ГИА по обществознанию – 2021: что изменилось?
Как подготовить детей к ГИА по обществознанию 2021 года? Методические рекомендации, лучшие материалы, пособия и советы для проведения тренировочных занятий — от ведущего методиста Центра продвижения ГК «Просвещение» Карины Асмерзаевой.В статье использованы материалы Татьяны Евгеньевны Лесковой — научного сотрудника ФИПИ.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2021 года
Изменения в структуре и содержании КИМ по обществознанию отсутствуют.
Общее количество заданий КИМ осталось неизменным. Количество заданий с кратким ответом в виде одной цифры сокращено с 14 до 13. Добавлено задание 5 с развернутым ответом на анализ визуальной информации. Общий балл увеличен с 35 до 37.
Методические рекомендации на основе анализа ошибок участников ЕГЭ 2020 года
Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания. Она проверяет широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и социальных институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности:
-
часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом;
-
часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.
Структура и содержание КИМ ЕГЭ 2020 г. полностью соответствуют модели КИМ 2019 г. Коррективы коснулись только формулировки условий и критериев оценивания заданий 28 и 29. На основе анализа ответов участников ЕГЭ 2019 г. максимальный балл за выполнение задания 16 был изменен с 2 до 1, что привело к изменению максимального первичного балла за выполнение всей работы с 65 до 64.
Детализация формулировок заданий 28 и 29 не привела к появлению новых требований: ученики получили более четкое представление о том, какие элементы должны присутствовать в ответе на каждое из этих заданий. Так, в задании 28 уточнены требования к количеству подпунктов каждого детализированного пункта плана, поскольку дети продолжают допускать ошибки в этом задании: неправильно трактуют текст задания, либо просто не понимают, что именно требуется.
Также был изменен и бонусный принцип критерия 28.2: «1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла». В формулировке задания 29 были уточнены и конкретизированы требования к типам используемых источников фактической информации.
Динамика результатов ЕГЭ по истории 2020 г. по отношению к результатам 2019 г. и 2018 г.
Минимальный балл, как и в предыдущие годы, составил 42 тестовых / 22 первичных балла. В целом доля участников, не преодолевших минимального балла, в 2020 г. практически осталась неизменной в сравнении с 2019 г. и составила 19,3% (в 2019 г. — 19,8%).
В 2020 г. доля высокобалльников составила 9,7%; таким образом, отмечается некоторый рост, по сравнению с 2019 г. и 2018 г. (соответственно 7,7% и 7,3%). Так, можно говорить об устойчивой тенденции увеличения доли выпускников с результатами в диапазоне 81–100 баллов (в 2017 г. — 4,4%; в 2016 г. — 3,1%).
Положительная динамика, в частности, связана с тем, что структура и содержание КИМ не меняются последние годы. А значит, дети лучше готовятся к экзаменам.
В 2020 г. 100 баллов ЕГЭ по обществознанию получили 437 участников ЕГЭ (0,14%) из 66 субъектов Российской Федерации (в 2019 г. стобалльники были отмечены в 45 регионах).
Независимо от проверяемого содержания выпускники испытывают затруднения:
— в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание 25 по критерию 25.1 — 40,9% выполнения (32%);
— в раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук (задание 23 — 39,4% (27,8%); задание 26 — 30,8% (31,4%));
— в составлении плана ответа по конкретной теме (задание 28 — 28,6% (24,7%) по критерию 28.1 и 10,1% (18,4 %) по критерию 28.23);
— в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения по определенной проблеме (процент выполнения задания 24 по тексту и мини-сочинения по критериям 29.2 и 29.3 соответственно 32,6 (26,0), 26,8 (27,2) и 19,4 (22,5)).
Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию
- Документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2021 г.
- Открытый банк заданий ЕГЭ.
- Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.
- Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2018–2020 гг.).
- Рекомендации, размещенные в «Методической копилке».
- Журнал «Педагогические измерения».
- Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016–2020 гг.).
- Материалы сайта ФИПИ.
Спецификация КИМ ЕГЭ 2021 года по обществознанию
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Распределение заданий по уровням сложности
Нажмите на изображение, чтобы увеличитьПродолжительность ЕГЭ по обществознанию
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:
-
для каждого из заданий №№ 1–3, 10 — 1–4 минуты;
-
для каждого из заданий №№ 4–9, 11–28 — 2–8 минут;
-
для задания № 29 — 45 минут.
«Следите за тем, чтобы дети умели распределять время на выполнение заданий. Иногда, даже хорошо зная материал, ребенок может слишком много времени потратить на выполнение некоторых частей в ущерб другим — и тогда, конечно, о высоких баллах на ЕГЭ не может быть и речи».
Спецификация КИМ ОГЭ 2021 года по обществознанию
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Нажмите на изображение, чтобы увеличить
Распределение заданий по уровням сложности
Нажмите на изображение, чтобы увеличитьДемоверсия ОГЭ 2021 года по обществознанию
Нажмите на изображение, чтобы увеличитьСколько всего ответов ребенок должен указать к заданию № 5? Во-первых, нужно ответить на вопрос — это первый ответ. Во-вторых, привести два правила и пояснить каждое из них — это еще четыре ответа. Значит, всего нужно дать пять ответов. Максимальный балл за это задание — 3.
«ФГОС и вся нормативная база настроены на то, чтобы мы готовили детей к реальной жизни. Это большая проблема государственного уровня. Но специалисты пытаются бороться с ней, в частности, давая жизненно ориентированные задания в ГИА»
Нажмите на изображения, чтобы увеличить |