Сценарий праздника «Масленица к нам пришла, блинов и маслица принесла»
Материал содержит сценарий и рекомендации к проведению фольклорного праздника "Широкая Масленица" для учащихся среднего звена.
Цель мероприятия: активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, воспитание уважения к ценностям народно-культурного наследия и изучения местных народных традиций, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения
Задачи мероприятия: включение учащихся в разнообразные виды деятельности: творческую, практическую, организаторскую, спортивную, коммуникативную; создание условий для всестороннего развития личности; создание условий для проявления нравственных переживаний
Формы организации деятельности детей: фольклорный праздник
При подготовке к проведению фольклорного праздника “Масленица” нам необходимо провести:
Подготовительный этап:
- Сбор материала о “Масленице” (игры, песни, частушки)
- Составление сценария
- Зарисовка эскизов костюмов и оформления
- Составление плана проектных этапов
Деятельностный этап:
- Обсуждение собранного материала, распределение и утверждение ответственных различных этапов фольклорного праздника
- Работа над сценарием.
- Проведение репетиций.
- Изготовление костюмов “Масленицы”, «коня», вожатого и медведя, скоморохов, ряженых, ведущих; детьми готовятся маски козлов, шапочки с гребнями петухов, в которых обряжались ряженые (Фотоприложение к сценарию)
- Подготовка экспозиций для школьной ярмарки: группы детей, классы получают задание по совместному изготовлению угощений (блины, сбитень, пироги, пряники и др.); исполнению закличек, частушек и др.; изготовлению фольклорных костюмов; презентации получившегося проектного задания
- Подготовка призов на конкурсы
- Оформление школьной спортивной площадки: инициативная группа оформляет площадку перед школой цветными флажками, лентами, лепит снежную крепость, оформляет сцену, готовит чучело Масленицы, колесо –символ солнца
- Инициативная группа детей берет на себя ответственность за проведение фото и видео-съемки
Ход мероприятия
Место проведения: площадка перед школьным зданием (заранее оформленная)
Классы, группы детей заранее выстраиваются по периметру площадки, изображая веселую ярмарку; каждая группа демонстрирует отдельную экспозицию. Дети «покупают» за «монетки» («монетки» модно придумать и раздать участникам заранее) друг у друга понравившийся товар. При этом не имеют право «купить» его у себя. По итогам праздника выбирается лучшая экспозиция, организаторам которой вручаются памятный приз. Победители определяются по количеству заработанных «монеток».
Ярмарка на некоторое время прекращает свою бурную деятельность, дети становятся участниками фольклорного праздника, организуясь в команды. Цель команд-принять участие в различных конкурсах, играх, соревнованиях.
Звучит веселая музыка. Появляются скоморохи.
1-й скоморох |
Э-ге-гей! Собирайся, народ! |
2-й скоморох |
Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех! |
3-й скоморох |
Силу и ловкость проявите здесь, |
4-й скоморох |
Ждут вас игры, забавы и шутки, |
Все вместе |
/Хором/ |
Выходят ведущие в стилизованных народных костюмах. |
|
Ведущая 1 |
Эй, господа! Пожалуйте сюда! |
1-й скоморох |
Внимание! Внимание! |
2-й скоморох |
Собирайся, честной народ, в гости к нам праздник идет! |
Все вместе |
Песни пой и пляши, веселись от души! |
Танцевальный номер в исполнении фольклорного коллектива. |
|
Ведущая 2 |
Дорогие ребята! Сегодня мы открываем прекрасный русский праздник – Масленицу. |
Ведущая 1 |
О нем в народе говорили: «не житье, а масленица», «Масленица – объедуха, деньгами прибируха», «Не все коту масленица», «Без блинов не маслена», «хоть с себя все заложи – а масленицу проводи». |
Ведущая 2 |
Праздновали ее целую неделю с песнями, плясками, играми и угощениями. Деревня к деревне в гости ехали показать себя. |
Ведущая 1 |
Первый день – понедельник – так и называется ВСРЕЧА. А не встретить ли нам Масленицу? |
Ведущая 2 |
Душа ль ты моя, Масленица, |
Ведущая 1 |
А ну-ка, скоморохи, попробуйте покричать вы! |
1-й скоморох |
Мы ходили, мы искали свет Масленку, |
2-й скоморох |
И нигде не встречалась нам – спряталась. |
1-й скоморох |
А вы, ребята, не видали ее? Вам она не встречалась? Давайте вместе поищем. |
/Сначала ищут у себя по карманам, затем – среди ребят. Веселят, щекочут детей./ |
|
1-й скоморох |
Давайте позовем! |
Все вместе |
Покажись нам, о, дева прекрасная, |
/Появляется «пышная» процессия: Ряженые выносят колесо-символ солнца на Руси, танцуют в хороводе; скоморохи и другие ряженые везут Масленицу «на санях», в которые запряжен конь. Коня изображают два человека, покрытые попоной, хвост – из веревок. Голову коня держит один из тех, кто ее изображает. Он поворачивает ее то влево, то вправо и громко «ржет». При этом ученики, изображающие коня пританцовывают ногами, «Бьют копытами». Вся процессия пританцовывает. Пока едет Масленица, звучит песня в исполнении фольклорного колектива/ |
|
Ведущая 2 |
Здравствуй, здравствуй, Масленица, Масленица, свет Агафьюшка! |
Ведущая 1 |
Как у нашей Масленицы да волосы шелковые, в косе лента трехфунтовая, на ногах сапожки алые. Сарафан на ней парчовый, золотом – серебром шитый. На головушке – платочек синенький. Слава тебе, Масленица! |
/Процессия доезжает до того места, где стоят ведущие, ряженые удаляются, а Масленица вступает в диалог с ряжеными./ |
|
1-й скоморох |
О, какая красивая выплыла |
Масленица |
Чтоб не сглазили, эх, непонятливый, |
2-й скоморох |
Хоть я весь белый свет обойду, |
/Заглядывает под платок, покрывающий голову Масленицы./ |
|
Масленица |
/Срывает платок./
А уж коли такое случится, |
/Масленица удаляется в снежный городок./ |
|
Ведущая 1 |
Вот и встретили Масленицу в понедельник. |
Ведущая 2 |
Наступил вторник. Он назывался ЗАИГРЫШ. Ни свет, ни заря ряженые собирались по дворам ходить, представления давать, да игры играть. |
/Начинается представление. На площадку выходит вожатый, у него на поясе привязан барабан, на голове – шляпа. Вожатый выводит на площадку «медведя». В одной руке у поводыря – веревка, за которую привязан медведь, в другой – палка./ |
|
Вожатый |
Ну–ка, Михаил Потапыч, поворачивайся! Привстань, приподнимись, на цыпочках пройдись: поразломай-ко свои старые косточки. Вишь, народ собрался подивиться да твоим заморским потешкам поучиться. |
/По приказу хозяина «медведь» поднимается на дыбы, кланяется на четыре стороны, при этом опускаясь на передние лапы./ |
|
Вожатый |
С праздником, добрые люди, поздравляем! |
/Приговаривает вожатый при каждом новом поклоне медведя и, наконец, сам снимает шляпу и низко кланяется./ |
|
Вожатый |
Ну-ко, Миша, попляши, |
/Вожатый начинает выбивать дробь на барабане, дергает медведя за веревку – «Медведь» бесится, рычит, вытягивается во весь рост и кружится на задних лапах около хозяина («танцует»). Песенка заканчивается. Хозяин выкрикивает во весь голос./ |
|
Вожатый |
Покажи, Михайло Потапыч, как красны девицы и добры молодцы нашей школы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются, на дискотеку собираются. |
/Медведь садится на землю, трет одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш./ |
|
Вожатый |
А ну-ка, Михайло Потапыч, как ученики на уроки не спеша бредут? |
/Медведь едва перебирает лапу за лапой./ |
|
Вожатый |
А как, Михайло Потапыч, ученики после уроков домой бегут? |
/Медведь принимается шагать бегом в сторону./ |
|
Вожатый |
А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руку сожгла да от дров угорела? |
/Медведь лижет себе лапу, мотает головой, охает./ |
|
Вожатые |
А как старые старухи в бане парятся, на полке валяются? |
/Миша падает на спину и машет в воздухе лапами./ |
|
Вожатый |
Приободрись же, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре ветра да поблагодари за почет, за гляденье, – может, и на твою сиротскую долю кроха выпадет. |
/Медведь хватает с головы хозяина шляпу, надевает ее себе на голову, снимает шляпу и, ухватив ее лапами, идет, по приказу хозяина, за сборами. После того, как вожатый с медведем обошли весь круг, они удаляются./ |
|
Ведущая 1 |
Четвертый день Масленицы назывался ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛ. В этот день славилось возрождение солнечных дней. Устраивались катание на лошадях, на горках, проводились соревнования. Давайте и мы с вами вместе посоревнуемся. |
Ведущая 2 |
Широкая Масленица, мы тобой хвалимся, |
/Начинаются аттракционы. Участвуют команды 5 – 6 классов, каждая из которых состоит из 6 человек. Обязательны: название команды, девиз, эмблема. Действие начинается с представления команд: капитаны выходят к ведущим и презентуют публике свою команду. Скоморохи помогают командам при проведении конкурсной программы./ |
|
1. Эстафета «Бег в мешках или (валенках)»
Вот еще одна забава, 2. Эстафета «Бег на трех ногах». (Бег со связанными ногами в парах)Скоморохи предварительно связывают всем участникам команды ноги. 3. Эстафета. «Перенос шарика в ложке, держа ее во рту»4. Состязание «Самый сильный»Вызывается поочередно по одному участнику команды. Побеждает та команда, чей участник больше всего поднимет гирю. 5. Соревнование «Самый меткий»Каждому участнику команд дается по две попытки. Необходимо попасть «бумажным снежком» или мячиком в «корзину». Побеждает та команда, участники которой наберут наибольшее количество очков по итогам конкурса. 6. Эстафета на метлах
Погляди забаву эту – 7. Эстафета на санкахКоманда делится на три пары: один человек – возница, другой – ездок. На сидящего в санках необходимо надеть варежки, шапку шарф, усадить на санки, довезти до финиша и обратно. Передается эстафета аналогично. Побеждает та команда, которая быстро и безошибочно справится с заданием. 8. Частушечный марафонПо очереди команды припевают частушку, пританцовывая и приплясывая. Выбывает та команда, у которой кончатся частушки. Ведущая объявляет команду-победительницу, которой вручается сладкий приз. |
|
Ведущая 1 |
Вот и закончился четверг. В пятницу были ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРА. И не зятья ходили на блины, как теперь, а наоборот: тещи – к зятьям. |
Ведущая 2 |
Ну, а в субботу – ЗАЛОВКИНА ПОСИДЕЛКИ. Молодые невестки принимали гостей со стороны мужа. Что говорить: мир да лад не всегда между бабами царил. А тут праздник как бы давал предлог: сойтись душами, поговорить о житье-бытье. Вот так и было: днем гостей принимали, а потом в игры играли. |
Игра «Невод»Игра происходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыбок», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» – не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определиться игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой. Ведущие производят награждение самой проворной «рыбки». Игра «Черти в Аду»На снегу чертятся две параллельные линии на расстоянии 2 метров, и называется это пространство «Адом». Внутри него бегают 2 ведущих, взявшись за руки. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и перебегают через него. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями. Считалки:
Я куплю себе дуду |
|
Ведущая 1 |
Последний день Масленицы – прощание с нею. Назывался он ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ или ЦЕЛОВАЛЬНИК. В этот день люди прощали друг друга. Горькое и досадное с души снимали. А ввечеру зажигали Масленицу. |
Ведущая 2 |
Ведь в соломе таилась бурная сила жизни растительности, которую люди желали передать полям на благо себе. А завершалось прощание низким поклоном и целованием. |
Ведущая 1 |
Не покоримся же снежной земле, возьмем приступом снежную крепость. |
/От каждого класса приглашается по два человека, из которых формируется две команды. Жеребьевка атакующих и обороняющихся команд проводится с помощью перетягивания каната. Победившая сторона атакует, проигравшая – обороняется. Правила: снежков не кидать, ударов противнику не наносить. Разрешается только толкать противника и тянуть их со стен. Дается команда: «на приступ!» Гремят барабаны. Сражение прекращается после того, как Масленица оказывается «в плену». Нападающие передают Масленицу в руки скоморохов./ /1 и 2 скоморохи разжигают костер, сложенный заранее./ |
|
3-й скоморох |
Спасибо тебе, Масленица, за снега пуховые, за морозы трескучие, за игры веселые, за забавы добрые. Слава, тебе, Масленица! |
4-й скоморох |
Враждуют вечно лед и пламень, |
3-й скоморох |
Ведь все свои имеет сроки, |
Все вместе |
Прощай, Зима, прощай, Зима! |
/Скоморохи выбрасывают чучело Масленицы в костер. Все участники берутся за руки, кланяются Масленице три раза, троекратно целуют друг друга. / |
|
Ведущая |
А теперь позвольте отдать вам почтение, благодарить за посещение. Приходите в другой раз. |
Ведущая |
А теперь ступайте, |
Фотоприложения
Вожатый и медведь
Ряженые
«Экспозиции» ярмарки
Выход Масленицы
Игры и забавы
Игры и забавы
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.