Статьи
Начальное общее образование
Начальная школа XXI века
Русский язык
ВПР по русскому языку в 4 классе: оценка, контроль, планируемые результаты
ВПР — лишь форма оценивания достижений младших школьников. Это не самоцель, но для всех нас важно, чтобы ученики показали те образовательные результаты, которые определены в действующем стандарте и в примерной основной образовательной программе.
02 марта 2020
На каком основании создаются измерительные материалы для оценки образовательных достижений учеников начальной школы по русскому языку?
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.Раздел II. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».
Пункт 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. 12.1. Русский язык:
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Комментарий: несмотря на то, что с 2009 года мы изучаем этот стандарт, для некоторых педагогов задания по развитию речи в различных мониторинговых исследованиях являются спорными.
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Комментарий: показывает, до какого уровня нужно поднять ребят. Круг заданий в проверочных работах — это не только срез знаний, — это обязательно оценивание умения работать с языковыми единицами, причем не только в стандартных учебных ситуациях.
Ответы на конкретные вопросы мы находим в примерной образовательной программе:
2. Примерная программа начального общего образования. Раздел «Планируемые результаты начального общего образования», предмет «Русский язык».
1. Содержательная линия «Система языка»
- Раздел «Фонетика и графика»
- Раздел «Состав слова (морфемика)»
- Раздел «Лексика»
- Раздел «Морфология»
- Раздел «Синтаксис»
3. Содержательная линия «Развитие речи»
Почему контроль в начальной школе должен быть разноуровневым?
Во ФГОС НОО многократно повторяется идея индивидуального подхода, дифференциации обучения. Если обучение становится многоуровневым, учитывающим индивидуальные особенности, то и оценивание должно помочь увидеть индивидуальные особенности учеников, выделить ребят с высоким уровнем усвоения предметного материала. В стандарте есть указание на необходимость оценки динамики индивидуального развития школьников. Выполнить это непросто, когда дети показывают хороший уровень достижений только на материале базовых заданий.Для качественного оценивания индивидуальных образовательных достижений контрольно-измерительные материалы должны содержать задания разных степеней сложности — базового и повышенного. При этом основанием для создания заданий и того, и другого уровней являются планируемые результаты блоков «Выпускник научится». Целесообразно иногда использовать и задания высокого уровня сложности, построенные на материале планируемых результатов блоков «Выпускник получит возможность научиться». В период подготовки к итоговому контролю также необходимо использовать разноуровневые проверочные работы.
Планируемые результаты
1. Раздел «Фонетика и графика»- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
-
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
-
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
- определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
- находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
- распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы);
5. Раздел «Синтаксис»
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
6. Раздел «Орфография и пунктуация»
- применять правила правописания (в объеме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
7. Раздел «Развитие речи»
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Русский язык. 4 класс. Разноуровневые проверочные работы
Работа педагога на основе результатов выполнения проверочных работ
Важно, чтобы систематическое планирование, которое проводит учитель, было адресным. Если все усвоили планируемый результат, то и нет смысла тратить на него слишком много времени. А если полкласса не усвоили планируемый результат, на нем нужно сделать акцент, чтобы наверстать то, что было упущено в какой-то момент.Раздел содержания | Типичные ошибки | Возможные причины | Успешность работы |
Таблица заполняется на весь класс и отдельно на каждого ученика.
Типичные предметные трудности
1. Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).2. Определять грамматические признаки глагола (время, число, лицо).
3. Выделять предложения с однородными членами.
4. Применять знание орфограмм при письме под диктовку.
5. Составлять план текста.
6. Сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
7. Оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного возраста.
Чтобы минимизировать ошибки и повысить успех учеников, попробуйте ВПР-тренажер по русскому языку на платформе LECTA. Все материалы тренировочных заданий направлены на объективную оценку полученных в ходе обучения знаний, отработку и закрепление необходимых для успешной сдачи навыков. В тренировочном режиме ученики смогут проверить каждое задание отдельно, посмотреть правильный ответ и выполнить упражнение повторно при необходимости.