Проблемы географического образования. Интервью с деканом геофака МГУ Сергеем Добролюбовым
В ноябре прошлого года состоялся Всероссийский съезд учителей географии, на котором обсуждалась «Концепция развития географического образования». Что изменилось за этот год? Как сделать школьный курс географии увлекательным для подростков? Эти и другие вопросы мы задали члену-корреспонденту РАН, зав. кафедрой океанологии и декану географического факультета МГУ Сергею Добролюбову.
По мнению авторов «Концепции развития географического образования», географическое образование находится в состоянии деградации. В чем причина?
– Причины две. Первая состоит в том, что географию в школе перестали считать одним из основных предметов. На географию отводится мало часов, например, 1 час в неделю в 5–6-х классах. И это на первом, начальном этапе изучения предмета, когда у детей формируются ключевые географические понятия: карта, климат, рельеф… В то время как одночасовые курсы неэффективны и не позволяют закрепить знания.
Вторая причина – уровень квалификации педагогов. Зачастую директору невыгодно приглашать преподавателя географии, поэтому этот предмет в школе ведут непрофильные учителя – историки, физики, биологи. А география, вообще говоря, предмет сложный, и человеку, не получившему специальное образование, вести его очень непросто.
В результате перечисленных факторов система географического образования неизбежно деградирует. При этом в обществе не чувствуется запроса на более глубокое изучение географии, и, соответственно, директора школ улавливают этот, как теперь принято говорить, message.
И у школьников невольно формируется отношение к географии как к предмету второстепенному, второсортному, который не обязательно учить, поскольку она входит в число предметов по выбору. Только ЕГЭ по географии сдают лишь 3% выпускников, а ЕГЭ по обществознанию – больше половины.
Однако в концепции предусмотрено введение вступительного экзамена по географии при приеме на направления «Экономика», «Туризм», «Международные отношения» и другие.
– Я бы к этому списку добавил еще факультеты журналистики. Например, у нас сейчас на журфаке МГУ читают курс географии. Это необходимо для понимания страноведческих проблем, размещения природных ресурсов, источников загрязнения, причин природных опасностей, глобальных изменений климата.
Что касается концепции, то она до сих пор только рекомендована к исполнению, хотя ее основные положения были упомянуты в выступлении Президента РФ В. В. Путина в апреле 2017 года. Идет борьба в министерстве и в профессиональных кругах.
А как неоднократно в своих выступлениях подчеркивал президент географического факультета МГУ Николай Касимов, география наравне с историей и литературой формирует мировоззрение гражданина страны. Но если престиж и значимость истории и литературы поднимают на государственном уровне, то география пока в невыгодном положении.
Реально ли увеличить количество часов на изучение предмета?
– Было бы неплохо, но где взять время в плотном школьном расписании? Например, нельзя не учитывать требования к изучению национальных языков в республиках.
Есть и другой путь, который представляется мне весьма целесообразным, – уйти от узкопредметного обучения к интегрированному. Тем более что география предоставляет для этого колоссальные возможности: она связана с историей, физикой, экологией.
Следует ли менять структуру и содержание курса географии в школе?
– На мой взгляд, не хватает заключительного, обобщающего курса по географии в старших классах. В 7-м классе, когда ученик изучает географию материков, он еще многого не знает – физики, химии, биологии, а в 10–11-х классах можно было бы преподавать этот курс на новом уровне уже приобретенных знаний.
Как сделать географию интересной для подростков? Уделять больше внимания практике, проектной деятельности, экспедициям и походам?
– Да, все это очень важно. Такие занятия в школе должны проводиться обязательно. Очень многое лучше усваивается в природных условиях: проблемы экологии, состояние водоемов. Можно проверить в школьной лаборатории химический состав снега, дождевой воды.
Необходимо максимально использовать и ресурсы внешкольной деятельности. Например, при МГУ есть Школа юного географа, которая действует уже более 60 лет. Половина руководителей факультета, включая меня, окончила эту школу. Благодаря этому мы осознанно выбирали свою специальность. Дистанционные технологии обучения расширяют доступ к таким занятиям для детей, живущих далеко за пределами МКАД.
Много интересных акций проводит Русское географическое общество, в том числе ежегодные фестивали в дни ноябрьских школьных каникул в Центральном доме художника, на это мероприятие учителя приводят группы школьников. Большое значение для популяризации науки имеет Всероссийский географический диктант, его центральной площадкой второй год подряд выбран МГУ с участием президента РГО Сергея Шойгу.
Но все же интерес к предмету способны пробудить только учителя-энтузиасты, а их, к сожалению, не так много среди преподавателей географии. Очень важно, чтобы в педвузы приходили заинтересованные молодые люди. И классические университеты могли бы решать задачу подготовки педагогических кадров, но сейчас выпускников таких вузов сразу в школу не возьмут. Если раньше выпускники классических университетов, включая МГУ, свободно шли в школы преподавать профильные предметы, то теперь им надо оканчивать либо педагогическую магистратуру, либо дополнительный факультативный модуль по педагогике и психологии. К сожалению, конкурсы в педвузы на географические факультеты не очень большие, поэтому и отбор идет не из самых лучших.
Как поступить на географический факультет МГУ?
– У нас конкурс составляет 4–5 человек на место. К сожалению, с введением ЕГЭ общий уровень эрудиции абитуриентов понижается. Их натаскивают на ЕГЭ. Они слабо владеют письменной и устной речью.
В то же время велика роль олимпиад для отбора абитуриентов: мы принимаем в МГУ как по результатам наших олимпиад («Покори Воробьевы горы», «Ломоносов»), так и региональных олимпиад первого и второго уровней. Победители олимпиад занимают у нас до 50% бюджетных мест. Победители всероссийских и тем более международных олимпиад зачисляются на 1-й курс без экзаменов. Практика показывает, что олимпиадные студенты – самые лучшие.
Но есть одна социальная проблема: у нас сократилось число абитуриентов из отдаленных регионов. Эффект ЕГЭ, о котором так много говорят, не отразился на академической мобильности. Родители боятся отпускать своих детей в столицу, где жизнь дорогая и небезопасная.
Кроме того, в регионах – и это положительный факт – сейчас действуют крупные федеральные университеты: в Красноярске, Владивостоке, Ростове, Калининграде, других городах. Местные власти делают все возможное, чтобы привлечь лучших выпускников в такие центры, поскольку есть статистика, например, по Мурманской области, согласно которой лишь 3% молодых людей, уехавших на обучение в Москву и Санкт-Петербург, возвращаются на малую родину. Поэтому в МГУ повышается доля абитуриентов из Центрального региона.
Где работают выпускники вашего факультета?
– Мода на профессии приходит и уходит. 15–20 лет назад все хотели быть экономистами и юристами, поэтому большинство поступали на экономическую географию зарубежных стран, надеясь трудоустроиться в международные фирмы. Есть прикладные аспекты географических наук, которые пользуются у студентов повышенным спросом, – это картография и геоинформатика, гидрология, ряд других.
Нужны специалисты по окружающей среде, по Арктике. Летом наши студенты нарасхват: разные компании берут их для проведения экологических изысканий при разработке в зоне вечной мерзлоты и в прибрежных районах морей нефти и газа.
К сожалению, у нас нет системы госзаказа на выпускников и прогноза на специальности, которые будут востребованы в ближайшем будущем. Министерство образования и науки за это не берется, и это самая большая проблема в высшем образовании. Хотя, конечно, в эпоху столь стремительных перемен даже краткосрочные прогнозы строить сложно.
В наше время главное не знания, а компетенции, переучиться с учетом требований конкретной специальности для данного этапа развития экономики и технологий можно всегда.
Преимущество классического университетского образования как раз в том и состоит, что оно дает широкую базу, широкий спектр знаний и компетенций, которые позволяют человеку выбрать то, что ему интересно и важно.
На ОГЭ и ЕГЭ по географии выпускникам с трудом даются задания, связанные с картами. В чем причина проблем?
– Активная работа с картами происходит на первом этапе изучения географии, в 5–6-х классах, потом этому уделяется меньше внимания. Иногда задания на ГИА бывают слишком сложными, что вызывает отторжение у школьников. Например, на вступительных экзаменах на геофак МГУ, где большие конкурсы, сложные задания закономерны, а для ЕГЭ можно было бы разработать задания попроще.
Сейчас в школах используются как печатные, так и интерактивные карты. Надо ли полностью перейти на интерактивные?
– Мы пока не готовы полностью перейти на мультимедийные карты. Для этого у каждого школьника должен быть планшет большого размера, который не родители ему покупают, а выдает школа. Печатные атласы, несомненно, тоже нужны. Их надо уметь читать и извлекать из них полезную информацию.
Приведет ли реализация концепции к достижению заявленных в ней целей и результатов?
– Не все целевые показатели, указанные в концепции, реализуемы. Например, удвоение числа абитуриентов на географических специальностях вузов до 2021 года. Достичь этого показателя нам не удастся – у нас продолжается демографическая яма. Из года в год уменьшается количество выпускников школ, следовательно, число абитуриентов мы увеличить не сможем.
Сокращается и количество географических факультетов в вузах – их объединяют с другими, близкими по профилю. Сложновыполнимыми можно назвать и пожелания авторов концепции по увеличению среднего балла ЕГЭ по географии и всероссийских географических диктантов (тестирований) на 20% к 2023 году.
Рост количества кружков, клубов и секций географической направленности в России на 30% к 2021 году возможен в том числе за счет региональных отделений Русского географического общества. Богатые регионы могли бы тоже найти средства на эти цели.