Задание 25 ЕГЭ по химии 2019
Представляем вашему вниманию разбор 25 задания ЕГЭ-2019 по химии.Блок «Химическая реакция. Методы познания в химии. Химия и жизнь. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций»
Усвоение элементов содержания этого блока проверяется заданиями различного уровня сложности, в их числе 4 задания базового уровня сложности, 4 задания повышенного уровня сложности и 2 задания высокого уровня сложности.
Элементы содержания блока имеют прикладной и практико-ориентированный характер, что обусловливает некоторую особенность заданий, ориентированных на проверку усвоения данного материала.
Выполнение заданий этого блока предусматривает проверку сформированности следующих умений: использовать в конкретных ситуациях знания о применении изученных веществ и химических процессов, промышленных методах получения некоторых веществ и способах их переработки; планировать проведение эксперимента по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ на основе приобретённых знаний о правилах безопасной работы с веществами в быту; проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям.
Некоторые из элементов содержания данного блока, такие как определение характера среды водных растворов веществ, индикаторы, расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного, расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси, проверялись в рамках одного задания в комплексе с другими элементами содержания.
Рассмотрим задания этого блока из демонстрационного варианта.
#ADVERTISING_INSERT#
Задание 25 проверяет усвоение знаний о качественных реакциях на неорганические и органические вещества.
Задание 25
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить водные растворы этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ |
|
РЕАГЕНТ |
А) HNO3 и NaNO3 Б) KCl и NaОН В) NaCl и BaCl2 Г) AlCl3 и MgCl2 |
|
1) Cu 2) KOH 3) HCl 4) KNO3 5) CuSO4 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Это задание имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер. При его выполнении необходимо применить не только теоретические знания химических свойств веществ, но и умение планировать и проводить химический эксперимент. Для успешного выполнения этого задания необходим опыт проведения реального химического эксперимента.
Отличить азотную кислоту от нитрата натрия можно с помощью меди (1). Азотная кислота взаимодействует с медью с образованием нитрата меди (II) голубого цвета и выделением оксида азота (IV) или оксида азота (II) в зависимости от концентрации. Нитрат натрия с медью не реагирует.
Отличить хлорид калия от гидроксида натрия можно с помощью сульфата меди (II) (5), с которым гидроксид натрия взаимодействует с образованием осадка гидроксида меди (II) голубого цвета. Хлорид калия с сульфатом меди (II) не взаимодействует.
Хлорид бария, в отличие от хлорида натрия, взаимодействует с сульфатом меди (II) (5) с образованием белого кристаллического осадка сульфата бария.
И хлорид алюминия, и хлорид магния взаимодействуют с раствором гидроксида натрия (2) с образованием белых аморфных осадков соответствующих гидроксидов. Однако гидроксид алюминия, в отличие от гидроксида магния, растворяется в избытке раствора щелочи, т.к. обладает амфотерными свойствами.
Таким образом, правильный ответ – 1552.
Выполнение задания на проверку знаний о качественных реакциях традиционно является сложным для школьников. В 2018 г. с этим заданием успешно справились лишь 44,8 % экзаменуемых. Результаты выполнения этого задания свидетельствуют о том, что выпускники недостаточно прочно овладели навыками экспериментальной работы по изучению свойств веществ и проведению химических реакций. Это может быть связано со значительным сокращением времени, которое отводится на проведение реального химического эксперимента при изучении химии в школе.