Экспедиция на Марс
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Методическая разработка урока предназначена для проведения урока в нетрадиционной форме. Перед обучающимися ставится проблемная задача: продумать возможность отправки экспедиции для изучения и последующей колонизации Марса. Применяется методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, работа в малых группах, мозговой штурм.
<p><strong>Предмет: </strong>Астрономия</p>
<p><strong>Курс колледжа:</strong> 1</p>
<p><strong>Линия УМК:</strong> Б.А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (11) </p>
<p><strong>Тема: </strong>Планеты земной группы. Марс.</p>
<p><strong>Планируемые образовательные результаты:</strong></p>
<p><strong>Предметные</strong></p>
<ul>
<li>Умение сравнивать, делать выводы;</li>
<li>Получение новых знаний в естественнонаучной картине мира.<strong></strong></li>
</ul>
<p><strong>Метапредметные</strong></p>
<ul>
<li>Определение общей цели и пути ее достижения;<strong></strong></li>
<li>Овладения навыками защиты учебной деятельности;<strong></strong></li>
<li>Развитие познавательной инициативы.<strong></strong></li>
</ul>
<p><strong>Личностные</strong></p>
<ul>
<li>Развитие мотива учебной деятельности;<strong></strong></li>
<li>Развитие самостоятельности.<strong></strong></li>
</ul>
<h2>Пояснительная записка</h2>
<table border="1" cellspacing="0" cellpadding="0">
<tr>
<td colspan="12" valign="top"><p align="center"><strong>Общая часть</strong> </p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="2" valign="top"><p>Предмет</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Класс</p></td>
<td colspan="8" valign="top"><p>Тема урока</p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="2" valign="top"><p>Астрономия</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>1 курс колледжа</p></td>
<td colspan="8" valign="top"><p>Планеты земной группы. Марс.</p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="12" valign="top"><p align="center"><strong>Используемый учебник</strong> </p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="6" valign="top"><p>Название</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Класс</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>Авторы</p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="6" valign="top"><p>Астрономия</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>11</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. </p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="12" valign="top"><p align="center"><strong>Планируемые образовательные результаты</strong> </p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4" valign="top"><p align="center">Предметные</p></td>
<td colspan="5" valign="top"><p align="center">Метапредметные</p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p align="center">Личностные</p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4" valign="top"><p>Умение сравнивать, делать выводы;</p>
<p>Получение новых знаний в естественнонаучной картине мира.</p></td>
<td colspan="5" valign="top"><p>Определение общей цели и пути ее достижения;</p>
<p>Овладения навыками защиты учебной деятельности;</p>
<p>Развитие познавательной инициативы.</p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>Развитие мотива учебной деятельности;</p>
<p>Развитие самостоятельности.</p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="5" valign="top"><p align="center"><strong>ТСО (оборудование)</strong> </p></td>
<td colspan="7" valign="top"><p align="center"><strong>Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)</strong> </p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="5" valign="top"><p>Интерактивная доска IQBoard </p>
<p>ПК преподавателя</p>
<p>Ноутбуки, планшеты или смартфоны обучающихся</p></td>
<td colspan="7" valign="top"><ul>
<li>ЭФУ Астрономия 11, Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К.</li>
<li>StarCalc – это быстрая астрономическая программа-планетарий, которая позволяет получать изображения звездного неба для любого момента времени и любой точки земного шара как для всей небесной полусферы целиком, так и для её увеличенной части.</li>
<li>Google Mars – гугл карта Марса http://spacegid.com/nablyudeniya-za-krasnoy-planetoy.</li>
<li>AbakBot – онлайн сервис. Калькуляторы и справочники.</li>
<li>Celestia — свободная трёхмерная астрономическая программа. </li>
<li>Видеофрагмент: марсоход Curiosity – видео с Марса</li>
<li>Отрывок из фильма «Марсианин» </li>
<li>Запись запуска «Гагарин. Поехали»</li>
</ul>
</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="12" valign="top"><p align="center"><strong>Организационная структура урока</strong> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p align="center">Этап урока </p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p align="center">Образовательные задачи </p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p align="center">Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p align="center">Деятельность учителя </p></td>
<td valign="top"><p align="center">Деятельность обучающихся </p></td>
<td valign="top"><p align="center">длит. этапа (мин) </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Организационный момент</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Слушать и понимать речь преподавателя;</p>
<p>уметь с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p> </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– Приветствие обучающихся.</p>
<p>– Проверяет готовность обучающихся к уроку.</p></td>
<td valign="top"><p>– Приветствие преподавателя.</p>
<p>– Самопроверка готовности к уроку.</p></td>
<td valign="top"><p>2 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Обеспечить мотивацию к учебной деятельности учащихся, принятие ими целей урока</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>Просмотр отрывка из фильма «Марсианин» </p><iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/pbfW83qxXHc" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen></iframe></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач: идея доставки экспедиции на Марс, как первого шага в колонизации Марса является проявлением феномена экспансии человечества. Более близкая цель прямое включение человеческого разума в исследование Марса, как части окружающего мира.</p></td>
<td valign="top"><p>– формулируют цель: изучить характеристики планеты земной группы – Марса.</p>
<p>– записывают тему урока в рабочих тетрадях. </p></td>
<td valign="top"><p>3 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Актуализация знаний</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Актуализировать субъектный опыт учащихся.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>ЭФУ Астрономия, параграф 18. стр. 99.</p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– опора на материал прошлого урока: Марс – четвертая планета от Солнца и самая похожая на Землю. Мы знаем нашего соседа также по второму наименованию – «Красная планета». Свое имя получил в честь бога войны у римлян. Дело в его красном цвете, созданном оксидом железа. Каждые несколько лет планета располагается ближе всего к нам и ее можно отыскать в ночном небе. </p></td>
<td valign="top"><p>– высказывают гипотезы о приоритете изучения ближайших планет, мысли о их колонизации, почерпнутые из научно-популярной и художественной литературы и фильмов.</p>
<p> </p></td>
<td valign="top"><p>5 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Первичное усвоение новых знаний</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала и создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>ЭФУ Астрономия, параграф 18. стр. 104 – 107.</p>
<p>Видеофрагмент: марсоход Curiosity – видео с Марса,</p>
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/HgHqDbSKXUc" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen></iframe> </td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– заостряет внимание на сведениях которые необходимо выделить из ЭФУ.</p>
<p>– помогает обучающимся, у которых возникают трудности во время работы.</p>
<p>– руководит процессом.</p></td>
<td valign="top"><p>– записывают основные сведения о Марсе в рабочих тетрадях.</p>
<p>– задают вопросы.</p></td>
<td valign="top"><p>10 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Первичная проверка понимания изученного</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся и провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p> ЭФУ Астрономия, параграф 18. стр. 108</p>
<p>Google Mars.</p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– формулирует вопросы из истории изучения и новейших открытий, связанных с изучением Марса.</p></td>
<td valign="top"><p>– отвечают на вопросы, используя приложение Google Mars </p></td>
<td valign="top"><p>3 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Первичное закрепление новых знаний и способов действий</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>StarCalc.</p>
<p>AbakBot </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– дает задание с использованием программы StarCalc или AbakBot (по вариантам).</p>
<p>– предлагает для визуализации обучения так же воспользоваться программой Celestia (по желанию).</p></td>
<td valign="top"><p>– используя программу StarCalc, находят на активной карте звездного неба Марс, находят время его восхода и заката в день проведения занятия.</p>
<p>– используя программу StarCalc, находят на активной карте звездного неба Марс, находят экваториальные и горизонтальные координаты Марса.</p>
<p>– используя онлайн сервис AbakBot, определяют горизонтальные и экваториальные координаты Марса.</p></td>
<td valign="top"><p>8 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Обобщение и систематизация знаний</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся и обобщённых понятий.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p> </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– предлагает задание для малых групп (4 чел.): создать список необходимых профессий для экспедиции на Марс, обосновать свое мнение.</p></td>
<td valign="top"><p>– работают в малых группах (занесение результатов в гугл-документ по ссылке https://docs.google.com/document/d/1YT2Sesmx9DL_yjSLx6Wn4rwGmZXe5RUDyVo35EZlhno/edit).</p></td>
<td valign="top"><p>8 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Информация о домашнем задании, инструктаж</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>ЭФУ Астрономия, параграф 18, стр. 107.</p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– планирование работы на следующий урок.</p>
<p>– предлагает домашнее задание на следующий урок: выполнить упр. 14. </p>
<p> </p></td>
<td valign="top"><p>Записывают задание, задают уточняющие вопросы.</p></td>
<td valign="top"><p>3 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Подведение итогов занятия</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Дать качественную оценку работы группы и отдельных обучающихся.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p> </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– сообщение преподавателя, выставление отметок в журнал самым активным обучающимся.</p></td>
<td valign="top"><p>– подведение итогов самими учащимися</p></td>
<td valign="top"><p>2 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Рефлексия (подведение итогов занятия)</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо– эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одногруппниками.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p> </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– создаёт условия для заключительной рефлексии: </p>
<p>-Сегодня на уроке я научилась(ся)… </p>
<p>-Сегодня на уроке я узнал(а)… </p>
<p>-Особенно интересным было…</p></td>
<td valign="top"><p>– оценивают свои знания.</p></td>
<td valign="top"><p>1 мин.</p></td>
</tr>
</table>
<p>Добрый день. Сегодня мы представим, что мы не группа на уроке, а команда, работающая над давней мечтой человечества. </p>
<blockquote>
<p>Марс (Материал учебника Астрономия стр. 104-106.)</p>
<p>Интерес к Марсу в значительной степени всегда был связан с надеждой обнаружить на этой планете жизнь, а может быть, и разумных обитателей.</p>
<p>Во время противостояний даже в небольшой телескоп на Марсе можно заметить белые полярные шапки, а также тёмные пятна (моря) на общем оранжево-красном фоне материков. Период обращения Марса вокруг оси (24 ч 37 мин) лишь немного отличается от земных суток. Наклон оси вращения планеты к плоскости орбиты (65°) также близок к земному. Происходящие вследствие этого сезонные изменения на поверхности Марса нередко рассматривались как аналог явлений, наблюдаемых в растительном мире нашей планеты, и доказательство наличия жизни.</p>
<p>На панорамах поверхности, полученных в районах посадки космических аппаратов, она предстаёт перед нами как каменистая пустыня (см. цветную вклейку VI). Исследования химического состава марсианского грунта, которые проведены автоматическими станциями «Викинг», показали высокое содержание в этих породах кремния (до 20%), железа (до 14%). Красноватая окраска поверхности Марса, как и предполагалось, объясняется присутствием оксидов железа в виде такого известного на Земле минерала, как лимонит.</p>
<p>Из всех планет Марс более всего похож на Землю по характеру процессов, происходящих в атмосфере. Но природные условия на Марсе весьма суровы: средняя температура на его поверхности –60 °С и крайне редко бывает положительной. На полюсах температура падает до –150 °С, при этом замерзает не только вода, но и углекислый газ, превращаясь в «сухой лёд». Полярные шапки Марса состоят из нескольких слоёв. Основным из них является нижний слой толщиной несколько километров, который состоит из обычного водяного льда, смешанного с пылью. Этот слой существует постоянно и не исчезает даже в период марсианского лета. В отличие от него, верхний слой толщиной не более 1 м, состоящий из «сухого льда» CO2 — оксида углерода (IV), с повышением температуры практически полностью испаряется. Выделяющийся при этом углекислый газ повышает атмосферное давление. Перепад давления создаёт условия для сильных ветров, скорость которых может достигать 70 км/ч, и возникновения пылевых бурь. Их длительность может составлять 50—100 суток. При этом в атмосферу поднимается порядка миллиона тонн пыли, удерживаясь во взвешенном состоянии на высоте порядка 10 км. Во время пылевых бурь резко меняется климатическая обстановка на всей планете.</p>
<p>Воды в атмосфере Марса мало, но при низком атмосферном давлении и низких температурах даже такого количества достаточно для образования ледяных облаков и туманов. Среди различных видов этих облаков встречаются похожие на земные (например, перистые), но все они по сравнению с облачными покровами Земли выглядят значительно скромнее. Туманы наблюдаются в низменных районах Марса в холодное время суток. В зимние месяцы даже вблизи экватора на поверхности может появляться тонкий слой инея. А тонкий слой полярной шапки из сухого льда распространяется до широты 50°.</p>
<p>Тщательные исследования поверхности Марса и наблюдения за погодными явлениями были проведены в 1997—1998 гг. передвижной автоматической лабораторией «Mars Pathfinder».</p>
<p>Очевидно, что значительные запасы воды на Марсе сосредоточены под поверхностью в толстом слое многолетней мерзлоты, аналогичном существующему в северных широтах Земли. В пользу такого предположения свидетельствует, например, форма выбросов на внешних склонах некоторых метеоритных кратеров, которая объясняется плавлением подповерхностного льда при ударе метеорита и стеканием образовавшихся при этом грязевых потоков. В современных условиях вода в жидком виде не может существовать на поверхности Марса. Возможно, что в прошлом плотность марсианской атмосферы была выше. На эту мысль наводит наличие на его поверхности протяжённых ветвящихся долин, которые тянутся порой на сотни километров и напоминают по своему виду русла высохших земных рек (см. рис. 3 на цветной вклейке V).</p>
<p>Автоматическая биологическая лаборатория, которую американские космические аппараты «Викинг» доставили на поверхность планеты, провела три вида экспериментов по обнаружению жизни. Первый из них — поиск следов фотосинтеза в марсианском грунте. В ходе второго грунт помещали в питательный бульон и фиксировали происходившие в нём изменения. Третий предусматривал прокаливание грунта с целью обнаружения органических соединений. Убедительных доказательств наличия на Марсе жизни в настоящее время или следов прошлой жизнедеятельности не было получено ни в одном из этих экспериментов.</p>
</blockquote>
<p>Изучение и колонизация далеких планет описаны в фантастических книгах и фильмах. Какие книги Вы читали? Какие фильмы об освоении Марса Вы смотрели? Как Вы считаете нужно ли человечеству изучать другие планеты? А нужно ли колонизировать их? (Обсуждение) (Слайд 4 – отрывок из фильма «Марсианин»)</p>
<p>Теперь перейдем к работе над изучением планеты. Как Вы думаете что мы увидим, когда сядем на Марс? (Ответы обучающихся) (Слайд 4 – видео с марсохода.)</p>
<blockquote>
<p> «Марс-3» — это название автоматической межпланетной станции, которое распространяется и на спускаемый аппарат с автоматической марсианской станцией, находившийся у неё на борту. Учёные запустили «Марс-3» к четвёртой планете от Солнца 28 мая 1971 года на ракете-носителе «Протон-К» с космодрома Байконур. После выхода межпланетной станции на орбиту спускаемому модулю предстояло сесть на поверхность.</p>
<p>2 декабря произошла посадка; процесс длился примерно 4,5 часа. Несмотря на скудные сведения о поверхности планеты, которыми располагали учёные, спуск с орбиты проходил по плану. «Марс-3» сел между областями Электрис и Фаэтонис, а если точнее — в плоском кратере Птолемей.</p>
<p>В свою очередь, межпланетная станция, оставаясь на орбите, сделала вокруг Марса 20 витков и в течение этого времени продолжала передавать на Землю данные, в том числе о составе атмосферы и магнитном поле планеты.</p>
<p>Однако некоторым планам учёных не суждено было осуществиться. Всё, что успел сделать спускаемый аппарат после мягкой посадки, — это передать одну нечёткую фотографию. Качество снимка не позволяет толком понять, что изображено, поэтому науке фотография ценных сведений не предоставила. Да и приём сигналов от «Марса-3» продолжался чуть более 14 секунд, а затем связь прервалась по неизвестной причине. Возможно, к поломке аппаратуры привела глобальная марсианская пылевая буря.</p>
<p>Источник: https://russian.rt.com/science/article/337938-mars-posadka-sssr</p>
</blockquote>
<p>Воспользуемся учебником Астрономии и ресурсами сети Internet заполним таблицу характеристик планеты Марс.</p>
<table border="1" cellspacing="0" cellpadding="0">
<tr>
<td valign="top"><p> Средняя орбитальная скорость, км/с </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Среднее расстояние от Солнца, км </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Масса, кг </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Экваториальный радиус, км </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Полярный радиус, км северный южный </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Средняя плотность, г/см<sup>3</sup> </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Наклонение экватора к орбите, град. </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
</table>
<p>Используя приложение Google Mars, ответьте, пожалуйста, на некоторые дополнительные вопросы:</p>
<ul>
<li>Высота горы Олимп?</li>
<li>Размеры долины Маринера?</li>
<li>Размер Марса относительно Земли.</li>
<li>Есть ли вода на Марсе?</li>
<li>Состав атмосферы Марса?</li>
<li>Длительность марсианских сезонов? </li>
<li>Сколько спутников у Марса? </li>
<li>Назовите их. </li>
</ul>
<p>Чтобы полететь на Марс, обязательно нужно знать его координаты. Работаем по вариантам, для большей точности вычислений: </p>
<ul>
<li>Используя программу StarCalc, найти на активной карте звездного неба Марс и время его восхода, заката в день проведения занятия.</li>
<li>Используя программу StarCalc, найти на активной карте звездного неба Марс, находят экваториальные и горизонтальные координаты Марса.</li>
<li>Используя онлайн сервис AbakBot, определить горизонтальные и экваториальные координаты Марса.</li>
</ul>
<p>Теперь мы знаем куда лететь. Чтобы экспедиция была успешной так же очень важно правильно подобрать экипаж. Какие специалисты необходимы, чтобы долететь до пункта назначения, изучить планету и составить анализ вероятной колонизации планеты? Постарайтесь, по мере возможности, предупредить максимальное количество нештатных ситуаций. Каждая команда из 4 человек может выбрать себе название и заполнить свою часть в google-document по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1YT2Sesmx9DL_yjSLx6Wn4rwGmZXe5RUDyVo35EZlhno/edit.</p>
<p>Теперь, когда мы сформировали экипаж, знаем куда и зачем лететь… Поехали! (Слайд 10 – видео «Гагарин. Поехали.»)</p>
<p><strong>Предмет: </strong>Астрономия</p>
<p><strong>Курс колледжа:</strong> 1</p>
<p><strong>Линия УМК:</strong> Б.А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (11) </p>
<p><strong>Тема: </strong>Планеты земной группы. Марс.</p>
<p><strong>Планируемые образовательные результаты:</strong></p>
<p><strong>Предметные</strong></p>
<ul>
<li>Умение сравнивать, делать выводы;</li>
<li>Получение новых знаний в естественнонаучной картине мира.<strong></strong></li>
</ul>
<p><strong>Метапредметные</strong></p>
<ul>
<li>Определение общей цели и пути ее достижения;<strong></strong></li>
<li>Овладения навыками защиты учебной деятельности;<strong></strong></li>
<li>Развитие познавательной инициативы.<strong></strong></li>
</ul>
<p><strong>Личностные</strong></p>
<ul>
<li>Развитие мотива учебной деятельности;<strong></strong></li>
<li>Развитие самостоятельности.<strong></strong></li>
</ul>
<h2>Пояснительная записка</h2>
<table border="1" cellspacing="0" cellpadding="0">
<tr>
<td colspan="12" valign="top"><p align="center"><strong>Общая часть</strong> </p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="2" valign="top"><p>Предмет</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Класс</p></td>
<td colspan="8" valign="top"><p>Тема урока</p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="2" valign="top"><p>Астрономия</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>1 курс колледжа</p></td>
<td colspan="8" valign="top"><p>Планеты земной группы. Марс.</p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="12" valign="top"><p align="center"><strong>Используемый учебник</strong> </p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="6" valign="top"><p>Название</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Класс</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>Авторы</p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="6" valign="top"><p>Астрономия</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>11</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. </p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="12" valign="top"><p align="center"><strong>Планируемые образовательные результаты</strong> </p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4" valign="top"><p align="center">Предметные</p></td>
<td colspan="5" valign="top"><p align="center">Метапредметные</p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p align="center">Личностные</p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4" valign="top"><p>Умение сравнивать, делать выводы;</p>
<p>Получение новых знаний в естественнонаучной картине мира.</p></td>
<td colspan="5" valign="top"><p>Определение общей цели и пути ее достижения;</p>
<p>Овладения навыками защиты учебной деятельности;</p>
<p>Развитие познавательной инициативы.</p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>Развитие мотива учебной деятельности;</p>
<p>Развитие самостоятельности.</p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="5" valign="top"><p align="center"><strong>ТСО (оборудование)</strong> </p></td>
<td colspan="7" valign="top"><p align="center"><strong>Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)</strong> </p></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="5" valign="top"><p>Интерактивная доска IQBoard </p>
<p>ПК преподавателя</p>
<p>Ноутбуки, планшеты или смартфоны обучающихся</p></td>
<td colspan="7" valign="top"><ul>
<li>ЭФУ Астрономия 11, Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К.</li>
<li>StarCalc – это быстрая астрономическая программа-планетарий, которая позволяет получать изображения звездного неба для любого момента времени и любой точки земного шара как для всей небесной полусферы целиком, так и для её увеличенной части.</li>
<li>Google Mars – гугл карта Марса http://spacegid.com/nablyudeniya-za-krasnoy-planetoy.</li>
<li>AbakBot – онлайн сервис. Калькуляторы и справочники.</li>
<li>Celestia — свободная трёхмерная астрономическая программа. </li>
<li>Видеофрагмент: марсоход Curiosity – видео с Марса</li>
<li>Отрывок из фильма «Марсианин» </li>
<li>Запись запуска «Гагарин. Поехали»</li>
</ul>
</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="12" valign="top"><p align="center"><strong>Организационная структура урока</strong> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p align="center">Этап урока </p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p align="center">Образовательные задачи </p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p align="center">Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p align="center">Деятельность учителя </p></td>
<td valign="top"><p align="center">Деятельность обучающихся </p></td>
<td valign="top"><p align="center">длит. этапа (мин) </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Организационный момент</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Слушать и понимать речь преподавателя;</p>
<p>уметь с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p> </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– Приветствие обучающихся.</p>
<p>– Проверяет готовность обучающихся к уроку.</p></td>
<td valign="top"><p>– Приветствие преподавателя.</p>
<p>– Самопроверка готовности к уроку.</p></td>
<td valign="top"><p>2 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Обеспечить мотивацию к учебной деятельности учащихся, принятие ими целей урока</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>Просмотр отрывка из фильма «Марсианин» </p><iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/pbfW83qxXHc" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen></iframe></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач: идея доставки экспедиции на Марс, как первого шага в колонизации Марса является проявлением феномена экспансии человечества. Более близкая цель прямое включение человеческого разума в исследование Марса, как части окружающего мира.</p></td>
<td valign="top"><p>– формулируют цель: изучить характеристики планеты земной группы – Марса.</p>
<p>– записывают тему урока в рабочих тетрадях. </p></td>
<td valign="top"><p>3 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Актуализация знаний</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Актуализировать субъектный опыт учащихся.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>ЭФУ Астрономия, параграф 18. стр. 99.</p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– опора на материал прошлого урока: Марс – четвертая планета от Солнца и самая похожая на Землю. Мы знаем нашего соседа также по второму наименованию – «Красная планета». Свое имя получил в честь бога войны у римлян. Дело в его красном цвете, созданном оксидом железа. Каждые несколько лет планета располагается ближе всего к нам и ее можно отыскать в ночном небе. </p></td>
<td valign="top"><p>– высказывают гипотезы о приоритете изучения ближайших планет, мысли о их колонизации, почерпнутые из научно-популярной и художественной литературы и фильмов.</p>
<p> </p></td>
<td valign="top"><p>5 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Первичное усвоение новых знаний</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала и создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>ЭФУ Астрономия, параграф 18. стр. 104 – 107.</p>
<p>Видеофрагмент: марсоход Curiosity – видео с Марса,</p>
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/HgHqDbSKXUc" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen></iframe> </td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– заостряет внимание на сведениях которые необходимо выделить из ЭФУ.</p>
<p>– помогает обучающимся, у которых возникают трудности во время работы.</p>
<p>– руководит процессом.</p></td>
<td valign="top"><p>– записывают основные сведения о Марсе в рабочих тетрадях.</p>
<p>– задают вопросы.</p></td>
<td valign="top"><p>10 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Первичная проверка понимания изученного</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся и провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p> ЭФУ Астрономия, параграф 18. стр. 108</p>
<p>Google Mars.</p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– формулирует вопросы из истории изучения и новейших открытий, связанных с изучением Марса.</p></td>
<td valign="top"><p>– отвечают на вопросы, используя приложение Google Mars </p></td>
<td valign="top"><p>3 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Первичное закрепление новых знаний и способов действий</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>StarCalc.</p>
<p>AbakBot </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– дает задание с использованием программы StarCalc или AbakBot (по вариантам).</p>
<p>– предлагает для визуализации обучения так же воспользоваться программой Celestia (по желанию).</p></td>
<td valign="top"><p>– используя программу StarCalc, находят на активной карте звездного неба Марс, находят время его восхода и заката в день проведения занятия.</p>
<p>– используя программу StarCalc, находят на активной карте звездного неба Марс, находят экваториальные и горизонтальные координаты Марса.</p>
<p>– используя онлайн сервис AbakBot, определяют горизонтальные и экваториальные координаты Марса.</p></td>
<td valign="top"><p>8 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Обобщение и систематизация знаний</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся и обобщённых понятий.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p> </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– предлагает задание для малых групп (4 чел.): создать список необходимых профессий для экспедиции на Марс, обосновать свое мнение.</p></td>
<td valign="top"><p>– работают в малых группах (занесение результатов в гугл-документ по ссылке https://docs.google.com/document/d/1YT2Sesmx9DL_yjSLx6Wn4rwGmZXe5RUDyVo35EZlhno/edit).</p></td>
<td valign="top"><p>8 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Информация о домашнем задании, инструктаж</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p>ЭФУ Астрономия, параграф 18, стр. 107.</p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– планирование работы на следующий урок.</p>
<p>– предлагает домашнее задание на следующий урок: выполнить упр. 14. </p>
<p> </p></td>
<td valign="top"><p>Записывают задание, задают уточняющие вопросы.</p></td>
<td valign="top"><p>3 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Подведение итогов занятия</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Дать качественную оценку работы группы и отдельных обучающихся.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p> </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– сообщение преподавателя, выставление отметок в журнал самым активным обучающимся.</p></td>
<td valign="top"><p>– подведение итогов самими учащимися</p></td>
<td valign="top"><p>2 мин.</p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p>Рефлексия (подведение итогов занятия)</p></td>
<td colspan="2" valign="top"><p>Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо– эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одногруппниками.</p></td>
<td colspan="4" valign="top"><p> </p></td>
<td colspan="3" valign="top"><p>– создаёт условия для заключительной рефлексии: </p>
<p>-Сегодня на уроке я научилась(ся)… </p>
<p>-Сегодня на уроке я узнал(а)… </p>
<p>-Особенно интересным было…</p></td>
<td valign="top"><p>– оценивают свои знания.</p></td>
<td valign="top"><p>1 мин.</p></td>
</tr>
</table>
<p>Добрый день. Сегодня мы представим, что мы не группа на уроке, а команда, работающая над давней мечтой человечества. </p>
<blockquote>
<p>Марс (Материал учебника Астрономия стр. 104-106.)</p>
<p>Интерес к Марсу в значительной степени всегда был связан с надеждой обнаружить на этой планете жизнь, а может быть, и разумных обитателей.</p>
<p>Во время противостояний даже в небольшой телескоп на Марсе можно заметить белые полярные шапки, а также тёмные пятна (моря) на общем оранжево-красном фоне материков. Период обращения Марса вокруг оси (24 ч 37 мин) лишь немного отличается от земных суток. Наклон оси вращения планеты к плоскости орбиты (65°) также близок к земному. Происходящие вследствие этого сезонные изменения на поверхности Марса нередко рассматривались как аналог явлений, наблюдаемых в растительном мире нашей планеты, и доказательство наличия жизни.</p>
<p>На панорамах поверхности, полученных в районах посадки космических аппаратов, она предстаёт перед нами как каменистая пустыня (см. цветную вклейку VI). Исследования химического состава марсианского грунта, которые проведены автоматическими станциями «Викинг», показали высокое содержание в этих породах кремния (до 20%), железа (до 14%). Красноватая окраска поверхности Марса, как и предполагалось, объясняется присутствием оксидов железа в виде такого известного на Земле минерала, как лимонит.</p>
<p>Из всех планет Марс более всего похож на Землю по характеру процессов, происходящих в атмосфере. Но природные условия на Марсе весьма суровы: средняя температура на его поверхности –60 °С и крайне редко бывает положительной. На полюсах температура падает до –150 °С, при этом замерзает не только вода, но и углекислый газ, превращаясь в «сухой лёд». Полярные шапки Марса состоят из нескольких слоёв. Основным из них является нижний слой толщиной несколько километров, который состоит из обычного водяного льда, смешанного с пылью. Этот слой существует постоянно и не исчезает даже в период марсианского лета. В отличие от него, верхний слой толщиной не более 1 м, состоящий из «сухого льда» CO2 — оксида углерода (IV), с повышением температуры практически полностью испаряется. Выделяющийся при этом углекислый газ повышает атмосферное давление. Перепад давления создаёт условия для сильных ветров, скорость которых может достигать 70 км/ч, и возникновения пылевых бурь. Их длительность может составлять 50—100 суток. При этом в атмосферу поднимается порядка миллиона тонн пыли, удерживаясь во взвешенном состоянии на высоте порядка 10 км. Во время пылевых бурь резко меняется климатическая обстановка на всей планете.</p>
<p>Воды в атмосфере Марса мало, но при низком атмосферном давлении и низких температурах даже такого количества достаточно для образования ледяных облаков и туманов. Среди различных видов этих облаков встречаются похожие на земные (например, перистые), но все они по сравнению с облачными покровами Земли выглядят значительно скромнее. Туманы наблюдаются в низменных районах Марса в холодное время суток. В зимние месяцы даже вблизи экватора на поверхности может появляться тонкий слой инея. А тонкий слой полярной шапки из сухого льда распространяется до широты 50°.</p>
<p>Тщательные исследования поверхности Марса и наблюдения за погодными явлениями были проведены в 1997—1998 гг. передвижной автоматической лабораторией «Mars Pathfinder».</p>
<p>Очевидно, что значительные запасы воды на Марсе сосредоточены под поверхностью в толстом слое многолетней мерзлоты, аналогичном существующему в северных широтах Земли. В пользу такого предположения свидетельствует, например, форма выбросов на внешних склонах некоторых метеоритных кратеров, которая объясняется плавлением подповерхностного льда при ударе метеорита и стеканием образовавшихся при этом грязевых потоков. В современных условиях вода в жидком виде не может существовать на поверхности Марса. Возможно, что в прошлом плотность марсианской атмосферы была выше. На эту мысль наводит наличие на его поверхности протяжённых ветвящихся долин, которые тянутся порой на сотни километров и напоминают по своему виду русла высохших земных рек (см. рис. 3 на цветной вклейке V).</p>
<p>Автоматическая биологическая лаборатория, которую американские космические аппараты «Викинг» доставили на поверхность планеты, провела три вида экспериментов по обнаружению жизни. Первый из них — поиск следов фотосинтеза в марсианском грунте. В ходе второго грунт помещали в питательный бульон и фиксировали происходившие в нём изменения. Третий предусматривал прокаливание грунта с целью обнаружения органических соединений. Убедительных доказательств наличия на Марсе жизни в настоящее время или следов прошлой жизнедеятельности не было получено ни в одном из этих экспериментов.</p>
</blockquote>
<p>Изучение и колонизация далеких планет описаны в фантастических книгах и фильмах. Какие книги Вы читали? Какие фильмы об освоении Марса Вы смотрели? Как Вы считаете нужно ли человечеству изучать другие планеты? А нужно ли колонизировать их? (Обсуждение) (Слайд 4 – отрывок из фильма «Марсианин»)</p>
<p>Теперь перейдем к работе над изучением планеты. Как Вы думаете что мы увидим, когда сядем на Марс? (Ответы обучающихся) (Слайд 4 – видео с марсохода.)</p>
<blockquote>
<p> «Марс-3» — это название автоматической межпланетной станции, которое распространяется и на спускаемый аппарат с автоматической марсианской станцией, находившийся у неё на борту. Учёные запустили «Марс-3» к четвёртой планете от Солнца 28 мая 1971 года на ракете-носителе «Протон-К» с космодрома Байконур. После выхода межпланетной станции на орбиту спускаемому модулю предстояло сесть на поверхность.</p>
<p>2 декабря произошла посадка; процесс длился примерно 4,5 часа. Несмотря на скудные сведения о поверхности планеты, которыми располагали учёные, спуск с орбиты проходил по плану. «Марс-3» сел между областями Электрис и Фаэтонис, а если точнее — в плоском кратере Птолемей.</p>
<p>В свою очередь, межпланетная станция, оставаясь на орбите, сделала вокруг Марса 20 витков и в течение этого времени продолжала передавать на Землю данные, в том числе о составе атмосферы и магнитном поле планеты.</p>
<p>Однако некоторым планам учёных не суждено было осуществиться. Всё, что успел сделать спускаемый аппарат после мягкой посадки, — это передать одну нечёткую фотографию. Качество снимка не позволяет толком понять, что изображено, поэтому науке фотография ценных сведений не предоставила. Да и приём сигналов от «Марса-3» продолжался чуть более 14 секунд, а затем связь прервалась по неизвестной причине. Возможно, к поломке аппаратуры привела глобальная марсианская пылевая буря.</p>
<p>Источник: https://russian.rt.com/science/article/337938-mars-posadka-sssr</p>
</blockquote>
<p>Воспользуемся учебником Астрономии и ресурсами сети Internet заполним таблицу характеристик планеты Марс.</p>
<table border="1" cellspacing="0" cellpadding="0">
<tr>
<td valign="top"><p> Средняя орбитальная скорость, км/с </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Среднее расстояние от Солнца, км </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Масса, кг </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Экваториальный радиус, км </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Полярный радиус, км северный южный </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Средняя плотность, г/см<sup>3</sup> </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
<tr>
<td valign="top"><p> Наклонение экватора к орбите, град. </p></td>
<td valign="top"><p> </p></td>
</tr>
</table>
<p>Используя приложение Google Mars, ответьте, пожалуйста, на некоторые дополнительные вопросы:</p>
<ul>
<li>Высота горы Олимп?</li>
<li>Размеры долины Маринера?</li>
<li>Размер Марса относительно Земли.</li>
<li>Есть ли вода на Марсе?</li>
<li>Состав атмосферы Марса?</li>
<li>Длительность марсианских сезонов? </li>
<li>Сколько спутников у Марса? </li>
<li>Назовите их. </li>
</ul>
<p>Чтобы полететь на Марс, обязательно нужно знать его координаты. Работаем по вариантам, для большей точности вычислений: </p>
<ul>
<li>Используя программу StarCalc, найти на активной карте звездного неба Марс и время его восхода, заката в день проведения занятия.</li>
<li>Используя программу StarCalc, найти на активной карте звездного неба Марс, находят экваториальные и горизонтальные координаты Марса.</li>
<li>Используя онлайн сервис AbakBot, определить горизонтальные и экваториальные координаты Марса.</li>
</ul>
<p>Теперь мы знаем куда лететь. Чтобы экспедиция была успешной так же очень важно правильно подобрать экипаж. Какие специалисты необходимы, чтобы долететь до пункта назначения, изучить планету и составить анализ вероятной колонизации планеты? Постарайтесь, по мере возможности, предупредить максимальное количество нештатных ситуаций. Каждая команда из 4 человек может выбрать себе название и заполнить свою часть в google-document по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1YT2Sesmx9DL_yjSLx6Wn4rwGmZXe5RUDyVo35EZlhno/edit.</p>
<p>Теперь, когда мы сформировали экипаж, знаем куда и зачем лететь… Поехали! (Слайд 10 – видео «Гагарин. Поехали.»)</p>
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.