ЕГЭ-2019 по литературе. Задание 11
Предлагаем вашему вниманию разбор 11 задания по литературе к ЕГЭ-2019 с комментариями эксперта.Разбор заданий демоверсии ЕГЭ-2019 по литературе
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!Пускай заманит и обманет, –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..(А.А. Блок, 1908)
Ответами к заданиям 10–14 являются слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Задание 11
Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.
Ответ: шестая.
Разбор задания
Актуализация знаний по теме «Выразительность русской речи»
Аллегория |
Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ |
Прекрасен царскосельский сад, (А. Пушкин) |
Аллитерация |
Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков |
Свищет ветер, серебряный ветер (С.Есенин) |
Анафора |
Одинаковое начало нескольких соседних предложений |
Берегите друг друга, |
Антитеза |
Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления |
"Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского. |
Ассонанс |
Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков |
Мело, мело по всей земле |
Гипербола |
Художественное преувеличение |
шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) |
Градация |
Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости |
Завыл, запел, взлетел под небо камень, |
Именительный темы |
Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях |
Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?! |
Инверсия |
Нарушение прямого порядка слов |
Роняет лес багряный свой убор, |
Ирония |
Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому |
Граф Хвостов, |
Композиционный стык |
Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его |
На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков) |
Лексический повтор |
Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания |
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков) |
Литота |
Художественное преуменьшение |
«мальчик с пальчик» |
Метафора |
Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) |
Метонимия |
Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Сюда по новым им волнам (А.С.Пушкин) |
Многосоюзие |
Намеренное использование повторяющегося союза |
Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В.Инбер) |
Окказионализмы |
Индивидуальные авторские словообразования |
...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов) |
Оксюморон |
Сочетание противоположных по значению слов |
Туристы в родном городе. (Тэффи) |
Олицетворение |
Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы |
Утешится безмолвная печаль, (А.С.Пушкин) |
Парцелляция |
Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки |
Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных. |
Перифраз |
Замена слова (словосочетания) описательным оборотом |
«люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Риторический вопрос, восклицание, обращение |
Выражение утверждения в вопросительной форме; |
О Волга! Колыбель моя! (Н. Некрасов) |
Ряды, парное соединение однородных членов |
Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
...Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак) |
Сарказм |
Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры |
Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина. |
Синекдоха |
Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного |
Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин) |
Синтаксический параллелизм |
Сходное, параллельное построение фраз, строк |
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) |
Сравнение |
Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак |
Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |
Умолчание |
Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять |
Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... (И.А.Крылов) |
Эллипсис |
Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи. |
Мы села – в пепел, грады – в прах, (В.А.Жуковский) |
Эпитет |
Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление |
Но люблю я, весна золотая, (Н.Некрасов) |
Эпифора |
Одинаковая концовка нескольких предложений |
Весну заклинати, зиму провожати. |