«Есть такая профессия – Родину защищать»

Цель: Познакомить учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими на территории Кировского района города Донецка и их военными профессиями . Стимулировать у детей интерес к истории родного региона и ее героям. Передать школьникам исторический опыт старших поколений. Раскрыть значимость военных профессий. Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к героическому прошлому родного края и ее славным защитникам.
Форма организации учащихся: воспитательный классный час для учащихся 2 класса.
Оборудование: воспоминания ветеранов из Книги Памяти и Славы МОУ «Школа №90 г. Донецка» «Я был на войне» , фотографии ветеранов из их личных архивов , аудио записи песен военных лет .
Ход воспитательного часа
I. Мотивация
Учитель: В этом году мы отмечаем 72-ю годовщину Великой Победы. Все меньше живых участников тех далеких героических событий. Но живы они все для нас до тех пор, пока жива память о них.
Звучит песня «От героев былых времен» (муз. Хозак Р., сл. Агранович Е.)
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов
Учитель: Сегодня мы познакомимся с ветеранами, настоящими героями той страшной войны, которые жили или до сих пор живут в нашем городе , на территории нашего микрорайона. Многие из Вас уже сейчас задумываются о своей будущей профессии . Вы сможете узнать о военных профессиях. И кто знает, может среди вас уже растут те, чья профессия – защищать Родину.
III. Сообщение материала
1-й ученик:
Родина у нас одна
И тогда, когда беда
Каждый за нее горой
Каждый в дни войны герой!
2-й ученик:
Столько горя принесла
Та проклятая война.
Села наши, города
Разорила все она.
В пепелище превратила,
Но народ наш не сломила.
3-й ученик:
Лишь только услышали слово «война»
На битву восстала вся наша страна
Народ из Донбасса в войну не робел
Со всеми он вместе врага одолел.
4-й ученик:
О профессиях военных
Наш сегодняшний рассказ
И историю героев
Вы услышите от нас.
5-й ученик:
Разве можно без солдата
Генералу на войне
Нет, вы скажите, ребята,
Значит, правы вы вполне.
Учитель: И действительно, какой же генерал без простых солдат. Именно они самые незаменимые на фронте люди. Солдат должен быть и смелым, и умелым, и ловким, и сильным, и смекалистым. Да что и говорить! Пехота – царица полей, а солдаты – ее верные помощники.
6-й ученик: Виктор Семенович Васильев родился 1 мая 1924г. в поселке Юзовка. В сентябре 1943г. был призван на воинскую службу. В составе 13-ой Гвардейской Дивизии I-го Украинского фронта Виктор Семенович воевал простым солдатом. Награжден за боевые заслуги орденом «Отечественной войны» и другими орденами. После войны работал проходчиком на шахте №31 г. Донецка.
Учитель: О простых рядовых народ сложил много пословиц и поговорок.
Игра «Собери пословицу»
Кто честно служит, |
|
не знает преград. |
Плох тот солдат, |
|
с тем слава дружит. |
Русский солдат |
|
везде молодец. |
Умелый боец |
|
который не думает быть генералом. |
(Кто честно служит, с тем слава дружит.)
(Плох тот солдат, кто не мечтает быть генералом.)
(Русский солдат не знает преград.)
(Умелый боец везде молодец.)
Звучит песня «Солдаты, в путь» (муз. Соловьев-Седой В., сл. Дудин М.)
7-й ученик:
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищен броней
И сможет встретить бой любой !
Учитель: Среди геройских военных профессий нельзя не вспомнить о танкистах.
8-й ученик: Тихонов Филипп Яковлевичродился в 1925 г. в селе Городищи на Орловщине. В 1943 г. ушел на фронт. А в 1944 г. окончил школу танкистов. Воевал в составе 70-го танкового полка II Белорусского фронта. В первом же бою его танк был подбит фашистами.
Один из немногих Филипп Яковлевич был удостоен права принять участие в Параде Победы в Москве. Имеет орден «Cлавы» III степени, «За отвагу».После демобилизации приехал в г.Сталино. Его дочери окончили нашу школу.
Инсценировка стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста»
Танкист:
Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен, –
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, – столько всяких дыр.
И вдруг к машине подбежал парнишка:
Парнишка:
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
Танкист: Да где же, где?
Парнишка:
А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Танкист:
Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище? –
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
Подъехали.
Парнишка: Вот здесь.
Танкист:
И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал : – Спасибо, хлопец! –
И руку, как товарищу, пожал …
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
9-й ученик:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Конкурс «Солдатская байка»
(Учащиеся рассказывают небылицу или анекдот из солдатской жизни, которые подбирали по заданию учителя.)
Учитель: Война шла не только на суше, но и на море. И здесь героически сражались наши моряки.
10-й ученик:
Морская гвардия идет уверенно ,
Любой опасности глядит она в глаза.
В боях испытана, в огне проверена,
Морская гвардия для недругов гроза!
11-й ученик: Грозой для немцев в дни войны стал Кондрашов Василий Парамонович. Он родился 12 января 1923 года в селе Нижнегурово Курской области. В 20 лет стал морским пехотинцем в составе 5-ой ударной армии IV Украинского фронта. В бою получил сквозное осколочное ранение. После войны уже в 1948 году приехал в город Сталино. Работал горным мастером на шахте №31.
Учитель: А какой же моряк без тельняшки и замечательного танца «Яблочко».
Танец «Яблочко». (Мальчики в тельняшках исполняют танец.)
12-й ученик
Полем полз, лесной тропинкой,
Избегая лишних глаз
Подходил к селу в потемках
Пробирался в тыл врага.
Кто такой герой наш тайный-
Он разведчик легендарный!
13-й ученик: Гвоздилко Афанасий Федорович родился в 1925 г. в селе Коммунаровка Покровского района Днепропетровской области. В армию был призван в 1943 г. Боевой путь Афанасий Федорович начал в Мелитополе в составе 216-й дивизии 51-й армии IV-го Украинского Фронта. Был разведчиком. Участвовал в освобождении Украины. Имеет награды и медали «За победу над Германией», орден «Отечественной войны». В мирное время работал в Донецке на Металлургическом заводе. Член Коммунистической партии Советского Союза, Депутат Горсовета 9 и 10 созывов. Инвалид войны.
Учитель: Наши ветераны имеют множество орденов и медалей. А какие из них знаете Вы мы сейчас проверим.
Конкурс «Назови ордена и медали Великой Отечественной войны»
Звучит песня «Ты же выжил, солдат» (муз. Мигуля В., сл. Агашиной М.)
14-й ученик:
Свой след оставила война
Бывает среди грядок
Закопаны снаряды
Но с техникой придет сапер,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор
Не ошибается сапер.
Учитель: В народе существует такая поговорка – «сапер ошибается только один раз». Действительно профессия сапера очень опасная. Она требует много внимания, концентрации.
15-й ученик: Митенков Иван Григорьевич родился 25 декабря 1920 года в селе Пальцево Дмитровского района Курской области. В 1938 году приехал в город Сталино. Всю войну прошел Иван Григорьевич в составе 81-го Гаубичного артиллерийского полка (Резерв Главного командования). Сражался за Новороссийск, Малую Землю, освобождал город Севастополь. В 1944 году штурмовал Сапун гору. Участвовал в операции «Багратион». Был сапером и минером. Окончил войну в 130км от Берлина. Имеет орден «Красной Звезды», орден «Отечественной войны »II степени, орден «Отечественной войны» I степени, «Благодарность Сталина».
16-й ученик:
Не страшны тебе не зной, не слякоть
Резкий поворот и косогор ,
Чтобы не пришлось от немца плакать
Крепче за баранку держись шофер.
Учитель: Сколько же грузов и пассажиров за годы войны пришлось перевести на машинах нашим военным шоферам.
17-й ученик: Весь военный нелегкий путь за баранкой машины провел Власов Иван Никонорович. Он родился 9 мая 1905 года в селе Гнилое Тишского района Курской области. Войну начал 15 июля 1941 года в составе 145 артполка 65 дивизии I Украинского Фронта. Дважды ранен. В июле 1945 года получил «Благодарственную грамоту» лично из рук маршала И.Конева.
Имеет орден «За боевые заслуги», «За победу над Германией»,медаль «Имени маршала Жукова», орден «Отечественной войны».
Учитель: Фронтовые песни… их знали и любили все: и простые бойцы, и мудрые генералы. Эти песни пели и будут петь многие поколения. А знаете ли Вы песни военных лет? Сейчас мы это проверим.
Конкурс песни «Эх, путь дорожка фронтовая…»
(Учащиеся вспоминают и исполняют песни военных лет.)
18-й ученик:
Радист передаст все что надо
И то, что враги никогда не поймут
Получит приказ батарея и сразу
Огонь на врага направляется тут.
Учитель: Радисты держали связь со всеми фронтами. Они передавали срочную и очень важную информацию от которой порой зависели судьбы многих людей.
19-й ученик: Гембарь Захар Петрович родился 29 февраля 1920 года в городе Солнечногорске. В голод потерял родителей. 11 октября 1940 года призван в армию. В 1941 году пошел на фронт. Служил радистом в артиллерии, был связным. Участвовал в боях за освобождение города Сталино, Керсинеса, Кестинга. Дважды раненый, контужен. 9 мая 1945 года встречал победу в Японии. Имеет награды и медали.
20-й ученик:
Летчик железную птицу
Ведет высоко в облака
Теперь воздушная граница
Надежна и крепка!
Учитель: Наши летчики в небе сражались с врагом . Они бомбили вражеские эшелоны с военной техникой. Иногда даже шли на таран не жалея собственной жизни.
21– й ученик: Пименов Федор Иванович родился 17 февраля 1926 года. Юношей ушел на фронт. Был воздушным стрелком, мотористом, механиком, старшиной авиаподразделения. Воевал в основном на Кавказе, но бил фашистов и в самой Германии. Награжден орденом «Отечественной войны», и многими медалями. Прослужил в Вооруженных Силах СССР 32 года.
22-й ученик:
Солдат у вражеских ворот
Был ранен утром рано.
Но медсестра его возьмет
И перевяжет раны.
Учитель: Хрупкие, маленькие девчонки-медсестры выносили с поля битвы на своих руках раненых в бою солдат и генералов.
23-й ученик: Божко Александра Павловна родилась в городе Балаково Саратовской области 1 октября 1923 года. Призвана в армию в марте 1942 года в составе 28-ой и 2-ой Гвардейской армий II-го Украинского и 36-ой армии II-го Прибалтийского фронтов. Имеет орден «Отечественной войны» II степени медали за боевые заслуги, участнику победы над Германией, Японией и 4 юбилейные медали. Была старшей операционной сестрой. Войну окончила в чине младшего лейтенанта. Работала в военном госпитале (г. Чита).
Учитель: Уметь оказывать первую медицинскую помощь должен каждый человек. И следующий наш конкурс для юных санитарок.
Конкурс «Сделай перевязку раненому»
(Девочки накладывают марлевую повязку на предполагаемую рану.)
Звучит песня «Нам нужна одна победа» (сл. и муз. Б. Окуджавы).
24-й ученик:
Не имел солдат наш права
Умереть в лихом бою
Утонуть на переправе,
Дом родной
Отдать врагу.
25-й ученик:
Должен был он
Взять Рейхстаг
И над всей планетой
Водрузить победный флаг
Огненного цвета.
26-й ученик:
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу,
И вернувшим нам мир и весну!
Учитель: А сейчас я предлагаю вам почтить минутой молчания память о тех воинах – ветеранах , которых уже нет в живых.
Минута молчания
IV. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель:
Мы вели сегодня речь
Вот о чем, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски!
Свято!
На этом наш воспитательный час подходит к концу. Я надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, вы будете помнить долго. А имена наших ветеранов – героев и тот подвиг, который они совершили, во имя нашей счастливой жизни не будет забыт никогда!
Звучит песня «День Победы» (сл. Харитонов В., муз. Тухманов Д.)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.