Эссе «Учить на языке, понятном каждому»
Я понимаю, что для получения оптимального результата нужно сохранить лучшее, что уже есть, и привнести недостающее. Чего не хватает нынешней школе, наполненной инновациями, современными технологиями и стандартами?
Ответ становится очевидным, как только наши дети выходят из-за монитора или отрываются от экранов гаджетов. Они не умеют общаться без посредников, в качестве которых сейчас выступают интернет-технологии. И делая благое, казалось бы, дело, раздвигая границы информационной среды в школе, мы все больше делаем детей заложниками этих технологий.
Крамольная, быть может, мысль, но... мне, как бабушке, не так уж важно, будет ли мой внук учить астрономию или ОРКСЭ. Если я увижу в нем познавательный интерес в любом предметном направлении, то с легкостью реализую его с помощью все тех же технологий. Но если его не научат продуктивно общаться в коллективе сверстников, в самых различных ситуациях, никакая заботливая семья не компенсирует этого дефицита.
И будь моя воля выбирать школу, где учат действительно нужным для жизни технологиям, я выберу школу, где изучают методы эффективной коммуникации. Причина проста: ни один из нас не пострадал всерьез во взрослой жизни из-за недостатка знаний по любой из школьных дисциплин. А вот неумение находить общий язык с самим собой, с друзьями и близкими, коллегами, руководителями или подчиненными сломало сотни тысяч судеб. И ситуация не меняется: в школе прошлого "почему-то" успешными оказывались бывшие "троечники", которым актуальнее было общаться, нежели зубрить, в нынешней школе та же беда — успешные в школе дети, ограниченные в полноценном общении, зачастую не могут найти себя в жизни. Улавливаете закономерность?
Так почему бы не ввести в школьную программу предмет, от знания и понимания которого зависит едва ли не главное в жизни каждого человека?
Когда я смотрю на детей, осознаю, насколько они разные: мечтатели, деятели, бунтари, логики... душевные и "упертые". Нас не учили в педагогических вузах главному: как строить общение с разными по типу мировосприятия детьми, как говорить с ними так, чтобы они захотели и смогли нас услышать. Чтобы поняли как в ситуации высокой мотивации и активности, так и в ситуации стресса.
Вы спрашиваете, какой должна быть школа будущего? Ответ предельно прост. Неважно, что будет в учебном плане. Важны лишь два фактора, из которых сложится результат: учителя, умеющие продуктивно общаться и строить диалог с любым учеником, и освоение на уровне, доступном ребенку, эффективных способов коммуникации.
Детей, которые слушают и слышат, научить можно всему. Детей, которые не понимают нас, и слышать уже не хотят, научить невозможно даже в идеально организованной образовательной среде. Как педагог, которому важно быть услышанным, я это понимаю особенно отчетливо. Как руководитель, вижу, что это самое слабое звено в школе нынешней.
Поэтому первый шаг к школе будущего — обучение педагогов коммуникации с обучающимися с учетом типологии личности. Обучение общению и подаче информации с понятного на доступный детям уровень сознания. Часто ли наши нынешние дети слышат: "Я понимаю, что тебе трудно, но я рада, что ты меня слушаешь. Отдохни, подумай об этом в тишине минут пятнадцать, а потом возвращайся, и мы это обсудим". Звучит почти как фантастика? А это именно то, чего не хватает каждому шестому ребенку, в котором живет мечтатель. Сейчас наши дети лишены личного пространства даже в мыслях. С ними разговаривают на своеобразном эсперанто. Потому девизом "своей" школы будущего я бы сделала такой: "Мы учим на языке, понятном каждому".
Что хочется взять в школу будущего из сегодняшнего дня? Педагогов, которые учат, воспитывая. В прошлом пусть останутся урокодатели и борцы за баллы. А вот Учителей, растящих Личностей, в будущей школе, какой бы она ни стала, я видеть очень хочу. И верю, что они туда дойдут, благодаря и вопреки всем изменениям.