в другое. Одним из непременных атрибутов Масленицы является Домашняя Кукла Масленица. В отличие от той куклы, Масленица домашняя не сжигается, а хранится весь год, она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище. В старину её сажали на подоконник, чтобы она выглядывала сватов, или на крышу – чтобы встречала молодых. Её ставили в доме на видном месте, чтобы она целый год оберегала усадьбу и хозяев от злых духов. Через год её сжигали или отдавали детям играть, поскольку считалось, что она выполнила свою работу. А вместо старой делали новую куклу. Я предлагаю вам сегодня изготовить такую куклу Масленицу – домашний оберег, приносящий в дом благополучие, здоровье и достаток. (Учитель демонстрирует образец куклы) Всех желающих приглашаю к столу, детям занять свои места для творческой работы, если есть желающие из гостей, можете тоже принять участие, сделав свою куклу или помочь своему ребёнку.
Дети занимают места за столами для практической работы по изготовлению кукол. На столах подготовлены необходимые материалы и инструменты для изготовления куклы для каждого ребёнка: ножницы, нитки, вата или синтепон, веточки-рогатки, лоскуты ткани для изготовления головы, туловища, юбки, косынки, атрибуты Масленицы. Учитель может заранее подготовить для каждого ребёнка атрибуты Масленицы – горшок масла и большой блин-символ солнца (из плотной ткани или сложенной в несколько слоев с петельками по бокам).
Учитель: Кукла Масленица – это домашний оберег, который делают своими руками из лоскутков ткани, соломы, бересты и т.д. Сделанная в добром настроении и с благими помыслами, кукла Масленица принесет в ваш дом семейное благополучие, достаток и здоровье. Существует много способов изготовления куклы Масленицы своими руками. Сегодня мы сделаем одну из самых простых и доступных – Масленицу на палочке своими руками, потом такую куколку можно использовать в играх.
Технология изготовления представлена на слайдах презентации к мероприятию. (Слайды № 3 – 12) Учитель показывает и рассказывает поэтапное изготовление куклы, напоминая о технике безопасной работы с ножницами.
Этапы изготовления (Слайды № 5 – 12):
- Чтобы сделать Масленицу домашнюю, понадобиться веточка-роготка, кончики которой нужно заострить. Полосками пёстрой ткани обматываем веточки – это будут руки.
- Делаем голову. Для этого берём белый лоскутик ткани, кладём в центр кусочек ваты или синтепона. Скручиваем ткань с шариком ваты узелком-воланчиком.
- Помещаем голову между веточек рук. Оборачиваем ветку-туловище концами белой ткани и фиксируем нитками.
- Обматываем верхнюю часть туловища куклы лоскутами той же ткани, что и руки.
- Надеваем на куклу яркую пышную юбку. Можно выполнить юбку уже известным изнаночным (выворотным) способом.
- Повязываем на куклу яркую косынку или платок.
- Добавляем обязательные атрибуты Масленицы: привязываем к поясу горшок масла и цепляем на руки большой блин – символ солнца. Блин сделан из плотной ткани, к нему пришиты петельки, для удобства крепления на руках куклы.
- При желании можно надеть на куклу фартук-передник ( для этого выворотным способом повязываем куколке передник под грудью, расправляем).
- В завершение работы на концы рук куклы можно привязать тесёмку, чтобы получилась кукла на подвеске.
- Кукла готова!
(Во время изготовления куклы фоном может звучать народная музыка (Fon_Maslenica_-_Horovodnaya_Vesyolaya_(iPlayer.fm).mp3)).
III. Основная часть
Учитель: Масленица – один из самых радостных праздников. Главный герой этого праздника – блин. Круглый, румяный, горячий – символ Солнца. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший праздник Масленицы, будет неудачлив весь следующий год. Каждый день Масленицы имеет своё название, а какое, вам сейчас расскажут ребята.
(Выходят по очереди семь учащихся, они рассказывают о праздновании Масленицы, рассказ сопровождается слайдовой презентацией. Слайды № 13 – 21)
1. Первый день Масленицы – «Встреча»
В этот день ребятишки выбегали на улицу и лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой.
Утро, понедельник… Наступает «Встреча»!
Яркие салазки горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят!
Проводится игра «Снежный тир». Игры помогают проводить Скоморохи.
Ход игры: на доску прикрепляется плакат с нарисованными фигурами, задача игроков попасть в какую-нибудь фигуру.
2. Второй день Масленицы — «Заигрыши»
Ребята катались на санях с горки и на лошадях по деревням. А вечером пели, веселились, играли, водили хороводы.
«Заигрыш» беспечный – ВТОРНИКа отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
К Масляной неделе строились первые качели и карусели. Знаменита была Масленица своими кулачными боями.
Проводится игра «Петушки»: участники становятся перед предварительно начерченным кругом. В круг заходит два игрока, и становятся на одну ногу, придерживая другую ногу за пятку рукой. Игрок должен попытаться вытолкнуть плечами соперника за границу круга.
3. Третий день Масленицы — «Лакомки». Среда считается «Лакомкой»
В этот день тещи угощали зятьев блинами. А на гуляньях все пели песни.
Тут среда подходит – «Лакомкой» зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи…
Кулебяки, сырники – все им удается!
Пироги и блинчики – все на стол неси!
Масленица – это время блинов, оладий, сырников, пирогов, пышек – все эти лакомства первыми получали дети.
Проводится игра «Заря»: игроки становятся в круг, держа руки за спиной. У одного из игроков в руках ленточка — «заря». Он ходит за спинами участников и проговаривает:
Заря — зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
Произнося последние слова, игрок с зарей прикасается к плечу одного из игроков. Тот хватает ленту и вместе они разбегаются в разные стороны по кругу. Водящим с зарей станет тот, кому не останется места в кругу. Участников игры предупреждают о том, что пересекать круг нельзя.
4. Четвертый день Масленицы — «Широкий разгул»
Веселье усиливалось, сопровождалось песнями, плясками, частушками, приходили ряженые.
А в четверг – раздольный «Разгуляй» приходит!
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят…
Парни ищут девушек – суженых своих!
Скоморох 1.
Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!
Девочки поют частушки
- Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно! - Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться! - Мы веселые ребята
Мы нигде не пропадем
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем. - Пришла Масленица к нам,
Это значит быть блинам.
Быть любви и быть добру –
Всем раздайте по блину! - Мы частушки пропоем,
Как мы Масленицу ждем,
Как тоскуем по блинам
И по теплым вешним дням. - Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот! - Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы! - Как на Масленой неделе.
Да на стол блины летели!
Все с чугунной сковородки –
Не блины, а самородки! - Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь!
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых, новых встреч! - (Вместе) Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали!
5. Пятый день Масленицы — «Тещины вечерки»
Зять угощает тёщу.
Пятница настала – «Вечера у тёщи»…
Зятья приглашают тёщу на блины!
6. Шестой день Масленицы — Золовкины посиделки
Праздник продолжается, общее веселье…
Славно провожает Зимушку народ!
7. Седьмой день Масленицы — Прощеное воскресенье – Проводы зимы
Когда провожали Масленицу, тот возили чучело в сопровождении ряженых, которое потом сжигали на костре. Пока горел костёр, кричали: «Масленица сгорела, в Ростов полетела!». Костры разводили ближе к сумеркам. Едва раздавались звуки вечернего благовеста, веселье прекращалось.
Воскресенье светлое быстро наступает!
Облегчают душу все в «Прощальный день»!
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, – Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощёное воскресенье было принято дарить друг другу пряники, коврижки, медовики.
IV. Заключительная часть
Скоморох 1. Зазывай, народ, Весну, синеоку и красну!
(Девочки зовут Весну закличкой.)
1. Девочка:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
2. Девочка:
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
3. Девочка:
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
4.Девочка:
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
5. Девочка:
С черной смородиною,
С грушами, с яблочками!
6. Девочка:
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
Звучит музыка. Входит Весна.
Весна:
Здравствуй, милая Зима,
Тебе на смену я пришла.
Зима:
Здравствуй, милая Весна,
Домой на север мне пора.
Прощайте, люди, и простите!
На Зиму зла вы не держите.
Желаю вам добра и света,
И лишь тепла весной и летом!
В свои права, Весна, вступай,
Природой править начинай!
Весна:
Ну-ка Солнце, засияй!
Снег на всей земле растай!
Славный праздник продолжая,
Весь честной народ гуляй!
Скоморох 2.
Гостей, всех близких привечаем!
На чашку чая приглашаем!
С блином румяным, сладким и горячим!
(Все приглашаются на чаепитие (Russkaya_narodnaya_-_Maslenica_(xMusic.me).mp3)).
V. Подведение итогов
Во время проведения чаепития проводится анализ работы. Подведение итогов. Оценка проделанной работы. Самоанализ с детьми «своего» дела.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.