Рабочая программа по этике 1 класс «Азбука добра»
Пояснительная записка
Данная программа факультатива создана на основе сборника программ внеурочной деятельности, включённых в реестр программ системы УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, научного руководителя комплекта Н.Ф. Виноградовой.
Реализуемая программа факультатива разработана И.С. Хомяковой, В.И. Петровой и включает следующие разделы:
- Пояснительная записка;
- Общая характеристика факультатива;
- Место факультатива в учебном плане;
- Ценностные ориентиры содержания;
- Планируемые результаты освоения: личностные, метапредметные, предметные;
- Содержание программы;
- Тематическое планирование;
- Материально-техническое и информационное обеспечение.
Реализуемая программа включена в блок «Духовно-нравственное направление» и обеспечивает связь со следующими предметами учебного плана: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, основы религиозных культур и светской этики.
Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.
Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика факультатива
Нравственное развитие личности учащегося является приоритетной целью начальной школы. Оно предполагает организацию нравственного образования младших школьников в процессе изучения предметов, таких как литературное чтение, русский язык, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры народов России, и во время внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра».
В основе отбора содержания, методов, используемых в процессе обучения и воспитания, лежит принцип гуманизма. Содержание обучения и воспитания направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда с помощью диалога поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет заинтересовать ребёнка и донести до его сознания представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. В реальной жизни всё это скрыто от внимания ребёнка, а работа с художественными произведениями позволит учителю использовать образы из фольклора и детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место факультатива в учебном плане
Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности.
Количество часов в 1 классе составляет 33 часа; во 2–4 классах — по 34 часа. Общее количество часов за четыре года — 135.
Ценностные ориентиры содержания факультатива
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и запускает тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка; стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу по следующему плану:
1 класс
Развитие способности осмысления нравственной ситуации. Осознание нравственных правил как ориентира поступков: ситуация — поведение — правило. Оценка нравственных поступков.
2 класс
Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление следовать правилам. Переход от социального контроля (учитель, родители, сверстники) к самоконтролю. Формирование у школьников понимания, что стремление следовать определённым правилам при совершении поступков обеспечивает их нравственное взросление.
3 класс
Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс
Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и средство предотвращения нежелательных (безнравственных) действий.
Планируемые результаты освоения: личностные, метапредметные, предметные
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о взаимоотношениях с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с содержанием пословиц о добре, труде и учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок и других произведений художественной литературы, их инсценировка — всё это нацелено на воспитание начальных этических представлений учащихся (понятия добра и зла, значение вежливых слов, правила поведения и их мотивация), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Кроме того, она знакомит учащихся с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?»; «Какой нравственный выбор сделал герой?»; «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?»; «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными навыками (сравнение, анализ, синтез обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам, сопоставить, сравнить героев и их поведение, классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе), сравнить иллюстрацию с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы открытого типа, например, «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, работать коллективно или в группах, парах. Также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и т. д.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогают школьникам учиться использовать различные способы поиска информации. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К четвёртому классу учащиеся научатся отлично ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Таким образом, в процессе реализации данной программы личностные результаты должны отражать:
- формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, его органичное единство и разнообразие природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, обучение умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности (учебной, игровой, трудовой), поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины, анализировать изображения и звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, развитие навыков осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текста в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты должны отражать:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), а также о правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (русский язык);
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире и российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешность обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении (литературное чтение);
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев (литературное чтение);
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни (окружающий мир);
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде (окружающий мир).
Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о хороших и плохих поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (в школьном коллективе, семье). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (избежание ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать и дополнять высказывания собеседников;
- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- адекватно оценивать ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Старательность и прилежание в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Обучение бережному отношению к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка собственных действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия: проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида, чистота, опрятность, аккуратность.
Правила опрятности и их значение для здоровья, хорошего самочувствия, отношения окружающих.
Оценка внешнего вида человека, критерии оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступать место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь, чётко и грамотно высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Календарно-тематическое планирование факультатива «Этика: азбука добра» (1 класс)
№ занятия |
Дата |
Тема |
Содержание работы |
Вид деятельности |
Планируемый результат |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||||
Школьный этикет (8 часов) |
||||||
1. |
|
|
Давайте познакомимся |
Знакомство с одноклассниками, правила общения |
Игровая деятельность |
Знать, как зовут одноклассников, называть их по имени, общаться по вопросам, предлагаемым педагогом |
2. |
|
|
Знакомство со школой |
Экскурсия по школе; ориентирование в пространстве школьных помещений. |
Экскурсия, очная и заочная |
Ориентироваться в школьном пространстве, знать, где находиться свое классное помещение, туалет, столовая, библиотека |
3. |
|
|
Правила поведения на уроке и на занятии |
Знакомство со школьными правилами |
Игровая деятельность |
Знать школьные правила |
4. |
|
|
Зачем нужны перемены |
Знакомство с правилами поведения на перемене |
Игровая деятельность |
Знать правила поведения на перемене |
5–6. |
|
|
Игры на переменах |
Знакомство с различными играми в группе |
Игровая деятельность (игры «Ручеёк», «Золотые ворота», «Третий лишний», «Кошки-мышки» и т. д.) |
Называть возможные игры в группе, договариваться о правилах игры, распределять роли в игре, выбирать игры в соответствии с собственными интересами и возможностями классного помещения |
7–8. |
|
|
Правила поведения в школьной столовой |
Знакомство с правилами поведения в школьной столовой |
Игровая деятельность: (игра «Поварята»), творческая деятельность (создание газеты) |
Знать правила поведения в школьной столовой, участвовать в сервировке стола к завтраку, обеду, полднику |
Правила общения (8 часов) |
||||||
1–2. |
|
|
Зачем нужны вежливые слова |
Знакомство с вежливыми словами; осмысление понятия «доброжелательность» |
Игровая деятельность (игра «Золотые правила этикета»), читательская деятельность (знакомство с текстом, инсценирование стихотворений), моделирующая деятельность (созданий ситуаций для общения) |
Называть вежливые слова, находить их в тексте, использовать для разного вида общения; устанавливать добрые отношения с окружающими |
3. |
|
|
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам |
Освоение правил поведения со сверстниками; знание вежливых слов для общения |
Игровая деятельность |
Оценивать свое поведение и поведение окружающих |
4. |
|
|
Мой учитель: правила общения с взрослыми |
Освоение правил поведения с взрослыми; знание вариантов обращения к взрослым |
Игровая деятельность, моделирующая деятельность (создание ситуаций) |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
5–6. |
|
|
Думай о других: сочувствие, как его выразить |
Осмысление понятия «сочувствие», «сострадание»; выражение сочувствия, сострадания посредством слова |
Читательская деятельность, речевая деятельность, моделирующая деятельность |
Понимать, что такое сочувствие, сострадание; выражать сочувствие и сострадание с помощью слов |
7–8. |
|
|
Моя семья: правила общения в семье |
Осмысление традиций разных семей, правил общения в разных семьях |
Читательская деятельность, речевая деятельность, моделирующая деятельность |
Знать традиции своей, использовать правила общения в собственной языковой практике |
О трудолюбии (8 часов) |
||||||
1–2. |
|
|
Что помогает учиться лучше? |
Осмысление понятий «старательность», «трудолюбие» |
Читательская деятельность, игровая деятельность (игра «Говорящий портфель») |
Осознавать, что в учении помогают такие качества, как старательность и трудолюбие |
3–4. |
|
|
Режим дня школьника |
Осмысление понятия «режим дня», составление режима дня, планирование режима труда и отдыха |
Моделирующая деятельность (составление режима дня) |
Осознавать, что режим дня — важная составляющая жизни школьника; правильно планировать режим труда и режим отдыха |
5–6. |
|
|
Как мы трудимся в школе и дома |
Осмысление понятия «труд» в жизни людей; понятие «учение» как основной вид трудовой деятельности, осмысление понятия «прилежание» |
Трудовая деятельность (трудовой десант), моделирующая деятельность |
Осознавать, что учение — главный труд в жизни школьника, оценивать результат своего труда с точки зрения прилежания |
7–8. |
|
|
Бережливость: каждой вещи свое место. Школьное имущество |
Понимание правил культуры труда, оценка собственного труда, эстетическое отношение к своим и чужим вещам |
Моделирующая деятельность: преодоление лени, неумения трудиться |
Понимать, что лень — плохое качество, организовывать свое рабочее место |
Культура внешнего вида (5 часов) |
||||||
1–2. |
|
|
Основные правила Мойдодыра |
Освоение понятий «чистота», «опрятность», «аккуратность; освоение правил опрятности |
Игровая деятельность, читательская деятельность |
Понимать, что такое опрятность, аккуратность, чистота; знать правила опрятного человека; понимать значение чистоты для собственного здоровья |
3. |
|
|
Культура внешнего вида: инсценирование произведения Корнея Чуковского «Мойдодыр» |
Осмысление произведения Корнея Чуковского «Мойдодыр», инсценирование произведения |
Читательская, речевая, творческая деятельность |
Участвовать в работе группы, распределять роли, инсценировать выбранные роли |
4. |
|
|
Внешний вид школьника — гимназиста |
Понимание значения школьной формы для опрятного внешнего вида школьника |
Игровая деятельность, творческая деятельность (модный приговор) |
Понимать, как необходимо одеваться в школе |
5. |
|
|
По одежке встречают. Выбор костюма или платья в соответствии с ситуацией |
Понимание эстетического назначения костюма в соответствии с ситуацией |
Моделирующая деятельность (конструирование) |
Выбирать одежду для кукол в соответствии с ситуацией, оценивать внешний вид человека в соответствии с заявленными параметрами |
Внешкольный этикет (4 часа) |
||||||
1. |
|
|
Правила поведения на прогулке |
Освоение правил поведения во время школьной прогулки |
Игровая деятельность, моделирующая деятельность |
Знать и выполнять правила поведения на прогулке |
2. |
|
|
Правила поведения в магазине: вежливое обращение к старшим |
Освоение правил поведения в магазине, выбор интонации, тона для выражения просьбы |
Игровая деятельность, моделирующая деятельность (создание ситуаций общения в магазине) |
Высказывать вежливо обращение, просьбу |
3. |
|
|
Правила поведения в транспорте. Техника безопасности |
Освоение правил поведения в транспорте, соблюдение техники безопасности при поездке в транспорте |
Игровая деятельность, моделирующая деятельность (создание ситуаций общения в транспорте) |
Уступать место пожилым людям, соблюдать правила техники безопасности при поездке в транспорте |
4. |
|
|
Правила поведения на экскурсиях (в общественных местах) |
Освоение правил поведения в общественных местах |
Игровая деятельность, моделирующая деятельность (создание ситуаций общения) |
Вежливо общаться с окружающими, здороваться первыми, доброжелательно отвечать на вопросы, взрослых называть на «вы», использовать в речи слова «спасибо», «пожалуйста» и т. д. |
Материально-техническое и информационное обеспечение
- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой программой кружка;
- словари по русскому языку: толковые, этимологические;
- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой;
- детские книги разных типов из круга детского чтения;
- настольные развивающие игры;
- мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы;
- аудиозаписи художественного исполнения;
- видеофильмы, слайды.