Задание 9 ЕГЭ по физике 2019
Представляем вашему вниманию разбор 9 задания ЕГЭ-2019 по физике.
Сегодня я постараюсь рассмотреть все возможные виды заданий и разобрать их. Как и на первом нашем занятии, на слайдах будут показаны и основные формулы, которые, как я считаю, учащиеся обязательно должны знать и уметь применять, и сами задачи с их решением.
Задание 9
Это задание чаще всего содержит вопросы, связанные с изопроцессами с идеальным газом. Все виды изопроцессов и соответствующие законы и диаграммы приведены на слайде в виде таблицы, которую я составляю с учениками или по окончании изучения данной темы, или при подготовке к ЕГЭ. Демоверсия 2019 года, как и демоверсия 2018 года в задании 9 предлагает учащимся кроме анализа самого изопроцесса задействовать понятия из термодинамики – внутренняя энергия, количество теплоты или работа. В этом оно схоже с заданием 11, поэтому я бы хотел сказать несколько слов об общем подходе к такого рода заданиям, который я стараюсь выработать у учащихся при подготовке к ЕГЭ. Этот подход заключается в подробном анализе каждого процесса с помощью вот такой таблицы:
Процесс |
Р |
V |
Aг |
T |
U |
∆U |
Q |
|
|
|
|
|
|
|
|
Когда дети привыкают к такому анализу, то в дальнейшем составлять подобную таблицу им будет несложно, и это не будет занимать у них много времени, но зато поможет избежать многих ошибок при выполнении таких заданий. Задание 9 может отличаться от задания 11 только тем, что в нем чаще всего приходится вычислять какие-либо параметры состояния газа или термодинамические величины, а в задании 11 нужно лишь проанализировать процессы. Приведу несколько примеров задания 9 и задания 11 одновременно.
Задача 1
В первом примере, который я хотел бы рассмотреть, дана диаграмма изменения температуры газа в зависимости от его объёма. Сразу хочу отметить, что не стоит запоминать как выглядят диаграммы процессов в рV-, рТ- и VТ-диаграммах. Дело в том, что когда дети это запоминают, то они потом испытывают огромные трудности при решении заданий, в которых диаграммы представлены в ином виде – Тр, ТV, nT или других. Так что лучше научить их детальному анализу и чтению графика вне зависимости от того, в каких координатах он изображён.
Процесс |
р |
V |
Aг |
Т |
U |
∆U |
Q |
1-2 |
const |
↑ |
>0 |
↑ |
↑ |
> 0 |
> 0 |
2-3 |
↓ |
↑ |
>0 |
const |
const |
0 |
> 0 |
3-4 |
↓ |
const |
0 |
↓ |
↓ |
< 0 |
< 0 |
Задача 2
Во втором примере нужно не только проанализировать диаграмму процесса, но и рассчитать основные термодинамические величины – температуру, работу газа, изменение внутренней энергии и количество теплоты.
Процесс |
р |
V |
Aг |
Т |
U |
∆U |
Q |
1-2 |
const |
↓ в 3 р. |
Аг < 0 |
↓ в 3 р. |
↓ в 3 р. |
∆U < 0 |
Q < 0 |
2-3 |
↑ в 2 р. |
const |
Аг = 0 |
↑ в 2 р. |
↑ в 2 р. |
∆U > 0 |
Q > 0 |
