Фосфор. Химия. 9 класс. Конспект урока
Автор материала: Еремина Ирина Александровна, МОУ СОШ № 7 города Ярославля
Химия, УМК О.С.Габриелян, 9 класс
Фосфор – элемент 5А - группы
Тип урока – изучение нового материала
Цели:
- образовательные – изучить сведения о фосфоре, его свойства, значение, применение;
- воспитательные – забота о своем здоровье, умение работать в группе, укрепление метапредметных связей;
- развивающие – развитие познавательного интереса к предмету, самостоятельно находить информацию в различных источниках, сравнивать, делать вывод.
Задачи
- познакомить учащихся природными соединениями фосфора,
- рассмотреть физические и химические свойства фосфора,
- повторить и углубить знания об аллотропии,
- охарактеризовать практическое применение фосфора и его значение.
Ход урока
План урока:
- нахождение в природе.
- получение.
- аллотропия.
- химические свойства.
- применение.
Фосфор – один из распространенных элементов в земной коре. В свободном виде в природе фосфор не встречается из-за высокой химической активности. В связанном виде он входит в состав примерно 200 минералов. Одним из главных фосфоросодержащих веществ является – ортофосфат кальция. Основными источниками фосфора являются апатиты и фосфориты. Крупнейшие залежи апатитов в мире находятся вблизи города Киров на Кольском полуострове.
Кроме того фосфор входит в состав белковых веществ в виде различных соединений и содержится в мышцах, нервных клетках, мозговых клетках. Например, организм человека содержит приблизительно 1,5 кг фосфора, преимущественно в костной ткани.
Запись в тетрадь: нахождение фосфора в природе:
- минералы- фосфориты и апатиты, содержащие ортофосфат кальция;
- белковые вещества( мышцы, костные клетки, нервные клетки, мозговые клетки).
Теперь мы с вами должны выяснить как же получают фосфор в промышленности?
Фосфор получают главным образом из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрических печах без доступа воздуха при температуре 1500 градусов в присутствии оксида кремния (I V) – речной песок и угля ( С).
Уравнение реакции:
Ca3(PO4)2+ 5C + 3SiO2= 3CaSiO3 + 2P + 5CO
При этой реакции пары фосфора сгущают и улавливают в приемнике с водой.
Аллотропия.
Давайте вспомним что такое аллотропия?
Аллотропия – это явление, при котором один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ.
А что такое аллотропные видоизменения?
Простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными видоизменениями этого элемента. Вспомните у каких ранее изученных элементов мы встречали аллотропные модификации?
Ответ - сера, кислород.
Кто может назвать видоизменения этих химических элементов?
Кислород – озон, сера – кристаллическая, ромбическая, пластическая.
У фосфора тоже есть аллотропные видоизменения.
Белый | Красный | Черный |
Р4- молекулярное строение, молекулы имеют форму трехгранной пирамиды. Активен, ядовит. На воздухе самовоспламеняется. Хранят под водой. | порошок краснобурого цвета, не ядовит, устойчив, на воздухе не окисляется. Атомная кристаллическая решетка. Получают нагреванием белого фосфора. | атомная кристаллическая решетка, устойчив к нагреванию является полупроводником. Внешне похож на графит, получают при длительном нагревании белого фосфора. |
При определенных условиях виды фосфора могут переходить один в другой, то есть друг в друга.
Химические свойства фосфора.
Фосфор реагирует:
- с кислородом 4Р + 5О2 = 2Р2О5 (дома записать ОВР).
- с водородом , образуется фосфин – ядовитый газ. 2Р + 3Н2 = 2РH3 ( дома записать ОВР).
- с металлами ( например кальций) , образуя соли – фосфиды. 2 P + 3 Ca = Ca3P2 (дома записать ОВР).
Запись ОВР – дополнительные результаты обучения для сильных учеников.
Ребята расставьте степени окисления фосфора в записанных уравнениях.
Какой вывод Вы можете сделать о свойствах проявляемых фосфором в окислительно-восстановительных реакциях?
Учащиеся сами делают вывод : при взаимодействии с кислородом фосфор является восстановителем, а при взаимодействии с водородом и металлами – окислитель.
Применение фосфора.
Красный фосфор применяется для производства спичек. Белый фосфор широкого применения не имеет. Обычно его используют для образования дымовых завес. Черный применяется очень редко.
ИТОГ по уроку: (делают учащиеся) соответствует цели урока : познакомились с природными соединениями фосфора , физическими и химическими свойствами , повторили явление аллотропии, узнали практическое значение фосфора.
Дополнительное задание для желающих – подготовка сообщений об аллотропных модификациях фосфора с использованием различных источников информации.