Эссе "Школа будущего"
После поэтапного внедрения онлайн-технологий в школе произошли коренные изменения отношений между участниками образовательного процесса. В частности, после отмены 8 лет назад бумажного классного журнала и перехода на электронный журнал количество обращений к этому ресурсу выросло с 750 до 190000 в неделю. По сути, журнал стал внутришкольной социальной сетью с одним важным отличием: все посетители точно идентифицированы. Встроенный почтовый сервер обрабатывает до 5 терабайт информации в год. Системы дистанционного образования автоматически выставляют отметки в электронный журнал. Уроки субботнего дня идут только дистанционно с применением электронных технологий. После того как система контроля доступа (по видеораспознаванию образов) была интегрирована в электронный журнал, пропуски и опоздания фиксируются в нем автоматически (кроме субботы). Система безналичной оплаты питания по информации из журнала «знает» о количестве питающихся. Оплата производится по распознаванию изображения с видеокамер. Вся информация о питании доступна в личном кабинете. Выдача учебников по штрихкоду и по распознаванию образа. У каждого учителя планшет, изображение с которого по беспроводной связи передается на любой проектор или телевизор школы. Подключенная к базе данных электронного журнала многоуровневая система оценки качества образования онлайн по запросу генерирует больше 70 типов отчетов для всех посетителей системы на всех уровнях. Данные этой системы, например, по педагогам, автоматически передаются в бухгалтерию для расчета стимулирующей части. Это – реальность. А каковы же перспективы?
Общество потребления требует производить продукты (товары и услуги) как можно в больших количествах лучшего качества с наименьшими затратами, другими словами, предельно эффективно. Поскольку образование является услугой, то это относится и к образованию. Нет необходимости доказывать, что максимальной эффективностью обладают только высокоавтоматизированные системы и производства, в которых по возможности исключен человеческий фактор. Например, после стирки в автоматической машине никто не желает стирать вручную. В недалеком будущем автопилоты заменят и водителей автомобилей и пилотов самолетов. И будут выполнять свои обязанности лучше, чем живой человек. Очень скоро водить автомобиль человеку будет стоить очень дорого и разрешено только под контролем автоматики. (После чего аварийность будет сведена к нулю).
Не станет исключением и массовое образование. После создания адаптивных автоматических систем управления образовательным процессом решительно изменится уровень взаимодействия всех участников этого процесса. Исчезнет понятие класса, параллели, урока, кабинета, школы. Вместо этого появятся индивидуальные траектории (действительно индивидуальные!) с личным онлайн-роботом-конструктором образования (самообучающейся системы). Это будет компьютерная игра – социальная сеть (бесплатная для потребителей), побуждающая к творчеству и самовыражению. Однажды войдя в нее (год – два от роду), каждый человек будет в нее «играть» всю жизнь, приобретая новые компетенции. Место и время не имеет значения. Игра обладает базой знаний всех мыслимых форматов данных по всем сферам деятельности человека, обновляемой по мере накопления новых знаний, текстов, смыслов. Игра будет приглашать и побуждать к творчеству в любых сферах, не исключая и собственную физиологию. Роль учителя будет сведена к консультативно-тьюторской деятельности по прохождению «узких» мест, объединению во временные коллективы однородных по уровню прохождения (а не по возрасту и местоположению!) обучающихся. Желающим общаться очно с «живым» учителем придется предварительно привиться от всех болезней, избавиться от аллергий, пройти медосмотр, психологический тест на совместимость с данным педагогом и предполагаемым временным коллективом, предварительно выбрав того и другого. Итоговая и промежуточная аттестация обязательно очная, автоматизированная на любой ступени обучения. Все запросы на образовательные услуги обрабатываются автоматически.
Педагоги-супервайзеры выделяют из массового образования неординарных, объективно способных к творческому развитию людей. Их количество первоначально не превысит 15-20% (с кривой Гаусса распределения человеческого интеллекта ничего не поделаешь!). С ними, по их желанию, будут заниматься в творческих лабораториях по индивидуальным программам наиболее выдающиеся педагоги практики (которые подготовят новых супервайзеров, экспертов, программистов и педагогов практиков). По мере развития нейролингвистики, нейропсихологии, молекулярной генетики творческими людьми управление процессами образования будет изменяться в сторону прямого молекулярного формирования навыков и компетенций и «деформировать» кривую Гаусса с целью развития «творческости». В такой системе нет места управленцам любого уровня. Все управленческие процедуры автоматизированы, группа экспертов наблюдают за ключевыми параметрами системы и выдают рекомендации коллективу программистов, управляющих компьютерной обучающей игрой – социальной сетью. Самообразование вне системы в любом виде это тоже творчество. Любые отчеты бессмысленны, но возможны.