Физика в живописи
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: беседа с элементами соревнования.
Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска, картина И.К. Айвазовского «Девятый вал».
Цель: в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал; развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность; расширить художественный кругозор детей.
Организационная структура урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Данный урок проводится с целью обобщения пройденного материала за курс основной школы и проверки качества усвоения учащимися материала по отдельным разделам.
Учитель заранее даёт нескольким учащимся подготовить сообщения о жизни и деятельности И.К. Айвазовского.
Во время проведения урока учитель задаёт учащимся вопросы, на которые они должны быстро и правильно ответить. За каждый правильный ответ засчитывается 2 балла, за дополнение – 1 балл. Ученик, набравший больше всего баллов, считается победителем.
2. Актуализация знаний
Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы попытаемся провести параллель между физикой и живописью. Когда мы смотрим на художественное полотно, мы не задумываемся о физических законах, отражение которых можно найти практически в каждом полотне у всех художников. Соединим – несоединимое!
«Девятый вал» – настоящий шедевр русской живописи и, пожалуй, самая известная картина великого художника-мариниста И.К. Айвазовского.
Сообщения учеников
1 ученик
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года. Детство проходило безоблачно. Несмотря на нужду, отец и мать держали своих детей в сытости и чистоте. Когда дела шли совсем плохо, мама садилась за рукоделие, её потрясающие вышивки с удовольствием раскупали жители Феодосии и заезжие купцы. У мальчика Ивана была даже няня, которая забирала его к себе; через много лет Айвазовский подарит ей отцовский дом.
Иван начал рисовать неожиданно – угольком на побелённой стене скромного няниного дома. Рисунки восьмилетнего мальчика оказались настолько зрелыми и профессиональными, что не заметить этого было нельзя. Историческая стена находилась в целости и сохранности до пожара 1912 года, который полностью уничтожил домик няни.
Чтобы помочь отцу и матери, в 10 лет Иван стал работать в кофейне. Но когда градоначальник Феодосии прошёл мимо разрисованного домика, то сразу понял: в семье Айвазовских растёт необыкновенный талант. Городской глава и вовсе пришёл в восторг, когда услышал, как Иван играет на скрипке. Мальчик от природы был наделён абсолютным слухом; на скрипке он играл по примеру восточных уличных и трактирных музыкантов, уперев инструмент в колено. Тогда же у Ивана появилось несколько влиятельных поклонников среди жителей Феодосии.
Благодаря совместным усилиям, юный Айвазовский отправился в Симферопольский лицей. А спустя три года, несмотря на то, что Иван не проходил по возрасту (был слишком мал), его приняли в Петербургскую академию художеств. Первые же работы юного дарования вызывают одобрение маститных художников и критиков, а в 1835 году Иван получил свои первые награды: серебряные медали за полотна «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье в окрестностях Петербурга».
2 ученик
Феодосия и Петербург – это такие разные города… Феодосия – южный морской город с тёплым климатом и сверкающим от солнечных лучей морем вобрал в себя всё разноцветье многонационального сообщества. С самого детства Иван впитывал в себя разнообразные культуры, ведь на одной улице соседями были русские, армяне, грузины, турки…
Портовая суматоха подбрасывала случайные знакомства с французскими и итальянскими матросами. А морской берег! Это было самое любимое место художника. В Феодосии Айвазовский дышал полной грудью.
А в Петербурге молодого человека ошеломили торжественные здания, совершенно иные люди, открывшиеся возможности и безграничные перспективы. Он поклонялся Медному всаднику, в этой скульптуре художник видел олицетворение Петербурга – величественного, строго, непокорного.
Иван рисовал северные пейзажи и роскошные фасады богатых особняков, но душа его рвалась в Феодосию, тёплому морю… Этот бескрайний водный мир всегда завораживал художника. Когда подходишь к картинам Айвазовского, будто ощущаешь запах и чувствуешь брызги солёной воды: «Девятый вал», «Радуга», «Чесменский бой», «Пушкин на берегу Чёрного моря», «Феодосия. Лунная ночь» …
Обладая феноменальной памятью, Иван Константинович воссоздавал морские пейзажи у себя в мастерской. Как-то, во французском Биаррице, он попросил одного художника провести его по океанскому берегу, тогда Айвазовскому было уже за семьдесят. Атлантический океан разбушевался не на шутку. Айвазовский остановился, чтобы полюбоваться стихией. Достав маленькую записную книжечку, куда заносил эскизы, он прочертил всего три линии карандашом, потом прошёл немного вперёд и нанёс ещё три линии. А затем обратился к проводнику: «День сегодня пасмурный, Вы мне, пожалуйста, скажите только, где у Вас здесь восходит и заходит солнце». Потом добавил: «Теперь пойдёмте. Для меня этого достаточно, завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице». И нарисовал – три картины.
3 ученик
Однажды Илья Репин указал Айвазовскому, что на одном из полотен солнце падает с двух сторон, на что получил ответ:
– Ах, Илья Ефимович, какой Вы педант!
Многое маринист объяснил в своей автобиографии: «Живописец, только копирующий природу, становится её рабом, связанным по рукам и ногам. Человек, неодарённый памятью, сохраняющий впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти».
С удивительной лёгкостью Айвазовский мог одним движением кисти исправить что-нибудь на полотне другого художника. Был такой случай: художник и артист Василий Самойлов писал очередную картину, стоя у мольберта. Вдруг почувствовал, что кто-то стоит сзади и смотрит. Самойлову это очень не понравилось, но он продолжал рисовать. Тогда за спиной раздался голос:
– Мёртво, мёртво! Разве это волны? Это какая-то вата.
Самойлов обернулся и увидел статного человека с большими бакенбардами, похожего на чиновника. «Чиновник» взял кисть из рук опешившего Василия Васильевича, сделал всего несколько мазков, и картина совершенно преобразилась: волны зажили, солнце пронзило тусклую поверхность воды. Поняв, что его картину исправил сам Айвазовский, Самойлов рассмеялся:
– Посмотрите, что он делает! Я столько времени трудился, а он только прикоснулся и …
4 ученик
Упомянув о «чиновничьей» внешности живописца, нужно отметить, что он совмещал в себе немалые и разнообразные таланты. Помимо того, что Иван Константинович был прекрасным художником и музыкантом, он действительно являлся государственным служащим. В 1844 году после очередного заграничного вояжа Айвазовский получил орден Святой Анны 3 степени и был прикомандирован к Главному морскому штабу в качестве официального художника.
Ему даже разрешили носить военный мундир. И вроде бы настоящих моряков это должно было возмутить: штатский в мундире! Но Айвазовского очень любили и искренне уважали, и он отвечал взаимностью. Поэтому Иван Константинович не только смог изучить «анатомию» военных кораблей, но даже раз за разом просил, чтобы бортовые пушки стреляли, потому что ему, художнику, нужно было увидеть и понять траекторию полёта ядер. И всё это во имя искусства!
В штабе художник познакомился с выдающимися русскими военачальниками. Об уважении моряков к Айвазовскому свидетельствует тот факт, что шесть военных кораблей во главе с флагманом черноморского флота «Двенадцать апостолов» под командованием А.В. Корнилова специально прибыли в Крым весной 1846 года, чтобы поздравить художника-мариниста с десятилетием его творчества. В тот день гулял весь город. Айвазовский столько сделал для родной Феодосии, что впору было назвать этот южный рай именем благодетеля. Да так и случилось: в честь Айвазовского называли улицы и переулки, фонтаны и школы, музеи и бульвары. На карте России до сих пор значатся два посёлка с названием «Айвазовское». Иван Константинович строил дороги, дома, школы. Когда Феодосия страдала от нехватки пресной воды, художник распорядился, чтобы из его личного источника городу ежедневно выдавалось по 50 тысяч вёдер в день.
Когда у Айвазовского случился творческий кризис, он занялся археологией, проводил раскопки древних курганов, некоторые из его находок до сих пор хранятся в «Эрмитаже». Айвазовский по имени знал каждого жителя Феодосии, являлся крёстным отцом более сотни местных детишек. А на свадьбах, которые справлялись с южным размахом, всегда был почётным гостем.
Но самым главным достижением Айвазовский считал открытие художественной галереи в Феодосии. Эта была третья по значимости галерея в России. Здесь Айвазовский выставил 49 своих работ. После смерти художника в 1900 году, согласно его завещанию, галерея перешла в собственность Феодосии. В 1922 году она стала государственной, сегодня в ней выставлено более 12 тысяч картин разных художников на морскую тематику, в том числе самая обширная коллекция полотен Айвазовского – 416 картин.
5 ученик
Жизнь Ивана Константиновича была очень насыщенной. Он проводил время в бесконечных путешествиях для пополнения впечатлений. Европа, США, Турция, Индия – отовсюду Айвазовский привозил новые картины и замыслы. Выставки художника проходили во многих странах.
Иван Константинович Айвазовский дожил до 82 лет. Как полагается настоящему художнику, он умер, сидя за мольбертом. Айвазовский делал наброски к своей последней картине «Взрыв корабля». Творческий путь Айвазовского составил 63 года.
«Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта. Сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу, пока не выскажусь на нём моей кистью… Всею душою отдаюсь я работе».
Учитель: В этой картине, как ни в какой другой, художник следует принципам романтического искусства – он описывает среди разнообразия жизненных явлений не типическое, а то, что выходит за пределы обыкновенного, исключительное.
Полотно, написанное в 1850 году, завершает ранний период творчества живописца.
Айвазовский изобразил море, которое ещё не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших кораблекрушение в океане.
На море – буря. Над разбуженной бездной низко нависло зловещее, пасмурное небо. Кажется, что оно сейчас сольётся с огромной волной. Волны поднялись, будто зверь-великан, который встал на дыбы.
1) Волны, которые возникают при подводных толчках (землетрясениях), называются «цунами», что в переводе с японского означает «большая вода в гавани». Эти волны имеют огромную длину и большую скорость распространения, этим и объясняется их колоссальная разрушительная сила. Высота волн цунами в местах их зарождения обычно невелика (в среднем не более 2 метров) и поэтому совершенно незаметна для глаз. К какому виду волн относятся цунами? (Морская волна является поперечной, так как колебания в этой волне происходят перпендикулярно скорости её распространения, а цунами – продольная волна).
Золотые лучи восходящего солнца освещают катящиеся волны. Самая большая из них – девятый вал – снова готова обрушиться на людей.
2) Действительно ли самая мощная волна именно девятая? (У древних греков самым большим и опасным считается третий вал, у американцев – седьмой, у древних римлян – девятый. Наблюдения подтверждают, что в открытом море могут возникнуть одиночные или идущие грядой высокие гребни, каждый из которых больше, чем предыдущий. Однако никакой правильной периодичности в этих волнах никто не заметил. Максимальными могут быть и третьи, и седьмые, и девятые, и двенадцатые. Образование этих волн подчиняется сложным законам и носит резонансных характер: амплитуда волн резко возрастает при совпадении частоты собственных колебаний поверхности воды с частотой волн, вызванных ветром.)
Измученные неравной борьбой со стихией, люди пытаются спастись на деревянных обломках мачты своего корабля.
3) Определите вес соснового бревна, если оно плавает на поверхности воды, вытесняя при этом воду объёмом 2,5 м3 (25 235 Н или 2,5т).
Различными изобразительными средствами Айвазовский подчёркивает величие моря и упорство людей. Но мы не видим на картине ужаса катастрофы. Пусть неистовствует стихия, катятся гигантские волны. Вера и мужество людей помогут им справиться с бедой.
4) Почему неожиданно появляются и исчезают волны-гиганты в море? (Гигантские волны в океане образуются в результате наложения множества волн, совпадающих по фазе. Эти гигантские волны не проносятся через океан подобно цунами. Наоборот, они быстро исчезают, так как составляющие их отдельные волны расходятся по разным направлениям и с различными скоростями.)
Замечательным мастерством, смелостью и силой передано Айвазовским великолепие раннего солнечного утра и волнующего моря. На полотне всё находится в движении, и море вместе со вздымающимися и тяжело обваливающимися волнами кажется по настоящему живым.
Художник соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зелёные и синие тона. В картине всё находится в движении, и зрителю порой кажется, что цвета сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. Перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зелёный вал, то тяжело спадает тёмно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину.
5) Средняя глубина океанов составляет 4 000 метров, а некоторые океанические впадины достигают глубины 11 000 метров. Почему в морской пучине всегда холодно? (Солнечные лучи не прогревают глубокие слои воды, тепловые лучи поглощаются почти всей водной поверхностью. Кроме того, вода имеет сравнительно низкую теплопроводность.)
Верхняя часть картины вся наполнена фиолетово – розовой мглой, пронизанной золотом низко стоящего солнца и распыляющихся, клубящихся, похожих на горящий туман облаков.
6) Почему на закате облака близ горизонта, между которыми просвечивает солнце, кажутся слоистыми? (Близ горизонта мы видим эти облака под малым углом, почти сбоку и, кроме того, в силу перспективы, приближёнными друг другу.)
Под ними хрустальное, зеленовато-синее море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами радуги.
Зритель сразу же может представить себе, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашёл точные средства для изображения величия. Мы видим мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления, а наоборот, она полна света и воздуха, вся пронизана лучами солнца, передающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит её включает широкую гамму оттенков жёлтого, оранжевого, розового и лилового цветов неба в сочетании с зелёным, синим и фиолетовым цветами воды. Яркая, мажорная, красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своём грозном величии стихии.
7) После сильного шторма вода в море становится теплее. Почему? (Нагревание воды происходит за счёт механической энергии волн при трении одних слоёв воды о другие.)
8) Морские волны, приближаясь к берегу, увеличивают высоту, достигая иногда 43 метров. Почему это происходит? (У берегов энергия колебаний толстых слоёв воды передаётся более тонким слоям, поэтому амплитуда колебаний увеличивается.)
9) Когда небольшие волны приближаются к наклонному берегу, на них образуются пенистые гребни. Почему? (Волны – это движение воды не только на поверхности, а по всей глубине. Приближаясь к берегу, нижние слои тормозятся о грунт, а верхние, сохраняя скорость, продолжают движение. Их края становятся такими острыми, что срываются и, рассыпаясь, образуют пенистый гребень. Так и появляются эти «белые барашки» на водной глади.)
10) В океанах длина волны достигает 300 метров, а период – 13,5 с. Определите скорость распространения волны. (22,2 м/с.)
11) Почему линия прибоя всегда почти параллельна берегу, хотя ветер на море может дуть под углом? (Набегая на берег, передняя часть «косого фронта» волны на мелководье тормозится из-за трения о дно, и весь фронт постепенно наворачивается к берегу. Движение воды в морской волне круговое, лежащее в плоскости, совпадающей с направлением ветра.)
12) Почему «знатоки» рассматривают картину в музее одним глазом через трубку из согнутых пальцев? (Изображение кажется более рельефным. Перспективу уже отобразил художник, и второй глаз не опровергает в этом случае обмана – эффект параллакса отсутствует.)
3. Рефлексия
Сегодня мы рассмотрели только некоторые физические явления в живописи, а точнее на примере одной картины великого русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского – «Девятый вал». Если вас заинтересовали вопросы отражения физических явлений в живописи, чаще посещайте картинные галереи и художественные выставки. А сейчас я попрошу вас ответить на следующие вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Понравился ли вам урок?
4. Подведение итогов
- Выявить победителя, который набрал больше всего баллов.
- Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Готовность к борьбе и вера в конечную победу над стихией звучат в стихах Баратынского:
Так ныне, океан, я жажду бурь твоих!
Волнуйся, восставай на каменные грани;
Он веселит меня, твой грозный, дикий рёв,
Как зов давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев.
(Баратынский Е.А.)
Невольно колыхался утлый челн,
Разбушевалось и штормило море.
Он угодил в пучину гневных волн,
Сулившую трагедию и горе.
С высот взирали грозно небеса,
Затянутые беспросветной мглою.
А ветры дерзко рвали паруса,
И мачты гнули с одичалым воем.
Удел челна несчастный предрешён,
И более нет шансов на спасенье.
Морской владыка –грозный Посейдон,
Его обрёк на верное крушенье...
И волны пенясь, ускоряли бег,
Деяния вершили роковые.
Беспомощен и жалок человек.
Пред властью и могуществом стихии!!!Но горизонт с рассветом воссиял,
Оранжевыми красками Авроры.
И катится стремглав девятый вал,
Дерзая смыть скитальцев в бездну моря.
До суши смогут догрести едва
На мачте обессилившие люди.
Но, в глубине души, ещё жива,
Надежда на спасительное чудо…
(Смайлз Дайм)
5. Домашнее задание
Посетить уникальный Музей одной картины имени Г.Н. Мясникова в Пензе, где можно посмотреть документальный фильм «Тайна старинной картины», посвящённый истории создания полотна К. Флавицкого «Княжна Тараканова», и полюбоваться самим полотном. Найдите отражение физических законов в данной картине.