Как подготовить детей к походу? Безопасное поведение в природной среде
Урбанизация приносит свои плоды, и дети все дальше уходят от природы. Некоторые ребята бывают в лесу лишь летом и не представляют, как вести себя для обеспечения безопасности — своей и окружающих. О том, как подготовить детей к походу, организовать его и избежать экстремальных ситуаций рассказал кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, автор учебников и методических пособий Анатолий Маслов.Обучение поведению в природной среде
Обучение проводится на уроках ОБЖ, однако в идеале это должно быть комплексное образование, при поддержке преподавателей физкультуры, биологии и других учителей. Также можно обратится за помощью к станциям и центрам юных туристов, организовывать на базе школы совместные кружки с домами творчества. В школе можно попрактиковать с учениками упражнение «Лабиринт» с движением по схеме и преодолением препятствий. Сам лабиринт выстраивается в спортивном зале, на спортивной площадке или в него превращается вся школа.
Основные этапы обучения поведению в природной среде
-
Знания, умения, навыки поведения в природной среде в нормальных условиях
-
Организация движения на маршруте: планирование маршрута похода, подготовка одежды и снаряжения, передвижение в составе группы, преодоление естественных препятствий, ориентирование на местности.
-
Организация туристского быта: укладка рюкзака, установка палатки, разведение и поддерживание костра, приготовление пищи на костре.
-
Оказание первой помощи пострадавшему.
-
Знания, умения, навыки поведения в природной среде в экстремальных условиях
-
Организация движения на маршруте: определение направления выхода, преодоление естественных препятствий без специального снаряжения.
-
Ориентирование на местности: определение сторон света, ориентирование по местным предметам и признакам, сохранение направления движения.
-
Организация туристского быта: изготовление укрытий, добывание и сохранение огня, поиск и добыча питания.
-
Оказание первой помощи пострадавшему.
Поведение в походе
Рассмотрим подробнее, как данные темы внедряются в практику. Есть документ, своеобразное методическое пособие по подготовке мероприятия-похода: Приложение 1 к приказу Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г. № 293 «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации». В нем прописаны основные действия, связанные с времяпровождением на природе.
Итак, начнем с подготовки. Дети могут выбрать обычную одежду, в которой они гуляют на улице. Обувь должна быть удобной (лучше рифленой, чтобы исключить скольжение). Нехитрый набор снаряжения: палатки, спальные мешки, костровые принадлежности и принадлежности для приготовления пищи. Учиться ставить палатки лучше на простых «домиках».
Непосредственно в походе педагог должен следить, чтобы группа шла не очень быстро, выдерживая темп самого слабого участника (его ставят вторым, после направляющего ученика, ведущего группу по маршруту). Замыкающий ученик контролирует, чтобы никто не отстал. В случае необходимости замыкающий тормозит группу и предупреждает руководителя, что нужно сделать остановку.
Для походов выходного дня, как правило, не предусмотрены сложные препятствия. Возможно преодоление склонов, подъемов, мелких бродов. Главное для школьников — научиться ориентироваться по маршруту. Направляющий должен соблюдать направление, сличать карту и местность по характерным признакам. Второй ключевой момент: дисциплина. Важно объяснить ученикам, что залогом успешного похода является подчинение своих интересов интересам группы. Так туризм позволяет наглядно продемонстрировать, насколько благополучие всего коллектива зависит от поведения его участников, воспитать чувство ответственности.
Чтобы дети не уставали в походах, нужно делать регулярные привалы. Мнения педагогов по поводу графика расходятся: кто-то строго ориентируется на интервалы в 40-45 минут, кто-то — на наличие удобного места для отдыха. Что касается приготовления пищи, то в однодневном походе возможен простой вариант: взять еду из дома (чай в термосе, бутерброды). Однако даже в однодневном походе можно организовать туристский обед по всем правилам, с крупами, тушенкой и сгущенкой. Конечно, поначалу приготовление пищи дается детям нелегко, ведь большинство не готовят дома. Однако со временем ученики получают нужные умения, усиленно стараясь сделать вкусный обед для себя и других участников группы. Здесь важно, чтобы педагог не делал все за детей, дал им возможность научиться.
Переходим к изучению действий в экстремальных ситуациях. Первоочередная задача в сложных непредвиденных обстоятельствах: выйти к ближайшему населенному пункту. Однако возможны ситуации, когда есть тяжелобольные или когда участники не знают, куда им выходить — тогда группа остается на месте. При движении в направлении выхода группе приходится преодолевать естественные препятствия, ориентироваться по сторонам света и окружающим предметам, вести сложный быт. В некоторых книгах встречаются мифы, сбивающие с толку: например, что стороны света можно определить по кроне деревьев. Важно давать детям только достоверную информацию. Также необходимо донести до детей, что нахождение в экстремальной ситуации — это очень тяжело, поэтому лучше в нее не попадать.
Ошибки, которые приводят к экстремальным ситуациям
Существуют три группы причин экстремальных ситуаций: ошибки руководителя, ошибки участников группы, природные факторы/несчастные случаи.
Причины возникновения экстремальных ситуаций по вине руководителя
-
Недостаточное изучение района и маршрута похода, тактически неграмотное построение маршрута.
-
Слабый контроль за медицинским обследованием участников, их физической и технической подготовкой, психологическим состоянием.
-
Включение в группы участников с недостаточным опытом, изменение состава группы.
-
Слабая материально-техническая подготовка.
-
Разделение группы без четких указаний действий.
-
Изменение маршрута в сторону усложнения.
-
Неверные и нечеткие действия по руководству прохождением сложных участков.
-
Отсутствие контроля за ориентированием на маршруте.
-
Неверная организация движения на маршруте.
Причины возникновения экстремальных ситуаций по вине участников группы
-
Отсутствие дисциплины.
-
Недостаточная физическая, техническая и психологическая подготовка.
-
Самостоятельное выполнение приемов, без контроля руководителя.
-
Конфликт с другими участниками группы.
-
Слабые морально-волевые качества.
-
Неумение оказания первой помощи пострадавшему.
Природные факторы и несчастные случаи
-
Резкие изменения погоды.
-
Камнепады, лавины, сели.
-
Заболевая и травмы участников.
-
Потеря или поломка снаряжения.
-
Утрата продуктов.
Чтобы дети справились с самыми сложными ситуациями, нужно обсуждать с ними факторы выживания на природе. Данных факторов много, они объединяются в следующие группы: природно-средовые, экологические, антропологические, материально-технические, стрессоры, физическое состояние, психическое состояние и аварийный запас. Огромную роль, конечно, играют воля к жизни и практика.
#ADVERTISING_INSERT#