Готовить к ЕГЭ 2019 или учить языку? Развитие умений чтения и письменной речи
Многих преподавателей английского языка волнует вопрос: как связать изучение предмета с подготовкой к ЕГЭ, и возможно ли это? Решение дилеммы представляет кандидат педагогических наук, победитель всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель — 2018» Алексей Коренев.Формирующее оценивание
Говорить об обучении языку в совмещении с подготовкой к экзамену стоит в контексте формирующего оценивания.
Формирующее оценивание:
-
Происходит в процессе обучения.
-
Помогает определить сильные и слабые стороны, потребности и прогресс.
-
Направлено на обучение, то есть в процессе оценивания происходит изменение уровня знаний, навыков и умений.
-
Включает качественную (то есть не только количественную) обратную связь.
-
Уделяет внимание конкретным знаниям, навыкам и умению, а не уровню в целом.
Таким образом реализуется основной принцип современного обучения: assessment for learning (оценка для обучения).
Рассмотрим, как на основе этого принципа развиваются навыки чтения и письменной речи, которые нужны и на экзамене, и в жизни.
Чтение
Чтение предполагает понимание основного содержания текста, понимание структурно-смысловых связей в тексте, полное и точное понимание информации в тексте. Приведем компенсаторные умения из кодификатора ЕГЭ, которые также являются важными оставляющими общей коммуникативной компетенции:
-
Пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании.
-
Прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски).
-
Игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста.
-
Использовать переспрос и словарные замены в процессе речевого общения.
-
Использовать перифраз/толкование, синонимы, эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли.
Упражнения на развитие чтения
Работа c заголовками новостей и историй
Ученик готовит дома подборку новостей из англоязычных СМИ, обрезает заголовки, приносит статьи в класс, чтобы другие ребята сочинили к ним заголовки. Задача учителя на подготовительном этапе — порекомендовать источники, подходящие школьникам по содержанию.
Восстановление текста по частям
Учитель берет текст из учебника, распечатывает его на отдельном листе, разрезает лист на части, раскладывает фрагменты по классу. Задача учеников: собрать целый текст.
«Бегающий диктант»
Дети делятся на пары. Учитель размещает учебный текст на отдаленном месте — например, на двери или отвороте доски. Один ученик из пары бежит к тексту, запоминает фрагмент, возвращается к парте и нашептывает второму ученику ту часть текста, которую он запомнил. Повторяет действие. Каждые пять минут ученики меняются ролями. Это интегрированное задание, развивающее и чтение, и письмо, и память.
Поиск синонимов в тексте
Ученики играют в составителей тестов, придумывая задания к тексту: «Верно — неверно», «В тексте не сказано» и т.д.
«Раскодировка» текстов
Ученики должны дополнить пропущенные слова в учебном тексте.
Тексты из упражнений учебника Rainbow English, которые можно использовать для разных заданий
Rainbow English, 11, p.108
Today you can use your telephone to speak to someone on another continent. Without the cables that (1) ... at the bottom of the ocean, (2)... all the continents, this is impossible. The (3) ... problem that (4) ... in connection with cables was to insulate wire so that electricity does not escape. After many experiments new materials (5) ... that could (6) ... around the cable to insulate it. Then men began to lay cables under water. In 1857 they did the (7) ... thing: they connected the USA and Ireland with a submarine cable. The cable (8) ... several times while being laid. Finally, on August 13, 1858, the (9) ... message crossed the ocean by means of this cable. Thus a new age in communication was born. Rainbow English, 10, p.83 |
Читайте ещё:
- ЕГЭ-2019 по английскому языку. Аудирование. Задание 1
- Критерии оценивания для ЕГЭ-2019 по английскому языку
- Изменения в ЕГЭ-2019 по английскому языку
- Демоверсия ЕГЭ-2019 по английскому языку
- Готовимся к ЕГЭ по английскому языку: задания, рассуждения, варианты ответов
Christmas Presents
When I came downstairs on Christmas morning, I saw that the only presents in my stocking were a stick of deodorant and a «travel dictionary». I guess (1) ... , grown-ups decide you’re too old for toys or anything that’s actually fun. But they still expect you to be all excited (2) ... . Most of my gifts this year were books or clothes. The closest thing to a toy I got was a present from Uncle Charlie.
(3) ... , I didn’t even know what it was supposed to be. It was a big plastic ring with a net. Uncle Charlie explained that it was a «Laundry Hoop» for my bedroom. He said I was supposed to hang the Laundry Hoop on the back of my door and it would make putting away my dirty clothes «fun». At first I thought it was a joke, (4) ... . So I had to explain to him that I don’t actually DO my own laundry. I told him I just throw my dirty clothes on the floor, and Mom picks them up and takes them downstairs to the laundry room. Then (5) ... , everything comes back to me in nice, neat piles.
I told Uncle Charlie he should return the Laundry Hoop and give me cash so I could buy something I could actually USE. That’s when Mom spoke up. She told Uncle Charlie she thought the Laundry Hoop was a GREAT idea. Then she said that from now on I’d be doing my OWN laundry. So basically, it ends up that Uncle Charlie (6) ... .
Письменная речь
Письменная речь предполагает орфографические, лексические и грамматические навыки в коммуникативном контексте. Приведем умения из кодификатора ЕГЭ, связанные с этим направлением, которые подлежат оцениванию:
-
Описывать явления, события, излагать факты, выражая свои суждения и чувства; расспрашивать о новостях и излагать их в письме личного характера.
-
Описывать факты, явления, события, выражать собственное мнение/суждение.
Упражнения на развитие письменной речи
Spelling bee
Игра, основанная на правилах популярного зарубежного детского конкурса. Каждый участник должен правильно произнести слово по буквам. Побеждает тот, кто больше всех произнесет слов. Игру можно организовывать на уровне класса, параллели, школы и т.д.
Написание сообщений, официальных и неофициальных писем друг другу
Ученик вытягивает из шляпы имя адресата-одноклассника и пишет ему послание. Вариация задания: письмо должно быть от имени популярного персонажа.
Ведение блога
Ученик создает пост или видеоролик на заданную тему или о том, что ему интересно.
Процессное письмо
Класс разбивается на группы, учитель задает тему/темы. Ученики в своей группе передают листок по кругу, составляя текст. Каждый последующий участник процесса проверяет написанное до него на ошибки и дополняет текст предложением, выражая не собственную мысль, а развивая идею, высказанную выше. Учитель следит за процессом, дает рекомендации (имитации экзамена быть не должно).
Дебаты
Темы для дебатов из учебника Rainbow English (11, Test yourself, p.49)
-
Education is a continual, lifelong process.
-
There is no absolute answer to every question.
-
Modern school programmes should include a healthy dose of problem solving.
-
A person can succeed in life if they are able to work on the problems for which there is no definite answer.
-
Nowadays you can achieve good result in your career if you work in a team.
-
Everyone should have a gap year before they begin their career.
Так, с формирующим оцениванием и заданиями, которые интересны и детям, и педагогу, развиваются коммуникативные умения, необходимые на ЕГЭ и в повседневном использовании языка.
#ADVERTISING_INSERT#