Зачем, чему и как учить в XXI веке: по следам вебинара с Павлом Лукшей
В этом году Россия впервые принимала у себя международную образовательную конференцию GELP (глобальное партнерство лидеров образования). Все образовательные успехи Финляндии, Сингапура, Южной Кореи, Канады – во много заслуга экспертов GELP. Теперь, когда в это сообщество вошла и Россия, отечественные эксперты имеют возможность перенимать их опыт, участвовать в совместном поиске оптимальных решений.В этом году Россия впервые принимала у себя международную образовательную конференцию GELP (глобальное партнерство лидеров образования). Все образовательные успехи Финляндии, Сингапура, Южной Кореи, Канады – во много заслуга экспертов GELP. Теперь, когда в это сообщество вошла и Россия, отечественные эксперты имеют возможность перенимать их опыт, участвовать в совместном поиске оптимальных решений.
«Сложный человек» и «сложный мир»
Чтобы понять, что такое «сложный мир», для которого мы учим детей, достаточно перечислить общие тренды современности:
-
постоянные, непрерывные и интенсивные изменения во всех сферах, от быта до высоких технологий;
-
цивилизация, входящая в стадию цифрового общества;
-
автоматизация различных видов деятельности человека, включая рутинный интеллектуальный труд. Иными словами, мы больше не можем быть уверены, что врача, бухгалтера, менеджера завтра не заменит эффективный автомат;
-
глобальная турбулентность, экологическая нестабильность, риск катастрофы, угроза глобальной войны,
-
жизнь в условиях сложного, неопределенного, расплывчатого мира.
Соответственно, мы уже не имеем права «застревать» в традициях и привычных формах, повторять заученные схемы и «консервироваться» на опыте, который сейчас кажется удачным. В этом сложном мире сможет комфортно себя чувствовать только сложный человек, а именно такой, который умеет справляться с разными, даже самыми непредсказуемыми жизненными ситуациями, и обладать четкой системой ценностей, которые позволят ему управлять своей жизнью и принимать решения.
Что предлагают международные и российские эксперты?
Согласно модели Организации экономически развитых стран (ОЭСР) до 2030 года, современные ученики должны освоить три основных типа компетенций: способность к самостоятельным действиям, умение взаимодействовать с разнообразными группами людей, а также – быстро овладевать различными инструментами, в том числе языковыми системами. Эти задачи могут решать различные образовательные программы, но все они должны соответствовать общему курсу.
Актуальное понимание компетенции. Компетенция в новом понимании – это целостный образовательный опыт, который включает и ценности, и знания, и навыки, и даже личные качества и характер человека.
Переориентация на учащегося. Предметный подход в новой системе образования уже не будет актуален: теперь важна способность человека жить в мире, преобразовывать и совершенствовать его, самостоятельно решать неожиданные сложные задачи.
Надо сказать, что модель, представленная на конференции экспертами НИУ ВШЭ, во многом созвучна ОЭСР. Наши соотечественники делают акценты на три основных задачи образования: развитие мышления и умения решать проблемы, навык взаимодействия с другими, а также умение управлять собой, обучаться и осваивать новое.
Актуальное понимание грамотности. Грамотность в той или иной области – это своего рода нижний порог, который позволит человеку войти в мир. Это не только умения читать, писать, считать, искать информацию, на определенном уровне управлять данными, но и экономическая грамотность, здоровый образ жизни, представления о работе социальных систем, экологическое сознание.
К чему готовить свое сознание?
-
Префигуративная культура. Пора привыкнуть к тому, что ни у кого нет с ходу точного и верного ответа. В какой-то момент взрослым придется учиться у детей.
-
В центре всего – личность. Раньше образование удовлетворяло потребности государства, бизнеса и других больших систем. Теперь никому не нужны хорошие «солдаты». Поэтому, нам важно перейти к человекоцентрированному образованию.
-
Не знания, а качества. Нет смысла просто загружать в человека знания – они все равно быстро устареют. Важнее сформировать личность учащегося. Для «сложного человека» важнее всего множественная мотивация, внутренняя психологическая устойчивость, вкус к риску и неопределенности, открытость для общества и познания себя. Именно этому нам и нужно учить.
-
Все не навсегда. Картина мира у наших учеников будет неоднократно меняться в течение всей жизни, и это вполне естественно. Не пытайтесь научить «раз и навсегда», лучше подготовьте к тому, что информация должна перепроверяться, уточняться. способность к непрерывному синтезу.
Как переходить к новой системе образования?
-
Изменение модели оценки. Никакие новые практики не сработают, если в конце концов тебе за нее по старинке будут давать оценку за чистое воспроизводство знаний. Наша система оценки негибкая, в ней с 1950-х годов не происходило серьезных изменений. Оценка должна помогать ребенку осваивать дальше себя и жизнь, это живая и гибкая обратная связь, а не приговор и не уравнивающая всех шкала.
-
Работа со всеми детьми как с одаренными. Одаренных детей у нас умеют опекать: для них есть индивидуальные маршруты, наставники, им бросают вызовы, предлагают развиваться в собственном темпе. Почему бы не перенести опыт этой системы на других детей? Пора начать пробуждать во всех детях уникальность! По мнению эксперта, не один, а как минимум двадцать процентов всех наших учащихся смогут тогда раскрыть в себе новый потенциал.
-
Ученическая самостоятельность. Важно, чтобы на уроках ребенок смог заявить свои права, потребности, проявить лидерские качества, взять на себя ответственность. Эту инициативу следует начинать с масштабов класса и постепенно подниматься все выше, до уровня города или даже выше.
-
Новая роль учителя. Если верить опросам, наши дети хотят от учителя уважения, перехода скорее к дружеским отношениям, чем к иерархическим. Скорее всего, в ближайшем будущем учителю нужно будет перейти к горизонтальной системе отношений, стать модератором, навигатором, а не нависающим сверху непререкаемым авторитетом.
-
Образовательная экосистема. Как и в природе, она не диктуется сверху, а возникает через взаимодействие участников процесса. Не только класс и уроки, но и кружки, клубы, дворы, образовательные онлайн-платформы, мобильные приложения – все это наш ресурс, вопрос только в том, чтобы адекватно включить все это в единую систему.
-
Школа – открытая система. В процессе преобразования школьной системы должны в той или иной мере участвовать все – работодатели, государство, педагогическое сообщество, специализированные фонды, бизнес и, конечно, родители.
Какие практические изменения нужны школе? Ответы на вопросы учителей
Школьная администрация. Потребуется сдвиг в мышлении руководства: в сложном мире не получится действовать по шаблону, оптимальное решение придется вырабатывать. Пора дать больше свободы всем – учителям, ученикам, уменьшить административный контроль.
Экономика. В конечном итоге, образование – это ключевой элемент развития региона. Не нужно оставлять школу на откуп государству, нужно вовлекать все типы игроков, включая социально ответственных инвесторов. Крупные стратегические корпорации заинтересованы в том, чтобы к ним приходили работать те самые «сложные люди».
Специализация школ. Да, не так давно статус спецшкол был упразднен, но нам все равно нужно будет двигаться в сторону усложнения и специализации. Но все это – постепенно.
ЕГЭ. В свое время он решил ряд задач – управленческих, но не стратегических. Теперь мы можем смело говорить, что эта форма оценки образовательных результатов устарела, и что-то обязательно должно прийти ей на смену.
Готовность людей. Совершенно точно, что со стороны детей, семей, общества есть запрос на новую систему образования. Насколько массовой может стать эта система – вопрос открытый. Если бы мы все отбросили недоверие, цинизм, поверили в то, что таким образом учить детей возможно – так захотели бы учиться очень и очень многие.
Александра Чканикова